Предмет изучения – сам процесс порождения
психического акта восприятия, в котором и только в котором живёт и существует субъективная реальность воспринимаемого!
Это связано с тем, что с начала своего психического развития, у детей с подобным состоянием, выявляется неравномерность различных
психических актов, таких как восприятие, мышление, эмоции, память, волевые предпосылки.
Не что иное, как более или менее тёмное и полусознательное собрание воспоминаний разнообразных
психических актов, пережитых нами самими.
Под объективным исследованием психических явлений он понимал как выявление объективных факторов, обусловливающих возникновение
психических актов, так и анализ их объективных проявлений.
Они осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых является целостным
психическим актом, представляющим собой единство всех видов психических процессов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эстрогенный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это приводит к туманностям, ибо в одних случаях этим термином обозначается
психический акт вынесения определённого суждения, а в других – само суждение, как содержание такого акта.
Основным признаком волевого действия он считал предваряющее его принятие решения о совершении действия, когда действию предшествует полноценный
психический акт, выработка представления о цели, получение согласия на эту цель.
По форме они походили на приёмы лабораторного исследования, но смысл их применения был принципиально иным, ведь задачей психологического эксперимента является выяснение зависимости
психического акта от внешних и внутренних факторов, например характера восприятия – от внешних раздражителей, запоминания – от частоты и распределения во времени повторений и т. д.
Если в предыдущих работах значение рассматривалось им лишь в качестве ненаглядного содержания представлений, то в «Предмете и представлении» проводится различие между разнообразным содержанием
психических актов и значением как идеальным единством.
Если же количество наших
психических актов превышает предельно допустимый уровень, то возникает риск своеобразного «перегорания».
Построение сложного психического образа происходит с точки зрения гештальтпсихологии в инсайте – особом
психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
Лишь используя большой опыт, которым располагает психология в распознавании психических процессов, и, опираясь на не всегда удовлетворительную, но более или менее разработанную систему символов и понятий, обозначающих скрывающиеся за внешними актами
психические акты, исследователь в состоянии добиться правдоподобной психологической расшифровки наиболее типичных форм человеческого поведения.
Сам же
психический акт неизбежно обернётся при этом переживанием организма «состояний и процессов в его нервной системе», вызванных внешним воздействием.
Категории отношения присущи такие признаки, как заданная субъектом избирательность
психического акта, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определённому образу действия и др.
Он утверждал, что для психической области характерно то, что всякий
психический акт направлен на определённый объект.
Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм
психического акта.
Поэтому внешний факт решения или нерешения теста не определяет ещё внутренней природы соответствующих
психических актов.
Мы сейчас говорим об абстрактных схемах, но в любом
психическом акте обязательно есть такая реальная схема.
Очевидно, что любой
психический акт совершается не сам по себе, а отнесён к конкретному субъекту жизни и включён в контекст его развития.
Только тот акт сознания, посредством которого происходит интеграция дифференциалов процесса ощущения, является
психическим актом.
Не имея возможности говорить о последовательности в деталях, эта школа неокантианства в принципе стремится полностью игнорировать
психические акты познания, происходящие в индивиде.
Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних
психических актов и состояний и формирование устойчивой положительной самооценки.
Так, он стал говорить, что «во всех случаях, где сознательные
психические акты остаются без всякого внешнего выражения, явления эти сохраняют тем не менее природу рефлексов» [1953, с. 96], что совсем не очевидно.
При этом он вновь подчёркивает, что первая задача (изучение истории возникновения отдельных
психических актов) должна включать в себя и начало их, и внешнее проявление, т. е. двигательную реакцию, куда относится и речь.
Они являются apriori и не могут быть получены на пути психологического развития и аналогии, потому что психология, как наука об опыте, имеет дело только с индивидуальными
психическими актами и состояниями, как единственными непосредственно данными, но все они уже предполагают это apriori и определяются им.
Мы не только остаёмся самими собой в течение жизни, но «приплюсовываем» себя к себе в самых простейших
психических актах.
Выходит, не любой
психический акт заканчивается мышечным движением.
Как подступиться к изучению
психических актов.
Убеждение, что психическое лишь то, что сознательно, другими словами, что
психический акт начинается с момента его появления в сознании и кончается с переходом в бессознательное состояние, – до такой степени вкоренилось в умах людей, что перешло даже в разговорный язык образованных классов.
Если мы захотим разграничить понятие: чувство – настроение (Gemut) – эмоция – аффект так, чтобы оно стало пригодным для практического употребления, мы должны сначала установить, что в
психическом акте может иметь место лишь теоретическое, а не фактическое подразделение психических качеств, о которых идёт речь.
Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных
психических актов.
Разного рода
психические акты, характеризующие сознание и психику человека.
Все стороны человеческой психики неотделимы друг от друга, всякий
психический акт представляет неразрывное единство познавательных и эмоционально-волевых аспектов.
Подобно нервному,
психический акт имеет наряду с центральной фазой начальную и конечную, непосредственно соединяющие его с внешней средой.
Он ставит задачу доказать, что деятельность такого рода дробится на рефлексы, которые начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определённым
психическим актом и кончаются мышечным движением.
Следовательно,
психические акты обычного восприятия можно назватьбессознательными умозаключениями, отличая их от обычных, так называемых сознательных умозаключений.
Далее в своём рассуждении автор глубоко верно отличает
психический акт восприятия прекрасного от двух душевных движений, возбуждаемых в нас впечатлениями, приходящими извне, и называет его не просто чувством, а художественным созерцанием.
Прошло уже почти сто лет, с тех пор как дискуссия между локализационистами (считающими, что память, любовь к родине, речь и т. п. «локализуются в определённой зоне мозга») и антилокализационистами (считающими, что в реализации любого
психического акта участвует весь мозг целиком, холистично) была, казалось бы, прекращена.
Иначе говоря, человеческое мышление описывает «время» опять же не в непосредственной его данности (реальности), а опосредствуя (и, значит, подменяя) его человеческими пространственными представлениями и отношениями, то есть уже порождёнными продуктами
психических актов.
Для деятельностной парадигмы (способа мышления) основополагающим становится принцип обусловленности
психических актов деятельностью субъекта, что применительно к восприятию в наиболее развитой форме было разработано в понятиях перцептивного действия (Леонтьев, 1972; Величковский, 1982, Зинченко, Вергилес, 1969 и др.) и оперативного образа (Ошанин, 1998).
Психика как явление, подлежащее исследованию, всегда предстаёт перед исследователем в виде феноменологической данности (реакций, ощущений, образа, процессов, состояний, поведения и др. психических феноменов), т. е. со стороны продукта уже свершившегося или осуществляющегося
психического акта.
Если усилие, необходимое для мышечного движения, ещё может показатьсячем-то скорее физическим, чем психическим, то внимание– это уже несомненно
психический акт, причём акт, лежащий в основе психической деятельности как таковой.
Поэзии приходится говорить словами, т. е. символами
психических актов, а между теми и другими может быть установлено лишь весьма приблизительное и, притом, чисто условное отношение…
Вот-бытие
психического акта; динамический принцип, организующий все возможные динамики бессознательного и организмического.
Справедливо и обратное – любой физический процесс, в пределах организма или вне его, находит отражение в адекватном
психическом акте.
Однако все эти случаи доказывают только одно: беспричинных
психических актов не бывает, все они детерминированы не только внешними, но и внутренними факторами.
Первая связана с генезисом и по сути условнорефлекторным (пользуясь павловской терминологией) механизмом формирования
психических актов у ребёнка в онтогенезе, а вторая – с механизмом запуска (воспроизведения) выученных произвольных движений в каждом конкретном случае.
– Если разобрать весь акт, то в нём оказывается зрительное или слуховое представление, затем – сознание опасности и, наконец, целесообразное действие: все элементы рассуждения, умозаключения и разумного поступка; а между тем это, очевидно,
психический акт низшего разряда, имеющий вполне характер рефлекса.
Нельзя не обратить внимания и на весьма любопытную его фразу о наличии
психических актов, уклоняющихся по внешнему характеру от типа рефлексов.
Не означает ли это, что не все
психические акты рефлекторны или рефлексоподобны?