Всё это отражает необыкновенную сложность изучения
психики животных, и особенно интерпретации их субъективного мира.
Алкмеон не был склонен к отождествлению
психики животных и человека.
Поиски путей проникновения в
психику животных имеют свою историю.
Психика человека в отличие от
психики животных приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями.
Поэтому исследование
психики животных сводится к изучению различного рода объективных процессов, причём не только физиологических и биохимических, но и процессов поведения, поддающихся непосредственному наблюдению.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: писишка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поэтому
психика животных интересовала и продолжает интересовать представителей собственно биологических наук.
Наряду с лабораторными крысами его считали универсальным объектом для исследования любых аспектов
психики животных вообще и птиц в частности.
Для этого требуется, чтобы в
психике животного образовались определённые связи в результате многократного повторения одной и той же ситуации.
Психика животных издавна привлекала к себе внимание естествоиспытателей, психологов и философов.
Из этого вытекает двойственность значения зоопсихологии и даже двойственность задач, которые стоят перед исследователями, занимающимися
психикой животных.
Прикладное значение знаний о
психике животных иногда относится к решению злободневных проблем, связанных с охраной и защитой животного мира.
Он включает в себя ряд благотворительных инициатив и замыслов по реабилитации
психики животных.
Накопленные к началу 70-х годов представления о поведении и
психике животных явились преамбулой для начала обучения шимпанзе языкам-посредникам и обеспечили для них прочный физиологический фундамент.
Рассматривая
психику животных разного уровня филогенетического развития в свете этих двух критериев, он описал наиболее глубокие качественные изменения, которые она претерпела в процессе эволюции (животного мира), и выделил четыре основных стадии её развития (сенсорная, перцептивная, интеллект, сознание).
Изучение
психики животных составило целую ветвь психологии.
Именно этот последний механизм, согласно широко распространённой и популярной теории о главенстве принципа «стимул – реакция», считался основой
психики животных.
До этих работ мнение научного сообщества в отношении
психики животных было далеко не лестным: считалось, что они своего рода автоматы, которые только отвечают на стимулы – воздействия со стороны окружающей среды, считалось, что они делают это совершенно бездумно, не отдают себе отчёта в своих действиях.
Проблема инстинкта традиционно считается одной из самых сложных и дискуссионных в зоопсихологии и психологии человека, и тем более она сложна в плане сравнения
психики животных и человека (Фабри, 1993; Филиппова, 2012).
Она этим служит не только познанию
психики животных, но и вскрывает биологические предпосылки развития психики человека и помогает выявить её специфические особенности.
Но исследования последних десятков лет показали, что пропасть между психикой человека и
психикой животных гораздо меньше, чем кажется, а порой это вовсе и не пропасть, а так – небольшой зазор.
На третьей стадии развития
психики животных – стадии интеллектуального поведения – возникает способность животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, изобретать новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительно подготовительных действий для своего решения.
Но психика человека намного сложнее
психики животного, так как человек обладает сознанием.
А в целом, ощущения можно рассматривать как начальную форму
психики животных, подразумевающую наличие нервной ткани, в которой отражение объективной действительности выражается в виде идеальных образах.
Но это, подчеркнём особо, никак не характер
психики животной личности, а лично-духовный характервысшей души.
Напротив, деятельностный подход, явившийся одним из основных направлений советской психологии, подчёркивал специфику сознания в человеке, несводимость его закономерностей к закономерностям функционирования
психики животных, хотя эта специфика усматривалась не столько в интегральных личностных проявлениях, сколько в социокультурной обусловленности психологических механизмов человеческой деятельности.
Причём сами хозяева, как правило, не замечают момента, когда
психика животного изменяется не в лучшую сторону.
Понять детский мир, конечно, нелегко, но психологу-аналитику в этом случае на помощь толкованию по аналогии приходят воспоминания о собственных прежних переживаниях; гораздо затруднительнее положение исследователя по отношению к животным; аналогия тут играет весьма незначительную роль, поэтому доступ к
психике животных весьма ограничен.
Человеческое сознание, не в пример
психике животных, памятливо удерживает в деталях весь свой предшествующий опыт.
Утверждают, что
психика животных сплошь соткана из разнообразнейших условных и безусловных рефлексов, отказывают им во всяком проявлении сознания и самосознания, но скажите, откуда же тогда берётся это разительное несходство индивидуальностей в животном мире, эти ярко выраженные и противоположные характеры?
Зоопсихология –наука, описывающая закономерности формирования психики от наиболее примитивных до более сложных форм в эволюции, её проявления у различных современных животных, специфику отличия
психики животных от сознания человека.
Исключения травмировали
психику животного.
Одно из важных отличий человека от высшего животного состоит в том, что плоть и
психика животного обходятся только тем потоком жизненной энергии, которую получает с пищей, человеку же этого мало, его плоти и низшей душе необходим дополнительный приток филической энергии.
Именно поэтому в трудах этих психологов, подробно останавливавшихся на законах ощущений, представлений и ассоциаций, нельзя было встретить ни главы, посвящённой мышлению, ни описания того, что именно отличает
психику животных от сознательной деятельности человека.
Чем сложнее устроена
психика животного, чем больше мемстинктов и их элементов, тем сложнее отделить их друг от друга, тем более когда огромное количество одних и тех же элементов входит в состав разных мемстинктов.
Психика человека качественно отличается от
психики животной особи.
Возможно, что и раньше, вместе с формированием функции индивидуальной осмысленности саморегуляции, поскольку «… отражение в
психике животных смысловых характеристик объектов и явлений окружающей среды первично по отношению к возможности чисто познавательного отражения, то есть отражения ими свойств окружающего мира, имеющих косвенное, более опосредованное отношение к их жизнедеятельности» (там же).
Так, особенности
психики животных изучает зоопсихология.
– Много миллионов лет назад благодаря совершенствованию организмов и усложнению
психики животные открыли для себя эмоцию удовольствия.
Внешние факторы в осуществлении инстинкта интересны тем, что они демонстрируют (скажем прямо) чрезвычайную примитивность
психики животных.
Развитие
психики животных представляет собой предысторию развития высшей ступени психики – человеческого сознания – явления, свойственного человеку разумному, т. е. индивиду, перешедшему грань между животным миром и миром самопознания.
Вы искалечите
психику животного, подвергая его постоянному стрессу.
Кроме этого, организация
психики животного однозначно запрограммирована его генетикой, а вот психика человека не имеет такой программы, заданной от рождения.
Но возможности недостаточно, поскольку другого командира и советчика у
психики животного нет.
Видимо
психика животного была слабее человеческой, поэтому, я уверена, мне посчастливилось лицезреть первый в мире обморок малиоля.
В дальнейшем в течение миллионов лет нервная система и
психика животных становилась всё сложнее и достигла текущего высшего развития у человека.
Более того, многие современные учёные и целые лаборатории в новых формах и на новом уровне применяют разработанные ею методы (обучение выбору по образцу) и подходы (сравнительное изучение поведения и
психики животных разных филогенетических групп) и продолжают изучать когда-то затронутые ею проблемы (прежде всего предпосылки мышления человека).
В «Словаре-справочнике по зоопсихологии» В.П.Филипповой приводится такое определение психики: «
Психика животных является формой отражения, позволяющая животному организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды».
Он отказался от метода сбора фактов о поведении животных на основании устных рассказов и метода предположений для интерпретации этих фактов, высказывая по поводу такой психологии животных презрительные замечания, а психологов, придерживавшихся такого метода изучения
психики животных, называл «душевнобольными».
Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие
психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения.
Надо понимать очень важный момент: что на разных уровнях эволюционной лестницы происходит усложнение
психики животных.