Не существует даже общего языка между психотерапевтическими направлениями, не говоря уже о том, что язык
православной аскетики практически непонятен неподготовленному читателю.
Православная аскетика накопила многовековой опыт наблюдений и борьбы со страстями, который позволил свести их в чёткие схемы.
И поэтому изложение
православной аскетики более всего уместно на основании учения о восьми человеческих страстях и противоборстве с ними.
Если человек не следует нравственным принципам
православной аскетики, то это приводит к порабощению греху и виновнику его – диаволу.
Само собой разумеется, что ответить исчерпывающим образом на все эти вопросы можно было бы только в виде целого догматического богословия, но и его было бы недостаточно: надо было бы обратиться к духовным путям восточной
православной аскетики и попытаться воспроизвести в собственном живом опыте (конечно, в меру личных сил) её созерцательную практику.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вминание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понятно, что православная психотерапия не может избежать влияния на неё опыта
православной аскетики, опыта людей, которые внимательнейшим образом рассматривали своего «внутреннего человека».
Последним скажу откровенно: то, что вы здесь прочтёте, вовсе не очерк
православной аскетики.
Современная
православная аскетика – это то, что призвано обслуживать слабости и немощи современного человека.
– Но подожди, отче, а разве учение о страстях и добродетелях души не является основой
православной аскетики и мистического богословия ?
Дело в том, что такая наука в церкви есть и она называется
православной аскетикой, хотя это уже не совсем та аскетика, которой следовали первые отцы – подвижники.
– Отчасти знаком, – ответил монах, – нам в семинарии преподавали курс
православной аскетики.
И особенно с пользой для себя прочтут эту книгу любители
православной аскетики.
За духовным совершенством человеку нужно обращаться в другой институт и это институт
православной аскетики, как науки о совершенстве.
Настоящей
православной аскетики отцов белозерья в церкви нет уже более 500 лет.
Проще говоря, существующая сегодня
православная аскетика отражает вовсе не отеческий и не иноческий дух, а моральный кодекс католицизма времён святой инквизиции.
Как выяснилось позднее, из всех этих составляющих ключевую роль в создании курса сыграла именно соборность, которая и позволила нам слить в едином духе все наши мыли и представления о том, что такое православная психология через призму
православной аскетики.
С понятием греха связан второй термин
православной аскетики (науки о борьбе со страстями) – это понятие страсти.
Не любящие нас и хвалящие, а именно ненавидящие нас и наши враги по учению отцов и
православной аскетике являются нашими лучшими тренерами в жизни, которые и помогают нам вырабатывать непадательность, силу и несгибаемость духа, повышая совершенство души и силу любви.
Например, для понимания духовного содержания русской культуры особое значение имеет знакомство с традицией исихазма, в значительной мере определившего не только характер религиозной практики русского монашества, но и мировоззрение представителей светского общества, для которых русская
православная аскетика служила важнейшим духовно-нравственным ориентиром.
Вопрошающий ум не только опасен, но в конечном счёте саморазрушителен, поэтому зрелая
православная аскетика отсекает его разнообразные запросы и потребности.
– Нет, я имею в виду
православную аскетику.
В современной
православной аскетике полностью отсутствует сакральная и мистическая составляющая учения отцов о душе, которая в католицизме всегда была под запретом, как магическая и оккультная, а потому и не перешла в православие.
Согласись, кто-то тонко, лукаво и неприметно подменил все цели и задачи
православной аскетики с духовных на сугубо душевные, а с душевных на сугубо мирские, подложив мощный якорь или топор под компас церковного корабля, который и сделал крен от подлинного духовного совершенства в сторону победобесия и патриотизма.
– А откуда берёт начало
православная аскетика ?
Пожалуй, ни в каком другом художественном произведении не раскрыта столь глубоко суть
православной аскетики – науки о невидимой борьбе со страстями и помыслами, с тяжестью плоти и мирскими соблазнами.
Для нас это очень важная мысль, потому что она объясняет собой всю систему
православной аскетики и в то же время показывает, что христианство в целом и православие в особенности никогда не имели к телу ненависти или презрения.
Признавая стремление человека во что бы то ни стало получить удовольствие посредством угождения желудку страстным и потому подлежащим постепенному ограничению,
православная аскетика далека от того, чтобы предписывать для достижения этой цели какие-либо механические, насильственные, внешне-принудительные средства.
Чтобы оценить это, необходимо сделать экскурс в историю
православной аскетики.
Сейчас надо спать, а не обсуждать
православную аскетику.
Работа со страстями и добродетелями души составляет основу
православной аскетики и духовного подвижничества, поскольку позволяет осознавать страсти и искоренить их, заменяя противоположными качествами (энергиями) добродетели.
Целью такого использования может быть раскрытие принципов
православной аскетики на том уровне, на котором они доступны для детей и могут быть ими поняты и усвоены.
Это действие – actio, а не re-actio, не рефлекс, оно вытекает само из себя, вырастает из труда или, воспользовавшись термином
православной аскетики, из делания.