Духовно-аскетические беседы. Часть 3

Константин Владимирович Яцкевич, 2023

В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Золотая середина

…продолжение…

Очередная поездка к старцу получилась у молодого монаха только через месяц, поскольку все выходные пришлось проводить на обустройстве дома родителей Светланы, где требовался капитальный ремонт кровли, обновление пола и перекладка печи, не считая прочих работ по замене нескольких окон и переклейке обоев.

Кроме этого, много усилий требовал и сам участок в десять соток, заросший за несколько лет без ухода кустами и травой. К середине октября основной фронт работ общими усилиями был сделан и на очередных выходных молодой монах решил проведать старца.

Выйдя из машины и подойдя к дому старца, молодой монах, как и прошлый раз, услышал шум электромотора, что недвусмысленно говорило о присутствии старца. Поставив машину в тупик за домом, молодой монах нашёл старца в сарае, где тот гнал сок из спелых яблок с помощью довольно старой советской соковыжималки Салют завода Пензмаш.

— Здравствуйте, отче, — первым поприветствовал старца молодой монах. — Вижу сок гоните?

— Здравствуй, брат. Да, решил вот выгнать из нового урожая. Рад тебя видеть, лобзаться не будем, у меня все руки липкие от сока. Давненько ты ко мне не заглядывал.

— Прости, отче, очень занят был на ремонте дома родителей Светланы. Только на прошлых выходных закончили с ней основную работу, не считая огорода и участка. Как выдалось свободное время, так и вырвался к тебе.

— Да я всё понимаю. Ты подожди малость, мне тут уже немного осталось, — сказал старец, показав на пластиковый короб вымытых яблок в котором оставалась одна треть. — Сейчас переработаю вот это и мы с тобой поговорим.

Несмотря на свой неказистый вид, говорящий о приличном сроке эксплуатации, соковыжималка работала очень шустро и исправно. Старец только успевал закладывать в её широкую горловину спелые яблоки одно за другим и из отводного отверстия в большую стеклянную бутль хорошей струйкой тёк мутноватый яблочный сок.

Рядом стояло ещё две больших двадцатилитровых бутли, наполненных свежевыгнанным яблочным соком. Старец довольно ловко управлялся с соковыжималкой. Единственным неудобством в работе было то, что от сильной вибрации барабана соковыжималку нужно было сильно удерживать одной рукой сразу после закладки яблок.

Кроме того, после нескольких циклов требовалось очищать барабан и сетку от мякоти и жмыха, который старец аккуратно складывал в отдельное пластиковое ведро. Не прошло и получаса, как все яблоки были переработаны и старец отставил в сторону третью бутль с яблочным соком.

— Ну вот, три бутли с самого утра выгнал — это пойдёт на сидр, а для вина выгоню сок позднее из сладких сортов. Ну что, пойдём в дом, дорогой.

Дома старец предложил монаху свой традиционный травный чай, который сделал без каких-либо изысков, и через десять минут они уже сидели за большим столом в гостиной.

— Ну как складывается твоя семейная и духовная жизнь, есть ли какие-то проблемы? — поинтересовался старец.

— Пока нормально, — ответил молодой монах, — честно говоря, я думал будут проблемы со схимой в миру, поскольку придётся резко менять образ жизни, а это может плохо сказаться на семейных отношениях, но пока всё идёт нормально и я даже сомневаюсь иногда в том, что я тайный схимник.

— А ты не сомневайся, — с улыбкой сказал старец, — ты же знаешь правило — «по вере нашей, да будет нам». А это значит буквально, что во что мы верим, — с тем мы и соединяемся и тем становимся. Если ты выбрал путь схимы, то ты уже не можешь ни в чём сомневаться, как умерший для мира навсегда, как бы не отвлекался твой ум на мирские дела, он непременно должен возвращаться к Духу и фокусу духовного сознания.

Сейчас у вас со Светланой прекрасное время, возможно, самое лучшее в жизни, поскольку вы почти одно целое и оба устремлены в одном направлении, но позже и быт и силы гравитации мира сего и твоё иночество вас будут разводить в разные стороны и тебе потребуется очень много сил, чтобы не потерять внутреннего делания и остаться в мире со своей семьёй.

— Отче, но я пока не чувствую и не ощущаю с этим каких-либо проблем, — ответил молодой монах.

— Они начнутся позднее, поверь. Никто из иночествующих, а тем более в миру, не может миновать этого внутреннего разрыва сознания между миром и Богом. Это непреложный духовный закон испытания веры соблазнами мира сего. Только воины и знающие люди могут пройти это испытание, сохранив веру.

Твоё отречение от мира — это сырая глина твоего решения, которая должна пройти обжиг практикой, прежде чем стать сосудом духа. Поэтому все твои искушения и страдания из-за разрыва сознания между миром и Богом, между мирскими заботами и внутренним деланием ещё впереди. Я хочу лишь предупредить тебя об этом заранее и подстелить соломки, чтобы тебе не так больно было падать.

— Ты имеешь в виду сообщение Светлане о том, что я тайный схимник?

— Нет, не только. Это как раз не самое страшное и трудное. Ты можешь Светлане об этом вообще не говорить никогда, поскольку это сугубо твои личные отношения с Духом. Если она не посвящена в учение отцов, для неё достаточно просто знать то, что ты верующий человек и всё.

Я говорю о современном мире, который становится дьявольски рациональным и прагматичным, а потому стремится без остатка завладеть умом и вниманием современного человека, не оставляя ему и вздоха ни на что, кроме зарабатывания денег и оплачивания его счетов.

Именно мир тебя будет держать своей железной хваткой и не отпустит твой ум и внимание для внутреннего делания. Он разорвёт твоё сознание и сердце надвое и будет тебе доказывать, что для выживания ты должен оставить Бога и схиму и всю свою энергию подчинить только ему. Он будет убеждать тебя, что только это вернёт тебе счастье и ослабит боль твоего сердца.

— Есть ли способ противостоять этому искушению, отче?

— Есть, разумеется. Для того, чтобы удержать ум и сердце от подобного разрыва необходимо научиться управлять своим осознанием, а управление осознанием предполагает умение свободно перемещать точку фокуса сознания по всей пирамиде между всеми тремя уровнями мышления телесным, душевным и духовным.

Умение смещать точку фокуса сознания и позволяет в любой ситуации и на любом уровне всегда оставаться адекватным и наоборот — когда точка фокуса застревает на одном из уровней и слоёв, ум как бы теряет другие слои и уровни и испытывает из-за этого страдания.

Я тебе уже говорил, что для обладающего видением, проблемы всех телесных и душевных людей связаны с тем, что их фокус сознания намертво закреплён и буквально прибит гвоздями только на одном слое и уровне — или телесном или душевном. Именно поэтому они видят мир неизменным и постоянным или только рациональным или сугубо религиозным.

В отличие от них духовный воин, схимник и исихаст обладают текучестью и свободой перемещать фокус сознания между всеми тремя уровнями. Именно поэтому духовный воин не привязан жестко к одной только рациональности, религиозности или внутреннему деланию, а может в любой момент времени смещать фокус осознания на нужный уровень и оставаться эффективным.

— Ты хочешь сказать, что инок может свободно менять мышление и мировоззрение и после внутреннего делания и умной молитвы без труда переключаться на любые мирские дела? Но это же абсурд, как такое возможно?

— Возможно и без проблем, — ответил старец. — Всё дело только в управлении осознанием и умении изменять уровень осознанности. Правда, для этого нужно поработать над своим умом и научить ум подобной гибкости и координации.

К слову все разведчики, работающие под прикрытием в тылу врага, в совершенстве владеют этим приёмом координации, позволяющим им иметь две совершенно правдоподобные версии самого себя, из которых одна подлинная — для Родины, а вторая — легенда для неприятеля.

В случае духовного воина, схимника и исихаста в миру то же самое, только уровней не два, а три, из которых духовный уровень, как самый глубокий, является уровнем духовного Отчества, а два других — мирской и церковный являются легендами.

По этому принципу ты можешь быть в доску своим и в миру и в любой церкви и религии, оставаясь при этом тайным схимником и исихастом и ни одна душа об этом не узнает, если только ты сам не проболтаешься кому-либо, как я по неосторожности.

Молодой монах был несколько потрясён и даже обескуражен откровением старца о стратегии духовного воина. Давний вопрос о возможности совмещения схимы с мирской деятельностью, неожиданно, получил исчерпывающий ответ.

— Отче, а что нужно иноку для подобного управления осознанием?

— Для управления осознанием иноку нужен только запас духовной и психической энергии и ещё нужна некоторая координация и гибкость ума, связанная с навыком и умением ума после любой ситуации жизни всегда возвращаться в одну и ту же точку фокуса духовного сознания, где уму наиболее комфортно. Опытные практики осознанности могут помещать ум в любую точку по всем 17-и слоям, а начинающим практикам нужно научиться возвращать ум именно на духовный уровень, как наивысший и наиболее совершенный.

Это чем-то похоже на принцип «тарзанки», которая возвращает ум после глубокого сновидения обратно в нашу повседневную реальность. Проще говоря, как бы ум ни парил и не перемещался по всем трём уровням и слоям, он всегда должен возвращаться к точке наивысшего фокуса сознания. Для тебя — это 13-й слой духовного ума, как преддверие точки повышенного осознания.

Иными словами, ты можешь свободно опускаться умом на любой уровень телесного и душевного ума ниже 13-го слоя, но ты должен иметь в себе силу всегда вернуться обратно на 13-й слой, поскольку именно на нём остановился твой духовный рост и с него идёт дальнейшее движение вверх и строительство духовной пирамиды сознания. Так понятно?

— Да, так понятно. А что может быть если я не вернусь обратно на 13-й слой?

Старец изобразил мину разочарования:

— Тогда ты его попросту потеряешь и силы гравитации мира вернут тебя обратно на уровень душевности и нравственной религиозности, как человеческой нормы. Сверх человеческое при этом будет для тебя потеряно, а это значит вся моя работа по переводу тебя через порог 12-го слоя будет коту под хвост.

Есть духовное правило — если ум достигает уровня духовности и эго энергии, а это и есть 13-й слой, то он должен на нём любой ценой удержаться и закрепиться. Это как в альпинизме при штурме отвесного уступа на котором нет стоянки, а можно только висеть на страховке, дюбелях и карабинах.

Уступ и стоянка будет выше на 15-м слое, там ум и сделает передышку, поскольку это точка стабильности за точкой непадательности и с неё уже не упадёшь вниз. Я же давал тебе упражнение по осознанию точки фокуса ума, не оставляй его и в любой ситуации осознавай как и куда смещается фокус твоего сознания — это базовая практика.

— Ты хочешь сказать, отче, что я ещё не прошёл точку непадательности несмотря на то, что принял схиму?

— Ну, конечно. Ты принял схиму только как приглашение Духа идти вверх до самой вершины, но реально ты ещё только на 13-м слое и тебе ещё нужно очень много поработать над собой, чтобы закрепиться на этом слое основательно. Продвижение вверх ещё на два слоя — 14-й и 15-й слои — это последующая задача.

Я надеюсь ты не забыл и помнишь что символизируют эти два слоя духовного ума? — переспросил старец.

— Да, помню, отче. 14-й слой — это точка начала пересечения двух пирамид — ума и Логоса, именуемая точкой нападательности, а 15-й слой — это уровень духовного ума и рассуждения духовного, кажется так.

— Замечательно, — удовлетворённо сказал старец. — Этот урок ты усвоил, вот поэтому твоя главная задача сейчас — это не потерять достигнутого 13-го слоя и после любой мирской ситуации научиться возвращать точку фокуса сознания на этот слой. По точно такой же схеме идёт и обучение ума возвращаться назад и после посещения глубинных уровней Логоса и других миров вселенной Духа. Это тоже практика умного делания в миру.

Особенно она важна для практикующих ночное бдение и зрительную молитву, которые могут посещать иные миры по всему спектру восхождения и нисхождения, но ум должен всегда уметь возвращаться назад на свой обычный уровень осознанности. Если он этого не может сделать, это равносильно потере ума, как дорогого почтового голубя, который не вернулся домой после путешествия.

— Отче, я пробую осознавать тот уровень, на котором находится точка фокуса сознания, но многого в этом пока ещё не достиг. Я точно знаю, что когда общаюсь дома со Светланой, точка фокуса моего сознания смещается на уровень повседневного телесного ума и мышления 3-го или 4-го слоя.

Когда захожу в храм или общаюсь с кем-то из братии и духовенства, то точка фокуса сознания перемещается выше на 7-й или 8-й слой. Когда исповедаюсь или причащаюсь после молитвы, то чувствую, что достигаю умом 10-го или 11-го слоя, а рядом с тобой даже боюсь и сказать — чувствую, что проваливаюсь в бездну глубже 13-го слоя.

Старец снисходительно улыбнулся и удовлетворённо похлопал молодого монаха по плечу:

— В моём присутствии ты просто чувствуешь силу Логоса, с которым у меня уже установлена связь. Твоя оценка верна и я искренне рад, что ты правильно понимаешь принцип смещения фокуса сознания в разных ситуациях жизни. Ты сейчас назвал три базовых состояния бытия по учению отцов: телесное, душевное и духовное, которыми должен в совершенстве владеть иночествующий в миру.

Именно от владения всеми этими тремя уровнями и зависит безопасность инока и схимника, который в любой среде и с любыми людьми может быть своим и абсолютно адекватным и никто не сможет распознать в нём инока и схимника, кроме другого инока и схимника. Мой учитель бился со мной несколько лет, прежде, чем я научился управлять осознанием и свободно перемещать точку фокуса сознания по всей пирамиде с 1-го слоя до 17-го.

На обучение этому мастерству у меня ушло около 7 лет в течение которых мой учитель учил меня вживаться в самые разные ситуации жизни и понимать мышление и мировоззрение самых разных людей. Он учил меня ладить и дружить даже с самыми невыносимыми людьми и фактически врагами, приводя при этом со смехом слова Христа — «любите врагов ваших, да будете сынами Отца вашего Небесного».

— И как ты реагировал на это?

— Меня это страшно коробило и унижало — находить контакты с врагами и недругами и уважать откровенных подонков. Только много позднее я понял, что это было искусство управления осознанием и возможность иметь текучий и проникновенный ум, способный не застревать в шаблонах, штампах и клише повседневной реальности, а проникать во всё сущее.

Только после этого трудного упражнения мне стал окончательно понятен подлинный смысл цитаты Христа — «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного».

Смысл этой цитаты вовсе не в гуманизме, человечности и человеческой любви, как думают все обрядоверующие, а в управлении осознанием и выработке безстрастия ума. Только безстрастный ум не имеет в мире врагов, поскольку способен проникнуть во всё и понять всё с уровня Логоса, как безусловной любви Бога.

Вот почему любой инок и схимник в миру должен не просто научиться находить общий язык с другим, а буквально уметь смотреть на мир глазами любого человека. Это и есть искусство утончения восприятия для проникновения в сеть осознания другого человека и не только человека, а животного и птицы. Это просто бесконечная область экспериментов с осознанием и восприятием.

— Мне тоже предстоит всем этим овладеть?

— Разумеется, если ты идёшь по пути духовного совершенства и видения духовного, как же ещё. Это и есть предельное расширение осознания и утончение восприятия по учению отцов — подвижников до возможности осознавания всего и вся в этом мире, подобно Логосу и Духу. Иного пути просто нет.

— Отче, ты говорил, что ум должен всегда вернуться после изменения глубины осознания и восприятия обратно на свой обычный уровень осознанности, а какой это уровень?

— Он у каждого инока свой, а точнее тот, на котором уму комфортнее всего. У большинства схимников и исихастов, включая и меня, это 15-й слой духовного ума и рассуждения с которого одинаково хорошо ясны и понятны законы Логоса и материального мира, а у моего учителя самым комфортным местом был третий и второй слои телесного ума.

Он был целителем и провизором и глубоко интересовался современной наукой и медициной, а потому ему доставляло огромное удовольствие погружаться умом в науку и новейшие знания, ища им отражения в духовном мире и законах Логоса.

Он необыкновенно любил любому научному открытию давать сугубо духовное объяснение и толкование, вплоть до искусственного интеллекта и последних открытий в нейробиологии и квантовой физике.

Парадокс для меня был в том, что после этого он мог без труда смещать фокус осознания на 17-й слой и выше и с такой же непринуждённостью рассуждать о высших духовных законах и процессах на уровне Логоса. Это его совершенство управления осознанием и возможность моментально менять глубину осознанности меня всегда просто шокировало, но потом я к этому привык.

— А на каком уровне находится точка фокуса осознания у большинства православного священства и духовенства?

— Я тебе об этом уже говорил — вся христианская церковь является отражением не духовного, а душевного уровня слоёв с 7-го по 11-й, а у большинства священства фокус сознания прочно зафиксирован на уровне 8-го и 9-го слоёв, которые и соответствуют нравственно-религиозному разуму. Это церковный потолок выше которого в массовой религии ум уже не растёт.

Монашествующие и схимники в рамках киновии могут достигать 11-го и даже 12-го слоя, но выше идут только анахореты и духовные воины, которые следуют древней традиции, а не синодальному богословию, как выхолощенному и профанированному за три последних столетия. Некоторые из них и достигают самой вершины 17-года слоя и даже самого Логоса.

Я это всё говорю тебе потому, что у тебя реально нет иного выхода, кроме как идти этим путём и не потому, что ты встал на этот путь, а потому, что церкви Христовой и отеческого православия в мире уже нет, а есть только их искусные подделки и имитации. Именно поэтому управление осознанием является главным условием выживания в современном мире бездуховности и лжи.

— Отче, мне не совсем понятен один вопрос. Если я правильно представляю себе пирамиду осознания из 17-и уровней по матрице Христа, то самый нижний первый слой телесного ума — это слой примитивного рассудка, так? А как же твой учитель мог разбираться в современной науке столь примитивным умом?

Старец засмеялся и сокрушенно покачал головой.

— Всё совсем не так, мой друг. Ты очень упрощённо и примитивно понял схему 17-и уровней осознания. Ты, наверно подумал, что ум растёт вверх с самого нижнего 1-го слоя?

— Ну да, а разве не так растёт любое древо не с самого низа?

— С умом и пирамидой сознания всё не так, — ответил старец.

— В реальности для видящего структуру кристалла сознания, ум растёт не снизу и не с 1-го слоя, который наиболее удалён от вершины, а как бы из самой середины и ядра, как и любой кристалл. Ум растёт из глубины духовного сердца, а это 9-й слой нравственного разума.

Проще говоря, вначале у ребёнка ещё нет нравственного разума, есть благой и чистый детский рассудок, который пробивается из глубины духовного сердца, как росток, на поверхность осознания и вначале не имеет рациональной эго составляющей, которая развивается только потом по мере взросления и образования. Этот росток пробивается с 9-года слоя.

Вот почему Христос и приводил в пример детей, как образец чистоты и целомудрия сознания — «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Здесь речь идёт именно о том, что сознание ребёнка находится в первые годы его жизни на линии сердца и имеет прямую связь с духовным сердцем и Логосом.

Отрыв ума от сердца и совести и разделение ума на ум сердца и ум головы начинается уже потом, с момента формирования психики. Т.е. примитивный рассудок — это очень малая часть нейросети мозга, не имеющая всей полноты связей, которая находится где-то на уровне 9-го и 8-го слоёв душевного ума. Вот почему самый нижний первый слой — это не слой рассудка.

— А что же это за слой ума? — переспросил монах.

Старец внимательно посмотрел на монаха от взгляда старца повеяло каким-то холодом.

— 1-й слой — это внешняя граница и скорлупа светящегося яйца души — самый удалённый от Бога и духовного сердца слой сверх рационального и практически уже нечеловеческого сознания, присущего демонам, как олицетворения самой тьмы и абсолютного прагматизма. 1-й слой и 17-й — это два противоположных полюса матрицы сознания, один из которых олицетворение абсолютного эгоизма и рациональности, а другой — олицетворение совершенной жертвенности и безусловной любви Логоса.

Первый слой — это внешняя оболочка кокона души и основа щита эго, а 17-й слой — это свечение духовного сердца. Между ними находится всё пространство сферы души. По этому свечению видящие и определяют тип осознанности, поскольку у бесов и демонов свечение имеет только внешняя оболочка 1-го слоя, а у духовных людей светится духовное сердце и вся внутренняя часть души.

Полоса человеческого спектра согласно матрицы человечности находится строго посередине между двумя этими двумя полюсами, как олицетворением ада и рая. Наша золотая середина — это и есть 9-й слой нравственного разума от которого мы можем как падать вниз на первый слой, так и возноситься вверх на 17-й.

Вот почему свой персональный ад и рай каждый человек строит сам в своём собственном сознании и ощущает не за гробом и после смерти, а ещё при жизни на земле в своей собственной душе и психике. И ад и рай — это разные уровни упорядочивания энергии сознания, соотвествующие разным типам этой энергии.

— Отче, значит церковь Христова охраняет и стоит на страже именно этого 9-го слоя нравственного разума?

— Да, именно так, церковь хранит уровень нравственности и морали. Ум человека приходит в этот мир через полосу 9-го слоя, но ум не остаётся на этом слое. Как только пробуждается эго и рацио, ум сразу устремляется вниз с 9-го слоя на уровень телесного рассудка. Так начинается познание мира материи и развитие повседневного рационального ума и эго мышления, которое у абсолютного большинства людей связано только с 4-м и 3-м слоями телесного ума.

Вся задача церкви — это поднять фокус сознания с телесного уровня до душевного, т.е. нравственного, не более того. В этом отношении работа церкви чем-то схожа с работой Газпрома и если Газпром контролирует подачу газа по трубопроводу, то церковь контролирует канал подачи энергии благодати из духовного сердца. Суть при этом одна и та же — контроль, торговля и бизнес.

— Отче, прости, но мне неприятно слышать такое сравнение церкви Христовой с Газпромом. Почему ты делаешь такое сравнение?

— Извини, брат, если задел твои чувства, мое сравнение не касается церкви Христовой, как таковой, а касается лишь того мирского и коммерческого учреждения, управляемого государством, которое прикрывается церковью Христовой, решая идеологические и политические задачи, а не духовные. Я говорю лишь то, что вижу и чувствую.

И современная церковь и Газпром — это сугубо коммерческие структуры, которые всё только продают — одна газ, а другая знание о спасении. Как Газпром никому не даёт природный газ бесплатно, также и церковь никому не даёт духовного знания бесплатно, а только за деньги и послушание. Вот отсюда и получается принцип фарисейства — «и сами не входят и хотящих войти не допускают». Как говорил мой учитель, — это принцип «духовной таможни», а не церкви Христовой.

— Но ведь хотящих войти совсем не много, ты же сам говорил.

— Да, говорил, поэтому церковь и вынуждена играть во всеобщее спасение, эксплуатируя иллюзии и благие намерения и у неё нет выбора. Современного человека поставить на путь веры совершенной и иночества уже практически невозможно. Дело в том, что к 30 годам большинство людей уже развивают эго ум, который прочно фиксируется на 3-м или 4-м слое осознанности, который и соответствует рациональному мышлению и интеллекту.

После этого кардинально изменить ум очень сложно и практически уже невозможно, поскольку нужно разрушить прежний ум почти до основания. Поэтому вся работа церкви сводится к тому, чтобы просто не дать уму падать ниже 3-го слоя рационального эгоизма, а поднимать его до 7-го или 8-го слоёв нравственного разума. Вот и весь фронт церковной работы и вся задача церкви.

Тебя интересовало как мой учитель мог разбираться в современном научном знании? Так вот он мог без труда смещать фокус осознания на второй слой, который является отражением рационального сверх разума и даже на первый, как слой уже нечеловеческого сознания, к которому стремится наша цивилизация.

— Твой учитель мог достигать уровня сознания бесов и демонов? — с удивлением переспросил молодой монах.

Старец опять засмеялся и после паузы ответил:

— Опять ты всё понимаешь превратно и пристрастно. Мой учитель имел совершенный духовный ум, тождественный Логосу, который обладал такой утончённостью и разрешающей способностью, что мог проникать через все слои и достигать любого уровня с 1-го по 17-й. Мой учитель мог без труда сходить в ад, осознавать и распознавать все хитрости и уловки бесов. Именно такой ум был у отцов и самого Христа, как Логоса.

Именно поэтому мой учитель имел не примитивный рассудок, как тебе показалось, а сверх разум, которым он без труда мог разбираться во всём рациональном и научном, и не только разбираться, а ещё и находить этому духовное объяснение и понимание. Это совершенство интегрального сознания и полное управление осознанием.

— Теперь мне всё стало понятно, отче, Спаси Господи. Значит, путь золотой середины и путь сердца — это 9-й слой душевного ума?

— Да, это и есть уровень морали и нравственности, который пока ещё удерживает церковь и который соответствует сугубо естественной человечности, но это уровень только человеческий, заметь, и бесталанный, который по притче Христа заканчивается «плачем и скрежетом зубов».

Остаться на уровне морали и нравственности 9-го слоя — это лишь не пасть в зверство эгоизма, а Господь поставил планку спасения выше в виде приобретения духовных талантов, которыми и являются слои осознанности выше 9-го. Поэтому лгут сами себе те священники, которые думают всю жизнь отсидеться на 9-м слое нравственного разума, как на трубе душевного Газпрома.

Спасение начинается только с 13-го слоя ума духовного, вот в чём вся тайна Логоса и современного омирщённого христианства и православия. Я тебе открываю эту тайну только потому, что ты инок и схимник в миру, который должен владеть сакральным знанием, утраченным церковью. Это знание является главным условием успешного продвижения инока по пути тайной схимы.

— Значит, моей главной задачей является умение удерживать достигнутый 13-й слой осознания и возвращаться на него чем бы я ни занимался в миру?

Старец улыбнулся и поправил монаха.

— Так, но ты понимаешь всё чересчур буквально. Умение возвращаться на духовный уровень — это лишь одна из твоих задач, которая к тому же решается не автоматически, а благодаря наличию энергии благодати, а для наличия этой энергии тебе ещё нужно выполнять целый ряд требований и условий, касающихся поддержания её уровня, а это особые аскетические правила для тела, души и духа.

В общем без системы аскетического знания и самодисциплины тут всё равно никак не обойтись и ты должен крепко усвоить базовые принципы аскетики, если хочешь достичь успеха на этом пути. Ты с аскетикой-то хоть знаком?

— Отчасти знаком, — ответил монах, — нам в семинарии преподавали курс православной аскетики.

Старец опять засмеялся и иронично заметил:

— Это не аскетика, а седьмая вода на киселе из сныти и крапивы. Настоящей православной аскетики отцов белозерья в церкви нет уже более 500 лет. Но это отдельная тема и о ней мы поговорим как-нибудь в другой раз, а у меня сегодня ещё много работы с соком, поэтому на сегодня достаточно.

— Спаси Господи, отче, за наставление и вразумление, тогда я буду собираться.

— Не за что, брат, приезжай как будет возможность.

…продолжение следует…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я