Отражение в тексте процесса
порождения речи, поиска слова, так сказать, рождения высказывания во время его произнесения.
Сообщениепонимается как процесс и результат
порождения речи, т. е. текст.
Согласно существующим представлениям о том, как происходит
порождение речи, и моделям порождения, поиск необходимой лексической единицы проходит две стадии.
Исследования того, как люди (здоровые и имеющие речевые нарушения) произносят слова, продемонстрировали, что двигательная программа
порождения речи оперирует слогами, а не отдельными звуками73.
Прежде всего (1) они облегчают
порождение речи, и проявляется это в целом ряде внешне наблюдаемых фактов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: криобиология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Тесная связь жестов с ситуацией затруднённости или дефицита речи даёт основания полагать, что они активно участвуют в процессе облегчения
порождения речи и отражают некоторые особенности этого процесса (см. (Подлесская, Кибрик 2003; 2007)).
Например, исследуются роли участников диалога, механизмы
порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п.
Эти передвижения с уровня на уровень совершаются и в конкретных актах
порождения речи и могут быть причиной разного рода речевых сбоев, самоисправлений, реакций на чужую речь, вопросов метаязыкового характера и т. д.
Основной тип межпонятийной связи – предикативная смысловая связь – ранее других формируется в онтогенетическом развитии и составляет основу, ядерную модель
порождения речи на протяжении всего речевого общения человека [42, с. 55].
Постановка вопроса о различении универсального и идиоэтнического компонентов в языковых явлениях (в самом широком смысле слова) по своей неумолимой внутренней логике влечёт за собой обращение исследовательской мысли к проблематике
порождения речи, высказывания – в процессуальном значении этого термина, – к языковому сознанию,к речемыслительной деятельности.
На поверхностно-семантическом уровне (первом уровне
порождения речи) формируется семантическая основа высказывания и осуществляется выбор интонационного контура предложения, который является фонологическим компонентом языковой системы.
Сказанное означает, во-первых, что последовательные (сукцессивные) акты
порождения речи являются осуществлением таких фаз любой деятельности, как ориентировка, планирование, реализация плана, сопоставление результата действий с поставленной целью.
Во-вторых,
порождение речи суть осуществление иерархической системы процессов, представленной следующими тремя уровнями: акты деятельности, акты действия и акты операций.
В-третьих, процесс
порождения речи предполагает обязательную мотивированность и целенаправленность речевой активности.
В-четвёртых,
порождение речи носит эвристический, то есть творческий, характер (греч. heuristiko – нахожу), когда индивид из всех способов выражения какого-то содержания сознательно или бессознательно выбирает наилучший.
Порождение речи начинается с рефлекторного крика новорождённого.
Одни жесты, по-видимому, рождаются в ходе концептуального планирования речи, отражая сам процесс планирования, тогда как другие являются внешней манифестацией иного процесса – процесса
порождения речи.
Психолингвистика – область психологии, которая занимается строением речевой деятельности, факторами, которые обуславливают процессы
порождения речи (говорение, письмо) и её восприятия (чтение, аудирование).
Известно, что этнические стереотипы мышления, прототипические признаки речевых компонентов имеют колоссальное значение в процессе мыслительной деятельности индивида и предопределяют структуру потенциального готового продукта в процессе
порождения речи.
Причина появления окказионализмов в разговорной речи, в разной степени осознаваемая говорящими, – стремление к ломке привычных стереотипов, к усилению экспрессивности; в некоторых случаях это не контролируемые сознанием сбои в механизме
порождения речи, обусловленные её спонтанным характером и условиями общения.
Сторонники так называемого двусистемного подхода полагают, что нерегулярные словоформы хранятся в ментальном лексиконе в целостном виде и извлекаются оттуда в процессе
порождения речи, а регулярные строятся каждый раз заново.