Как и теория
политического реализма, марксизм и неомарксизм показывают и объясняют многие важные и даже центральные факторы, определяющие внешнюю политику и международные отношения, давая более-менее целостную картину мира.
В его основе лежат концепции
политического реализма, согласно которым субъектами взаимодействия в международных отношениях выступают не только государства, но и международные и межправительственные организации, церкви, профсоюзы, а также другие акторы, деятельность которых неявно связана с политикой, такие как транснациональные компании.
В широком смысле с отсылкой на постулаты
политического реализма термин «национальный интерес» определялся как осознанная потребность государства в развитии, самосохранении и обеспечении безопасности, реализуемая посредством его внешнеполитической стратегии.
Одним из основных аргументов против революции у них был так называемый
политический реализм.
В рамках
политического реализма выделяются три концепции, оказавшие наибольшее влияние на развитие современной мексиканской внешнеполитической мысли: теория зависимости, теория сложной взаимозависимости и теория либерального институционализма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перкуторный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но всё же, даже если мыслить в категориях
политического реализма, тем не менее война – это последний способ разрешения конфликтов и противоречий, не поддающихся решению дипломатическими или политическими мерами.
Здесь необходимо подчеркнуть, что главным в политических воззрениях мыслителя является выдвинутый им принцип
политического реализма, который предполагает учёт в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали.
Конечно, очевиден скептицизм к подобным перспективам, который школа
политического реализма объясняет по преимуществу отсутствием возможности эффективного, справедливого (или демократического) глобального управления и, самое главное, не до конца выясненным предназначением реализации глобального управления на современном этапе.
Основой идеологической позиции русского царя стали
политический реализм, прагматизм, реализация национального русского интереса, отказ от решения казавшихся невыполнимыми задач.
Это тем более верно, что содержание таких ключевых для теории
политического реализма понятий, как «сила» и «национальный интерес», остаётся в ней достаточно расплывчатым, давая повод для дискуссий и многозначного толкования.
Ах уж мне эти поборники
политического реализма!
Главный показатель
политического реализма – «понятие интереса, выраженного в терминах власти».
Политический реализм включает не только теоретический, но и нормативный элемент: он настаивает на необходимости рациональной политики.
Политический реализм отличается от всех других теоретических школ прежде всего в коренном вопросе о том, как изменить современный мир.
Политический реализм признает моральное значение политического действия.
Политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления какой-либо нации с универсальными моральными нормами.
Теория
политического реализма исходит из плюралистической концепции природы человека.
Признавая это,
политический реализм отстаивает относительную автономность указанных аспектов и настаивает на том, что познание каждого из них требует абстрагирования от других и происходит в собственных терминах.
В то же время его концептуальная стройность, стремление опираться на объективные законы общественного развития, стремление к беспристрастному и строгому анализу международной действительности, отличающейся от абстрактных идеалов и основанных на них бесплодных и опасных иллюзиях, – всё это способствовало расширению влияния и авторитета
политического реализма как в академической среде, так и в кругах государственных деятелей различных стран.
Наконец, в своём стремлении опираться на вечные и неизменные объективные законы международного взаимодействия
политический реализм стал, по сути дела, заложником собственного подхода.
Отстаивая основные положения
политического реализма («естественное состояние» международных отношений, рациональность в действиях основных акторов, национальный интерес как их основной мотив, стремление к обладанию силой), её автор в то же время подвергает своих предшественников критике за провал попыток в создании теории международной политики как автономной дисциплины.
По сути, это направление является своего рода антиподом
политического реализма, причём не только в том, что касается объяснения миропорядка, но и в том, каким он должен быть.
При этом сторонники
политического реализма рассматривают международные отношения как суммы политик отдельных государств, в основе которых лежит идея суверенитета.
Китайские идеалисты, разумеется, высказываются о неправомерности аксиоматики
политического реализма.
Впрочем, линия
политического реализма также достаточно заметна в китайской литературе по международным отношениям.
Эта доктрина инкорпорируется в международное гуманитарное право, используется политиками и специалистами по международным отношениям, включается в образовательные программы для подготовки профессиональных военных и, таким образом, создаёт наравне с концепцией
политического реализма идейное поле, которое формирует представление западного мира о войне.
Замысел отдать проблему «румынского золота» «на откуп» специалистам-историкам для детального изучения, безусловно, свидетельствует о
политическом реализме сторон: каких-либо конкретных вариантов выхода из тупиковой ситуации на сегодняшний день нет.
Либеральная идея разделения властей (на три ветви – судебную, законодательную и исполнительную) призвана ослабить государство и никак не соответствует
политическому реализму.
Позже, с развитием внешнеполитического дискурса вокруг холодной войны, теория
политического реализма уступила своё место неореалистическому подходу.
Однако именно за идеологическое наполнение и чрезмерное моделирование (и теоретизирование) либеральный интернационализм и подвергается наибольшей критике, особенно со стороны представителей школы
политического реализма и марксизма.
Представители «модернизма», или «научного»направления в анализе международных отношений, чаще всего не затрагивая исходные постулаты
политического реализма, подвергали резкой критике его приверженность традиционным методам, основанным, главным образом, на интуиции и теоретической интерпретации.
Не будет преувеличением сказать, что эта полемика, фактически сопровождавшая теорию
политического реализма с её первых шагов, способствовала всё большему осознанию необходимости дополнить политический анализ международных реалий социологическим.