Особенности внешней политики КНДР: поиск оптимума

Владислав Вадимович Батяновский, 2023

В представленной читателю книге сделан анализ особенности внешней политики КНДР, поиска оптимума реализации внешней политики через всесторонний анализ цивилизационной, геополитической и исторической парадигмы проблемы.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения внешней политики.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности внешней политики КНДР: поиск оптимума предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения внешней политики.

1.1. Теории внешней политики.

Начиная с образования первых государств на берегах рек Тигра и Ефрат, перед различными философами, мыслителями, правителями и стратегами появилась проблема поиска оптимальной стратегии по взаимодействию с иными субъектами, претендовавшими на свое «место под солнцем». С этого времени начинается развитие теоретической проблематики «внешней политики».

Данная проблема, ее роль в жизни как отдельно взятых государств, так и отдельно взятых индивидов, подданных или граждан государств, до сих пор остается актуальной в научно-методологических исследованиях, так как, на данный момент времени, все еще не разработана единая методологическая база анализа внешней политики.

Свое теоретико-методологическое развитие в рамках научного поля внешняя политика получила в начале XX века, когда процесс европейской колониальной системы, стремившийся распространить свое влияния во все уголки нашей планеты, охватил 90% всего земного шара… «европейская или западное господство в универсальной международной системе, можно сказать, достигло своего апогея около 1900 года»35. В условиях конкуренции, империалистической войны, между центральными державами западного мира, Англией, Францией, Германией, США, Австро-Венгрией и Россией, стала складываться научная проблема рассмотрения анализа курса государства в рамках напряженной международной системы.

Именно в это время начали складываться основные школы анализа «внешней политики» — школы идеалистов, реалистов, неореалистов, государствоцентристов, биохевиористов, неоклассических реалистов. Каждая из данных школ пыталась обосновать свою теоретическую концепцию анализа внешней политики.

Так, политический идеализм, возникший в результате развития идей европейского просвещения, то есть универсальности европейских ценностей свободы и индивидуализма, ставил своей целью разработку… «механизмов, которые, при встраивании в международную систему, способствовали бы предотвращению развязывания будущих войн»36. Достигнуть поставленной цели, по мнению политических идеалистов, можно только через реализацию идей И. Канта о невозможности войны в условиях всеобщего «демократического мира»… «основным тезисом И. Канта является предположение о невозможности войны между демократическими (если точно следовать его тексту — скорее республиканскими государствами»37. Цель внешней политики, в таком случае, должно быть достижение во всем мире перехода (насильственного или мирного) к демократическим механизмам перераспределения власти… «внешнюю политику необходимо было объяснить через понимание (позитивно) эволюции человеческой природы, а также существующих внутригосударственных и международных структур, которые препятствуют этому (переходу к демократии38) процессу»39.

Политические же реалисты, ориентируясь на… «неизменную эгоистичную природу человека», предполагали суть своего теоретического взгляда на внешнюю политику в постоянном наращивании «мощи» государств для предупреждения агрессивных действий со стороны иных субъектов международной системы. Так, один из основных теоретиков политического реализма, Г. Моргентау, утверждал, что… «цель внешней политики должна определяться в духе национальных интересов и поддержании силой»40.

Позже, с развитием внешнеполитического дискурса вокруг холодной войны, теория политического реализма уступила свое место неореалистическому подходу. В первый упомянутый в книге «Теория международной политики»41 К. Уолца, неореализм стремился к сохранению основной теоретической базы реализма с развитием, на ее основе, новой системы распределения потенциалов в условиях системы полярности, где акцент, в первую очередь, делается на Великие державы… «эта концепция переводится на системный уровень, порождая главную объяснительную переменную неореализма — систему полярности — свойство структурного характера, которое традиционные реалисты в большинстве своем предпочитают игнорировать»42.

Интересен для нас и теоретический подход государствоцентристов (основоположников геополитики), которые изучают внешнюю политику в рамках географических факторов: соотношением территорий, ресурсов, расселением населения и расположением соседей государства… «география является фундаментальным фактором, оказывающим влияние на внешюю политику, поскольку именно этот — географический — фактор является наиболее постоянным»43.

Ответом на теоретическое обоснование реалистов, неореалистов и государствоцентристов, стал, помимо политического идеализма, теоретический подход бихевиоризма. Основоположник данного подхода, социолог Г. Д. Лассуэлл, принял за основу внешней политики не… «абстракции, а лица, принимающие решения»44. То есть, теоретический взгляд на рассмотрение внешней политики кардинально менялся с абстрактной цели и роли государств на конкретных субъектов внутриполитической жизни — политиков, которые, исходя из своих личных воззрений, целей и задач, принимали решения по дальнейшему внешнеполитическому курсу государства на международной арене.

Учитывая теоретическую роль бихевиоризма и неожиданное окончание «Холодной войны» была сделана попытка «теоретического слияния» неореализма, идеализма и бихевиоризма в рамках неоклассического реализма, который предполагал образование наднациональной, «мировой элиты» над интересами конкретных национально-ориентированных элитарных групп… «глобальная управляющая элита в лице глобального управляющего класса в современных национальных государствах использует институт внешней политики в качестве инструмента защиты своих интересов, выдаваемых за национальные государственные, либо международные интересы»45. Стоит заметить, что данному подходу не удалось сформировать единую теоретическую базу, которая смогла бы объединить разные теоретические школы внешнеполитического дискурса, так как теория не смогла обосновать множество конфликтов, появившихся в конце XX — начале XXI века.

Завершая, стоит заметить, что в рамках каждой из теоретических концепций была сформирована общая база понимания внешней политики, как «набора официальных действий, формулируемый и имплементируемый уполномоченными агентами суверенных государств <…> направленный во внешнюю по отношению к государствам среду»46.

1.2. Воздействие глобализации на приоритеты, инструментарий и методы внешней политики

После крушения социалистической системы, внедрения в производительный механизм технических механизмов быстрой переработки и передачи данных, появления интернета, который позволил передавать эти самые данные на большие, ничем не ограниченные, расстояния, начал ускоренно формироваться процесс глобализации. Этот процесс был исторический подготовлен наднациональными институтами, создание которых произошло в условиях противостояния на европейском континенте. После двух мировых войн, с их чудовищной разрушительностью и антигуманностью, от лидеров стран победительниц потребовалось создание новых институтов, которые смогли бы сдержать милитариский уклон развитых держав для предотвращения новых боевых конфликтов. Позже, процессу глобализации стала способствовать появления ТНК, которые стремились через перенос части своих капиталов и средств производства в недавно появившиеся страны третьего мира сократить издержки своего производства. То есть, крах империалистической и колониальной системы конца XIX — начала XX века ускорил процесс завоевания рынков частными корпорациями, которые, в свою очередь, из устремления к сокращению издержек, стали активно пользоваться услугами местной дешевой, по сравнению со странами Запада, рабочей силой, тем самым позволив разнообразить ТНК иными субъектами новой корпоративной жизни.

Войдя в условия глобализации, государства столкнулись с проблемой понимания собственной суверенности, легитимности и, как следствие, функционирования. В новых условиях формирования иных, наднациональных и межнациональных, субъектов международных взаимоотношений, государства потеряли свою монопольную роль, как активного фактора мировых процессов. Кризис же суверенности и легитимности был связан с международным устремлением к постепенному возрастанию роли надгосударственных механизмов, целью которых было ограничение возможностей государства и их элит осуществлять любые методы и способы ведения политической борьбы: завоевание, удержание и расширение власти. Созданные мировые структуры существенно ограничивали политику государств, порой беря на себя часть функций в формировании общей внешнеполитической повестки. То есть, традиционная роль государственных институтов стала передаваться в пользу новых субъектов, которые, в свою очередь, претендовали на замену собой державных субъектов.

В этом контексте выше нами названых кризисов суверенности, легитимности и функционирования, свою важность обрела проблема «национального интереса», обозначенного Г. Моргентау, как «политического отношения между нациями: борьбы за власть и мир»47. Прежние суверенные механизмы потеряли свою актуальность — они больше могут удовлетворить потребности государства в условиях сложившегося международного права. Поэтому, перед государствами встала задача формирования новых способов реализации своих национальных интересов… «обосновывая национальными интересами ту или иную политику, деятели, облаченные властью, стремятся учитывать, прежде всего, определенные объективные факторы исходя из самой природы международных отношений и механизма их формирования, так и функционирования мировой системы в целом»48.

Также, что не маловажно, в условиях процесса постоянного увеличения взаимосвязи мирового сообщества, появились новые угрозы как для всего мирового сообщества в целом, так и для национальных государств в частности. Прежние угрозы безопасности дезинтеграции внутри отдельных сообществ, войны, природные катаклизмы, террор стали влиять не только на жизнь отдельного региона, но всей планеты в целом, так как взаимосвязь социально-экономических, демографических, политических и военно-стратегических потоков не позволяет прежним субъектам отречено наблюдать за хаосом. Угрозы в одном месте моментально отражаются в другом через увеличение больших потоков беженцев (проблема «севера-юга»), повышение цен (разрушение прежних экономических цепочек), возрастание угрозы террористических атак со стороны радикальных групп и фундаменталистов. Ненужно забывать и о информационных вызовах, так как новые глобальные средства коммуникации, с учетом их внедрения в социально-экономический, социокультурный и политический процесс, позволяют дезинтегрировать веками созданные институты на расстояние, вызывая, искусственно, финансовые, политические, межсоциальные и этнокультурные кризисы.

Вышеописанные угрозы стали глобальными опасностями не только благодаря процессу глобализации, но и следствием ослабления роли национальных субъектов и еще не оформившейся роли наднациональных и транснациональных органов. Созданные механизмы, не имея действенных способов влиять на политику, не могут реально решить возникшие в процессе развития мирового сообщества проблем. Используемые инструменты мягкой силы и санкций различного типа (от социально-экономических до политических) не могут позволить в действительности решить назревшие в мировых масштабах проблемы. Так, мы можем наблюдать усугубление проблемы распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки — наднациональные институты никак не могут предотвратить появление такого оружия у различных субъектов международных отношений. Наложение санкций или проведение переговоров не проводит к разрешению проблемы распространения и увеличения ядерного оружия в «руки» отдельно взятых субъектов.

Подводя итог, стоит заметить, что, в условиях кризиса функционирования национальных субъектов, государствам следует сосредоточить свое внимание на формирование новой стратегической инициативы отстаивания национальных интересов в контексте появления и развития иных субъектов международных отношений. Это формирование приобретает важных характер и в контексте отсутствия у наднациональных, межнациональных и транснациональных субъектов реальных возможностей влиять на мировую политику, предотвращая появившиеся, в условиях глобализационного процесса, различные угрозы. В этом же контексте следует сосредоточить теоретико-методологическую базу исследования. Появление новых или модернизация старых теорий «внешней политики» должно быть взаимосвязано с развитием международной действительности, появлением новых субъектов и правил международных отношений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения внешней политики.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности внешней политики КНДР: поиск оптимума предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

35

Булл Х. «Восстание против Запада», в Medley Bulland Adam Watson, eds., Expansion of International Society (Oxford: Oxford University Press, 1984) с. 219.

36

Окунева Е. С. Влияние типа политического режима на внешнюю политику государств: теоретические подходы. — М: Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 2019.

37

Окунева Е. С. Влияние типа политического режима на внешнюю политику государств: теоретические подходы. — М: Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 2019.

38

Примечание Авт.

39

Павлов, В. В. Основные теоретические подходы к анализу внешней политики государства / В. В. Павлов. — Текст: непосредственный // Вопросы политической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.)

40

Моргентау Г. Международная политика / Антология мировой политической мысли: в 5-ти томах М.: Мысль, 1997. Т.2.

41

Кеннет Н. В. Уолц К. Н. Теория международной политики. — К.: Калифорнийский университет, Беркли, 1979.

42

Вальц К. Международная политика — это не внешняя политика // Исследования в области безопасности / Под ред. 6, № 1.-1996.-П. 126.

43

Окунева Е. С. Влияние типа политического режима на внешнюю политику государств: теоретические подходы. — М: Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 2019.

44

Павлов, В. В. Основные теоретические подходы к анализу внешней политики государства / В. В. Павлов. — Текст: непосредственный // Вопросы политической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.)

45

Гончаров В. В. Внешняя политика национальных государств и особенности ее формирования в условиях глобализации. — М.: Международные отношения, 2017.

46

Тайфур М. Ф. Основные подходы к изучению внешней политики: Обзор [Электронный ресурс]. — http://users.metu.edu.tr/tayfur/reading/main_approaches.pdf

47

Моргентау Г. Международная политика / Антология мировой политической мысли: в 5-ти томах М.: Мысль, 1997. Т.2.

48

Гончаров В. В. Внешняя политика национальных государств и особенности ее формирования в условиях глобализации. — М.: Международные отношения, 2017.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я