Существует определённая связь между материализмом и признанием
познаваемости мира.
Сторонники скептицизмав отличие от агностиков не отрицают
познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате.
Как уже говорилось выше, это объясняется тем, что в вопросе
познаваемости мира он был ближе к скептикам, чем к стоикам.
Сейчас, когда наука и основанная на ней техника достигли гигантских успехов,
познаваемость мира кажется очевидной, но до всех этих успехов – в 16-ом веке – ситуация была совершенно иной.
Он утверждал, что успехи естественных наук являются доказательством
познаваемости мира.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: экогенез — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Авангард – очередной этап художественного эксперимента, предельный, радикальный вариант модернизма, новая ступень разрыва с классической традицией, с «миметической поэтикой», основанной на идеях
познаваемости мира и искусства как подражания.
Философы, отрицающие
познаваемость мира, называются агностиками.
Иначе о какой
познаваемости мира можно говорить?
Снижение
познаваемости мира повышает спрос на мистику, снижает потребность в науке, – а значит, и в образовании, которое вырождается в инструмент социального контроля.
Таким образом, предположение о
познаваемости мира перестало быть естественной структурой, общей для внешнего мира и человеческого разума.
Эта война, превратившая в ничто как бытовые, обыденные формы знания, так и мудрость профессионалов, явилась антропологическим шоком – шоком для всего человечества – и поставила под сомнение общую
познаваемость мира.
Ценностная гарантия в данном случае зиждется на убеждённости в единстве и рациональной
познаваемости мира.
Проблема
познаваемости мира составляет другую сторону основного вопроса философии.
Скептицизм–допуская принципиальную
познаваемость мира, выражает сомнение в достоверности получаемого знания, исходя из того, что знание всегда несёт на себе отпечаток субъективности, является «субъективным образом объективного мира».
Этот тезис раньше формулировали как «принцип
познаваемости мира».
Решается двумя противоположными типами концепций, одни из которых допускают
познаваемость мира, а другие – не допускают (агностицизм).
Отказ от изучения явлений физического мира, глубокий пессимизм относительно судьбы мира и человека, сомнения в
познаваемости мира силами разума – всё это породило духовный кризис в XII–XlII вв.
Принципиальные параметры – первичность материального либо идеального (объективного либо субъективного), характер детерминации процессуальности, характер и степень
познаваемости мира и способы познания.
Веданта сравнивает
познаваемость мира с возможностями головастика, сидящего в маленькой луже.
Если отсутствуют объективные закономерности природы, то все заявления о
познаваемости мира оказываются профанацией.
С позиции
познаваемости мира существуют негативное и позитивное мировоззрения.
Философские концепции, признающие
познаваемость мира, условно называют когнитивистскими.
Исследователь испытывает влияние господствующей эпистемы, задающей базовые условия научного мировоззрения и критерии
познаваемости мира, а также различных теорий, методов, школ, традиций и «поворотов».
Суть софистики – и это достаточно глубокая и в своей глубине абсолютно отрицательная, пессимистическая позиция – в отрицании объективной
познаваемости мира.
Снижение
познаваемости мира является ключевым выражением архаизации человечества, грозным признаком завершения линейного участка спирали общественного прогресса: технологический прогресс ещё продолжается, но уже ведёт к регрессу, а не прогрессу в социальной сфере – с соответствующим разрушением всей привычной нам прогрессистской в своей основе системы мировоззрения.
Немного остановимся на гностиках материалистах, ибо вся современная наука и весь современный научный мир признаёт
познаваемость мира органами чувств.
Гносеологический критерий позволяет рассмотреть историю философской мысли с точки зрения признания
познаваемости мира, обоснования способности человечества достигать объективной истины и с точки зрения отрицания возможности адекватно познавать окружающую действительность.
Такая гносеология исходит из признания
познаваемости мира.
Вайшешика исходила из принципиальной
познаваемости мира, выделяла субстанции всего сущего, видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган человека.
Понятно другое: снижение
познаваемости мира (равно как и изменение предмета труда человечества, уже не требующее максимума знаний о максимуме явлений) снижает и социальную значимость знания, и потребность в нём.
Гностики признают
познаваемость мира и считают, что окружающий нас мир можно и нужно познавать с помощью органов чувств.
По данному вопросу человечество также разделилось на два лагеря – гностиков и агностиков, т.е. тех, кто признаёт и тех, кто отрицает
познаваемость мира.