Диалектический материализм требует, чтобы это знание было систематизировано и оценено, очищено от неизбежных при
позитивистском подходе априорных и догматических положений.
Помимо реализма, о котором уже было довольно много сказано выше, в
позитивистском подходе существуют ещё как минимум либеральная и марксистская школы.
С позиций же
позитивистского подхода государственная власть есть сила, которая произвольно творит право и сама этому праву не подчинена.
Таким образом, в противоположность
позитивистскому подходу истина экономических теорем здесь устанавливается помимо конкретного исторического опыта и без ссылок на него.
Логика теории «специфических энергий органов чувств», несмотря на многочисленные упрёки в физиологическом идеализме, без особых изменений унаследована современными исследователями и, строго говоря, не может быть оспорена без выхода за рамки
позитивистского подхода.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: креолизация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Иными словами, абсолютно
позитивистский подход к миру: что не понято либо не может быть воспроизведено, отвергается тут же на корню.
Это является выразительным следствием
позитивистского подхода к изучению не только международного права в целом (что само по себе нельзя считать неверным или нецелесообразным), но и его древней истории.
Постоянно повторяющиеся, но не предсказанные крахи фондовых рынков показывают непригодность
позитивистского подхода к экономическому прогнозированию, когда методологическая корректность применяемых моделей не рассматривается вообще, а её заменяют рассуждения о «полезности» и «практичности», а также об эмпирических подтверждениях на контрольных выборках.
Позднее, в XX веке, в качестве реакции на очевидную ограниченность
позитивистского подхода возникла критическая социология.
Методология гуманитарных наук XX в. в процессе преодоления
позитивистского подхода уделяла особое внимание проблеме субъекта.
Свою роль, вероятно, сыграло и то обстоятельство, что советская историческая наука твёрдо усвоила основные принципы
позитивистского подхода к истории – и потому устные воспоминания, как источники личного происхождения, к тому же сильно отстающие по времени от описываемых в них событий, расценивались серьёзными исследователями достаточно скептически.
Необходимость глубокого философского исследования истории и культуры с религиозно-философской точки зрения стала в настоящее время очевидной ввиду доминирования в современной историософии и культурфилософии широкого спектра
позитивистских подходов, имеющих своим основанием натуралистическую трактовку человека и отрицающих реальность духовного начала.
Они оба – представители
позитивистского подхода в научных исследованиях.
Такой
позитивистский подход создаёт миф о «точности» любого научного изложения и «безупречности» научного языка.
Данное понимание права в связи с этим не влечёт формирования таких признаков у частного права, присущих
позитивистскому подходу, как государственно-волевая природа, многократная применимость, эталонность, поскольку может формироваться между конкретными субъектами (участниками товарного обмена) и порождать права и обязанности только у них.
Конт разрабатывал
позитивистский подход к новой отрасли знания, который должен привести социологию в такое состоя ние, когда она станет доказательной и общезначимой, наподобие естественных наук, логики и математики.
Однако в отличие от
позитивистского подхода феноменология обращает внимание на необходимость за эмпирической данностью увидеть явление, т. е. она предполагает специальные гносеологические устремления исследователя к тому, чтобы воссоздать в первозданной целостности то явление, которое нашло воплощение в некотором вещественном продукте.
Принципиальная новизна
позитивистского подхода в исследовании науки состояла в том, что они осуществляли его конкретно-научными средствами, т.е. выдвинули программу построения конкретно-научной(«позитивной») теории научного познания.
Позитивистский подход стремится устранять из анализа политических процессов ценностные факторы и описывает политику такой, как она есть.
Одним из современных направлений
позитивистского подхода к исследованию политики является теория рационального выбора, согласно которой политология должна исходить из рациональной природы человека, прежде всего озабоченного насущными текущими проблемами и стремлением к увеличению собственных материальных ресурсов.
Здесь налицо также характерное для
позитивистского подхода неразличение юридической формы и социальной сущности общественных явлений.
Так как нас интересует использование темпорального подхода в политической науке, а при изучении социальных и политических процессов чисто
позитивистского подхода на наш взгляд недостаточно, то ограничиваться чисто сциентистской ориентацией в понимании времени было бы неразумно.
При определении предмета международной логистики можно воспользоваться ранее апробированным на примере международного маркетинга подходом [Черенков, 2001], начав с критики доминирующего сегодня в этой области практически
позитивистского подхода.
Скорее всего, это явление можно объяснить исторически установившимся
позитивистским подходом к «интернационализации» логистики.
Принципы традиции верховенства права в странах общего права позволяют говорить о том, что в ней не имеет места
позитивистский подход, который отрицает связь права и морали.
Для социальной психологии начала XX века (и её современных вульгарных последователей) привычным стало рассматривать человека в трёх аспектах, определяемых
позитивистским подходом: как личность физическую, социальную и духовную.
В-третьих, утверждение о необходимости сопоставления правореализационных моделей (форм осуществления права) с целями предоставления субъективного права, также являясь порождением
позитивистского подхода, обладает незначительной эвристической ценностью.
Учитывая то, что в подавляющем большинстве источников понимание правоотношения осуществляется на основании
позитивистского подхода, и принимая во внимание, что в дальнейшем мы будем рассматривать наградные правоотношения также исходя из позитивистской концепции, в данном разделе этот подход анализировать не будем, с тем чтобы в дальнейшем избежать неоправданных повторов.
Наибольший интерес в плане научного анализа представляют два альтернативных
позитивистскому подхода к правопониманию: естественно-правовой и социологический.
Относясь при этом положительно к достижениям
позитивистского подхода и подчёркивая специфику такого метода познания в психологии, как «самонаблюдение», он отмечает, что «это познание даётся нам не при помощи органов чувств» (там же, с. 85).
Этот постулат был для гуманитарного знания конца XIX – начала XX в. весьма важен, поскольку помогал преодолению упрощённого
позитивистского подхода к социальным явлениям.
Преодоление метафизического противопоставления философии и науки предполагает изменение не только характера самой философии, но и понимания самой науки, её сущности и места в системе общественного сознания, преодоление
позитивистского подхода к её содержанию.