Социология для чайников

Ильнар Салимшин

Книга «Социология для чайников» открывает читателям глубокие и увлекательные темы, такие как социальная стратификация, гендерное неравенство, социальные конфликты и многое другое. Эта книга станет великолепным ресурсом для всех, кто интересуется социальными науками или просто хочет расширить свои знания о социальных явлениях и проблемах в нашем мире.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

1.1. Что такое социология: простое объяснение

В современном мире вряд ли кто-то оставит без внимания или удивится фразе: «Результаты социологического исследования свидетельствуют…». Сегодня социология стала неотъемлемой частью нашей жизни, а проведение социологических исследований уже обыденное явление1. Социология — это область науки, которая изучает общество, социальные взаимодействия, структуры и процессы, формирующие поведение и развитие людей в группах и сообществах. По сути, социология изучает людей и как они образуют группы и организации, как они взаимодействуют друг с другом и как эти взаимодействия влияют на поведение.

Сфера применения социологии простирается от анализа коротких разговоров до изучения глобальных социальных процессов. Социология изучает фундаментальные особенности человеческого общества как местного, так и всемирного характера. Она демонстрирует человеческое естество, раскрывает жизненные противоречия2.

Известный русский философ Франк Семен Людвигович писал в 1930 году, что, несмотря на наличие огромной литературы по социологии, эта наука «доселе не имеет ни точно определенного предмета, ни общепризнанных методов и научных традиций; в сущности, еще до сих пор нет социологии, как определенной науки, а есть едва ли не столько же отдельных „социологии“, сколько авторов, о ней писавших»3.

Во многих учебниках по социологии и в информационных источниках утверждается, что социология — это наука об обществе. Отсюда логично предположить, что она относится к группе общественных наук. Однако социология — это фундаментальная социальная наука об обществе, с учётом его современных модификаций4.

Существует несколько отраслей социологии, таких как социальная психология, изучающая поведение человека в социальном контексте, или криминология, изучающая причины и последствия преступности. Среди других направлений — изучение социальной стратификации, политическая социология, социология образования и др. Социология помогает нам понять свое место в обществе и то, как мы, как индивидуумы или как коллектив, можем способствовать социальным изменениям. Отметим, что цель социологии в каждой из отраслей — найти способ выжить и эволюционировать. Разработка разного рода теоретических подходов к изучению социального действия является главной задачей общей социологии5.

Представьте себе радугу в небе, наполненную множеством цветов, органично сочетающихся друг с другом. Мы стоим под ней и любуемся её красотой. Но разве мы когда-нибудь останавливаемся и задумываемся над тем, как волшебно она была создана? Как каждый цвет имеет свою индивидуальность, свою роль и как они гармонично сосуществуют, образуя прекрасное целое? Точно так же вы когда-нибудь задумывались о волшебстве нашего общества, о том, как все мы сосуществуем, взаимодействуем и образуем гармоничный социальный мир? Проще говоря, социология — это изучение «нас» — людей, взаимодействующих в группах, от малых, таких как семья, до больших, таких как нация. Она подобна телескопу, который приближает галактику нашего социального мира. Она помогает нам понять скрытые силы, управляющие нашим поведением, такие как правила, нормы, тенденции и культуры, которых мы придерживаемся, часто неосознанно.

Подумайте о своем любимом фильме. Почему вы реагируете на определенного персонажа? Наверное, потому, что вы понимаете его происхождение, мотивы, выбор, верно? Социология помогает нам понять, почему люди ведут себя так, как они ведут, изучая их прошлое, влияние общества и обстоятельства, которые их формируют. Но зачем нам нужно изучать социологию? Если каждая капля дождя образует море, то каждый из нас, с нашим уникальным опытом и взглядами, составляет общество. Понимание социологии — это осознание того, как ваша собственная жизнь, мысли, поступки и чувства зависят от социального окружения. А понимая это, вы научитесь ценить сходства и различия между нами, что приведет к сочувствию и уважению к другим людям.

Социология также позволяет нам строить предположения о будущем общества, основываясь на современных тенденциях и закономерностях. Представьте себя в роли детектива, изучающего нормы и поведение общества, отправляющегося в захватывающее путешествие, чтобы выяснить «почему» и «как» происходит взаимодействие людей. Почему в разных обществах существуют разные обычаи? Как технологии влияют на наше социальное поведение? Почему в мире существует неравенство? Вооружившись социологическим подходом, вы сможете решать эти головоломки и раскрывать их глубинные сложности.

Опираясь на фундаментальные знания, которые дает социология, можно начать задавать вопросы личного характера, связанные с этой областью знаний. Вы можете задать вопрос о своем месте в обществе:

— Какие общественные нормы и ценности повлияли на мое поведение и убеждения?

— Как мой социальный класс или социально-экономический статус влияет на мой доступ к ресурсам и возможностям?

Кроме того, можно задаться вопросами о взаимоотношениях:

— Как общественные ожидания влияют на мои личные отношения?

— Каким образом мой пол влияет на мое взаимодействие с другими людьми и их восприятие меня?

Можно также задуматься о проблемах общества в более широком масштабе:

— Как я могу внести свой вклад в изменение общества?

— Какую роль я играю в сохранении или преодолении социального неравенства?

Эти вопросы подчеркивают, что социология — это не только пассивное наблюдение, но и активное участие в жизни общества. Следовательно, изучение социологии может стать чем-то вроде личного путешествия, заставляющего нас переоценить свою жизнь в свете общественного контекста и это всё поможет нам увидеть, что мы не изолированные индивидуумы, а фундаментально взаимосвязаны с окружающими нас социальными структурами и институтами. Вопрос роли, миссии социологии в обществе не потерял актуальности и сегодня. Действительно, роль социологии при принятии решений на разных уровнях управления является важной, выступая в качестве инструмента обратной связи6.

Возьмем, к примеру, Джейн, вымышленную героиню, которая начинает изучать социологию из любопытства к пониманию человеческого поведения. По мере изучения социологии Джейн начинает по-другому смотреть на мир. Она начинает замечать повсеместное влияние таких институтов социализации, как семья, образование и СМИ, на формирование не только ее ценностей и убеждений, но и ценностей и убеждений ее друзей, соседей и общества. Она осознает, что привилегии и проблемы, с которыми она сталкивается в жизни, являются не только результатом ее индивидуальных усилий, но и результатом влияния таких социальных факторов, как ее экономический статус, пол, раса и культурная среда. Осознание этого факта повышает ее социальное самосознание и побуждает ее к более глубокому сопереживанию и стремлению решать такие общественные проблемы, как неравенство и дискриминация. По сути, изучение социологии открывает новое окно, через которое мы интерпретируем нашу повседневную жизнь, помогая нам размышлять, задавать вопросы и понимать сложности нашего социального мира более глубоко и личностно.

Исходя из вышеперечисленного мы должны с вами прийти к следующим выводам:

1) Социология позволяет понять, как функционирует общество и как взаимодействуют между собой его различные компоненты (институты, нормы и ценности).

2) Социологические исследования позволяют получить данные, которые помогают в разработке законов.

3) Социология помогает нам отказаться от наших представлений о мире и обществе, предоставляя нам особый объектив, а именно социологическое воображение для видения и понимания окружающего мира.

4) Социология играет ключевую роль в обеспечении социальной справедливости, исследуя такие проблемы, как неравенство.

К числу доказательств, подтверждающих важность социологии, относятся:

1) Многочисленные социологические исследования, такие как Стэнфордский тюремный эксперимент и эксперимент «голубые глаза/карие глаза», позволили получить принципиально новые знания о поведении людей, предрассудках, динамике власти, влиянии социальных ролей и ожиданий.

2) Социологические исследования легли в основу ряда социальных стратегий. Например, изучение бедности способствовало разработке программ социального обеспечения, а исследования в области образования определили реформы в сфере образования.

3) Ориентация социологии на социальную справедливость привела к повышению осведомленности и защите интересов маргинальных групп. Примером могут служить социологические исследования институционального расизма, которые вызвали общественные движения, изменения в политике и усилия по повышению осведомленности о расовой справедливости.

4) Введение курсов по социологии в учебных заведениях по всему миру свидетельствует о ее широком признании и важности для понимания и анализа человеческого общества.

Мы должны констатировать, что социология — это замечательная область знаний, которая направлена на понимание сложной динамики человеческого общества. Она изучает наши социальные отношения, взаимодействия и структуры, чтобы понять, как формируются поведение, убеждения и идентичность. Социология переключает наше внимание с рассмотрения вопросов как исключительно личных проблем на их понимание в контексте более масштабных социальных и культурных явлений.

В результате социология побуждает нас подвергать сомнению наши предположения, заставляет переосмыслить социальные нормы и подчеркивает глубокое влияние, которое общественные факторы могут оказывать на нашу жизнь. Социология дает нам более полное представление о мире и позволяет внести свой вклад в изменение общества и извлечь более глубокий смысл из нашего собственного опыта жизни в обществе.

1.2. Зачем общество нуждается в социологии

Социология как наука об обществе с самого момента своего возникновения была и остается чрезвычайно чувствительной к социальным изменениям7. Общество нуждается в социологии так же, как лодка нуждается в капитане для того, чтобы ориентироваться в сложных водах человеческих отношений, социального порядка и изменений. Социология вооружает нас необходимыми инструментами для того, чтобы распутать многослойную ткань общества, понять, как общество функционирует и развивается во времени. Социология помогает нам глубже погрузиться в повседневную жизнь, рассмотреть ее под микроскопом, чтобы выявить скрытые структуры и закономерности.

Когда мы думаем о человеческом обществе, перед нашим мысленным взором проходят тысячи образов и понятий. Человеческое общество — это миллиарды мужчин и женщин, старых и молодых, богатых и бедных, представителей разных профессий, национальностей, религий, рас. Человеческое общество — это села и города, дворцы и хижины, фабрики, заводы, университеты, магазины и кинотеатры, которые созданы людьми и стали необходимым условием их жизнедеятельности8.

Социология способствует развитию критического мышления, позволяя нам подвергать сомнению общественные нормы и предположения, которые мы часто принимаем как должное. Социология раскрывает сложные взаимосвязи между индивидуальным выбором и общественными структурами, позволяя нам видеть дальше поверхностного уровня, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни. Мы получаем бесценное представление о том, как общество формирует наши мысли, поведение и возможности, что позволяет нам более широко взглянуть на условия нашей собственной жизни. Социология также стремится к социальной гармонии, поощряя диалог и взаимопонимание между различными социальными группами.

В быстро меняющемся мире, где господствует глобализация, понимание тенденций, практики и изменений в обществе становится как никогда важным. Социология предлагает прагматичные решения для адаптации к этим изменениям, помогая нам понять социальные аспекты технологического прогресса, экологических изменений и экономических преобразований. Наконец, социология стимулирует социальные инновации и устойчивость. Вооружившись знаниями и пониманием, полученными из социологии, мы можем эффективно предвидеть изменения в обществе, адаптироваться к ним и ориентироваться в них. Это, в свою очередь, способствует развитию инноваций и формированию жизнестойкого общества, готового противостоять любым вызовам и использовать открывающиеся перед ним возможности.

Без социологии наше восприятие реальности было бы сродни размытому изображению — нечто, что мы осознаем, но не можем полностью понять. Очищаясь от пыли предположений, стереотипов и заблуждений, социология открывает путь к принятию взвешенных решений, просвещению умов и общему гармоничному развитию общества.

Социологи постоянно ищут и непременно находят социальные проблемы, кризисы, парадоксы, противоречия в обществе. Получается, что инициативно, а в иных случаях и по заказу, исследуя ту или иную часть социальной реальности, мы порою пытаемся ответить на вопросы, которые никто не за давал. Однако эта особенность присуща любой системе научного знания, не только социально-гуманитарного. Невзирая на своего рода «проклятие знанием», а именно чрезвычайное, может быть, избыточное отраслевое и идейно-теоретическое разнообразие, заумную риторику, эпизодические отрывы даже эмпирических проектов от реальной жизни социология — фундаментальная наука, проверенная временем. И что немаловажно — до сих пор весьма привлекательная для молодых исследователей9.

Социология предлагает комплексное понимание социального поведения, препарируя ниточки, на которых держится общественный «кукольный спектакль». Социология также служит зеркалом общества, отражающим нашу общую реальность — хорошую, плохую и уродливую. Она указывает на неравенство и разрывы, но в то же время отмечает разнообразие и жизнестойкость. Эта рефлексия инициирует эффективные социальные изменения, побуждая нас к исправлению сложившейся несправедливости и поиску справедливых решений. Несомненно, именно через призматическую линзу социологии мы разгадываем загадки общества и используем ее ценные знания для построения более сильных и инклюзивных сообществ.

Отметим, что суть социологии заключается не только в понимании общества, но и в дальнейшем развитии этого понимания с целью стимулирования преобразований и прогресса. Опираясь на свой богатый багаж знаний, социология помогает нам встать на место других людей, разрушая стены предвзятых представлений и бесстрастного безразличия.

Кроме того, социология расширяет наши интеллектуальные горизонты, создавая основу для междисциплинарных исследований. Соединяя различные области, такие как психология, экономика, политика и история, она дает панорамный взгляд на человеческое общество, позволяя получить более глубокое и всестороннее понимание. Такая интеграция способствует развитию инновационного мышления и совместному решению проблем, что позволяет нам решать сложные общественные задачи, используя комплексный подход.

Выделим, что социум — это общество, а также все природные и материально-вещественные предметы окружающего мира в их единстве, вовлеченные в сферу жизнедеятельности человека и приобретающие в результате этого свойства и характеристики, связанные со свойствами и характеристиками человека и общества10. Понимание того, зачем обществу нужна социология, расширяет наш взгляд на мир, в котором мы живем, и вооружает нас инструментами для его прогрессивного формирования. Это сродни пониманию того, как работают шестеренки и колеса колоссального механизма, что впоследствии позволит нам внести необходимые изменения для достижения оптимальной производительности. Погрузившись в следующие рассуждения, мы сможем понять, почему такое понимание крайне важно. Начиная с точки зрения развития личности, социология раскрывает взаимодействие между личной жизнью человека и более широкими общественными силами. С точки зрения общества потребность в социологии ощутима, поскольку она способна привлечь внимание к социальным проблемам. В сфере социальных изменений потребность общества в социологии трудно переоценить. Выявляя не только существующие нормы общества, но и их историческое развитие, социология позволяет предугадать траекторию будущих изменений. Она способствует развитию критического мышления, формируя общество, которое постоянно ставит вопросы, бросает вызовы и стремится к совершенствованию своих норм и ценностей.

Современность предъявляет свои требования к процессам, происходящим в обществе, и определяет ход глобальной эволюции, как путь восхождения сложноорганизованных систем к более высоким уровням организованности и сложности11.

По сути, понимание того, зачем обществу нужна социология, формирует личную идентичность и коллективное сознание. Социология заставляет нас обратить внимание на кипящие аспекты социальной справедливости, инклюзивности и социального развития. Она призывает нас видеть не только поверхность, но и суть и поток человеческих взаимоотношений, и использовать это понимание для создания более справедливого, гармоничного и сопереживающего общества.

1.3. История и становление социологии

Когда мы говорим о начале истории социологии, то прежде надо разобраться с тем, что есть социология. Вопрос не простой вот почему12. Уже в древней Греции и древнем Риме существовали мысли и идеи, которые можно отнести к предпосылкам социологии. Например, Сократ и Платон обсуждали вопросы о природе общества и справедливости, занимались этикой и политикой. Сократ был выдающимся философом и мыслителем. Хотя он не занимался непосредственно социологическим исследованием, его методы диалога и вопросов (сократический метод) способствовали анализу социальных явлений и размышлениям о социальных ценностях.

Учеником Сократа был Платон, который считается основателем Академии в Афинах, одного из первых учебных заведений в мире. В его работах, таких как «Политик13» и «Государство14», Платон обсуждал идеальное общественное устройство, предлагая различные формы правления и социальных организаций. Учеником Платона был Аристотель, который считается основателем науки о логике и более систематического подхода к философии. Он также сделал значительный вклад в социологию, исследуя политическую организацию государств и общественные институты в своих работах «Политика15» и «Никомахова этика16».

Социология в Древней Греции была инкорпорирована в философские дискуссии и рассматривала вопросы общественной жизни и устройства. Идеи и концепции, предложенные вышеупомянутыми мыслителями, вносили свой вклад в формирование основных принципов и тематик социологии, которые затем развивались и углублялись в последующие эпохи и культуры.

История становления социологии как научной дисциплины действительно интересна и запутанна. Французский социолог Огюст Конт, которого часто называют «отцом социологии», первым употребил этот термин в 1838 году для обозначения научного изучения общества. Конт стремился использовать для исследования социальных явлений научный подход, схожий с подходом естественных наук. До Огюста Конта изучение общества и культуры было свободно распределено по другим областям, таким как философия и история. Однако революционные изменения XIX века, вызванные промышленной революцией, политическими революциями, урбанизацией и т.д., заставили таких мыслителей, как Конт объединить эти исследования в отдельную дисциплину — социологию.

Стадии развития науки по Огюсту Конту можно сравнить с этапами жизненного пути человека. Вот перед нами младенец, который только учится познавать мир. Он многого об этом мире не знает и потому старается мифологизировать происходящее. Потом он становится взрослее и пытается не просто слепо верить заложенным с детства установкам, а познать всю суть бытия — метафизику — посредством различных приёмов рассуждений. Третий этап представляет собой основанное на систематическом, опытным путём доказанным научным знанием17.

После Огюста Конта в область социологии внесли свой вклад многие другие западные, а затем и незападные ученые. Например, Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм были важными фигурами в конце XIX — начале XX века. Маркс сосредоточился на социальных последствиях классовой борьбы и капитализма, Вебер исследовал связь между религией и капитализмом, а Дюркгейм дал ценное представление о концепции социальной солидарности.

В дальнейшем социология развивала более систематические методы, оформившись в 19 веке в самостоятельную академическую дисциплину. Сегодня социология продолжает адаптироваться и расширяться в соответствии с меняющейся сложностью общества. Она требует междисциплинарного подхода, учитывающего аспекты экономики, политологии, антропологии, психологии и даже лингвистики. Сфера применения социологии значительно расширилась, охватывая различные области — от преступности до религии, от семьи до государства, от расовых и классовых различий до общих представлений об общей культуре.

В начале XX века были разработаны различные социологические теории, которые продолжают оказывать влияние на эту дисциплину и сегодня. Ключевой фигурой этого периода был Эмиль Дюркгейм, который стремился понять, как общество поддерживает социальный порядок. Известно, что Э. Дюркгейм позиционировал себя в качестве позитивиста, однако его отношение к философии не было однозначным. Об этом, в частности, свидетельствует фрагмент его письма своему ученику Ж. Дави: «Отойдя от философии, я стремлюсь к тому, чтобы к ней вернуться, вернее, я все время возвращался к ней самой природой вопросов, с которыми сталкивался на своем пути»18.

Его работы привели к возникновению функционалистского направления в социологии, которое рассматривает общество как интегрированную систему, где каждая часть работает на стабильность целого. Примерно в то же время возникла еще одна влиятельная школа — теория конфликта. Теория конфликта, в значительной степени связанная с Карлом Марксом, утверждает, что общественные структуры позволяют тем, кто обладает большей властью, эксплуатировать тех, кто обладает меньшей властью, что приводит к социальной напряженности и конфликтам.

В середине XX века Толкотт Парсонс и Роберт Мертон развили функционализм в ответ на критику теории конфликта. Толкотт Парсонс стремился объяснить, как возможен социальный порядок и как социальные структуры определяют поведение индивидов. Позже Мертон ввел понятие явных и латентных функций, чтобы пояснить, что не все элементы общества способствуют социальной стабильности.

В 1942 году в одной из своих статей Р. Мертон предложил формулу этоса науки, известную по аббревиатуре CUDOS, которая включала четыре императива: коммунизм (communism), позже по вполне понятным причинам замененный на коммунализм, универсализм (universalism), бескорыстность (disinterestedness) и организованный скептицизм (organized skepticism). Сам Мертон под этосом науки подразумевал разделяемый всеми членами научного сообщества комплекс норм, имеющих рекомендательную форму19.

Во второй половине XX века возник символический интеракционизм, в центре внимания которого находятся символы, определения, роли и ритуалы взаимодействия, конструирующие социальные отношения и институты. Джордж Герберт Мид и Герберт Блумер были ключевыми фигурами в этом интеллектуальном движении. Существует также теория социального конструирования, основными сторонниками которой являются Питер Бергер и Томас Лукман. Согласно этой теории, наше понимание реальности формируется под влиянием социальных взаимодействий и культурного контекста, при этом подчеркивается, что социальные явления создаются теми, кто взаимодействует внутри системы.

Феминистская перспектива получила огромное развитие и в конце XX века, что было обусловлено борьбой феминистского движения с патриархальными нормами. Эта точка зрения исследует гендерное неравенство в обществе и бросает вызов существующему патриархальному общественному строю. В современную эпоху в социологии появилось множество субдисциплин, таких как медицинская социология, экологическая социология, социология села, социология города, военная социология и др.

Социологи продолжают дискутировать о соотношении структурных и индивидуальных факторов в формировании социального поведения, как они это делали с конца XIX века. Социология остается важнейшей дисциплиной, позволяющей интерпретировать сложное взаимодействие сил, формирующих наш социальный мир, что делает ее историю и становление поистине захватывающими. Понимание истории социологии означает понимание нашего прогресса в интерпретации социального поведения и взаимодействия людей, что делает ее сокровищницей знаний для всех, кто интересуется изучением человеческих обществ и их сложностей.

Наряду с теориями и перспективами важнейшую роль в истории и развитии социологии играют и конкретные методологические подходы. На методологическую основу социологии большое влияние оказала позитивистская традиция, в рамках которой эмпирическое наблюдение рассматривалось как основа для утверждений о социальном мире. Это привело к использованию методов, заимствованных из естественных наук, таких как опросы и эксперименты. Однако в начале XX в. появился альтернативный подход, известный как понимающая социология, во главе с такими учеными, как Макс Вебер. Вместо того чтобы просто изучать наблюдаемое поведение социологи стремились понять субъективные смыслы и мотивы, лежащие в основе социальных действий.

Позднее, в XX веке, в качестве реакции на очевидную ограниченность позитивистского подхода возникла критическая социология. Под влиянием Франкфуртской школы и таких теоретиков, как Мишель Фуко, критические социологи отстаивали подход, критикующий социальные механизмы и стремящийся выявить властные отношения. Более того, область применения социологии не ограничивалась только академическими кругами. Она влияла и влияет на общественные проблемы и вопросы государственной политики.

На фоне технологических инноваций и наступления эпохи постмодерна социология столкнулась с новыми вызовами и возможностями. Растущая роль цифровых технологий и Интернета привела к появлению таких новых социологических субдисциплин, как цифровая социология и киберсоциология. Сегодня социологи используют мощные программы статистического моделирования для количественных исследований и сложные инструменты записи и транскрипции для качественных исследований. Они также пытаются ответить на новые вопросы об идентичности, сообществе и социальном взаимодействии в глобализированном мире, который становится все более онлайновым.

Расширение глобальной перспективы также привело к появлению таких областей, как сравнительная социология и глобальная социология. Сравнительная социология предполагает сравнение социальных процессов в разных странах или культурах, а глобальная социология изучает влияние глобализации на социальные структуры и процессы. Это отражает растущее понимание того, что социальные явления не ограничиваются рамками конкретных обществ, а могут быть поняты только в более широком, глобальном контексте. Социология также установила симбиотические отношения с другими дисциплинами в области социальных, гуманитарных и естественных наук. Этот междисциплинарный, а иногда и трансдисциплинарный процесс сотрудничества привел к формированию таких гибридных областей, как социальная нейронаука, когнитивная социология, экономическая социология и политическая социология.

Социология, как утверждают такие известные организации, как Американская социологическая ассоциация (ASA) и Международная социологическая ассоциация (ISA), продолжает пропагандировать актуальность и адаптацию, обращаясь к современным социальным проблемам. Сюда относятся такие разнообразные темы, как изменение климата, права человека, неравенство в здравоохранении, цифровое неравенство, глобальная миграция, социальные последствия пандемии Covid-19.

Исходя из вышеперечисленного рассмотрим некоторые основные вехи истории социологии:

1. 1838 год Французский философ Огюст Конт ввел термин «социология». Конт стремился создать дисциплину, которая могла бы научно анализировать общество, давать представление о социальном поведении людей и направлять социальные реформы.

2. 1858—1862 года — опубликован труд Карла Маркса «Капитал20» (Das Kapital), в котором представлен критический анализ капитализма и оказано влияние на развитие теории конфликта.

3. 1893 год — опубликована работа Эмиля Дюркгейма «О разделении общественного труда». Дюркгейм проанализировал, как общество сохраняет сплоченность, и ввел такие ключевые понятия, как механическая и органическая солидарность.

4. 1895 год — опубликованы «Правила социологического метода21» Дюркгейма, заложившие основу социологии как науки.

5. 1905 год — опубликована работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма22». Вебер исследовал роль религиозных убеждений в экономических действиях.

6. 1916—1927 года Джордж Герберт Мид разрабатывает теорию символического интеракционизма, подчеркивая роль символов и языка в человеческом взаимодействии.

7. 1922 год — в Лондонской школе экономики создается первый в Великобритании факультет социологии.

8. Середина XX века — структурный функционализм и теория конфликта становятся доминирующими теоретическими перспективами в социологии.

9. 1966 год — опубликована работа социологов Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания», в которой содержится значительный вклад в понимание того, как общество формируется под влиянием искусственных идей и систем.

10. Конец XX века — возникновение постмодернистских и феминистских теорий ставит под сомнение традиционные социологические взгляды, выдвигая на передний план социологических исследований вопросы расы, пола и власти.

11. Начало XXI века — возникает цифровая социология как субдисциплина, изучающая социальные последствия цифровой революции. Эти даты знаменуют собой важные кульминационные моменты в истории и становлении социологии как дисциплины. Эволюция социологии отмечена рядом интеллектуальных, концептуальных и методологических прорывов, которые сформировали ее идентичность, широту и глубину.

История и становление социологии подчеркивают ее динамичный характер и неустанное стремление к пониманию социального мира, и мы можем отменить, что это летопись прогрессивной интеллектуальной мысли, которая до сих пор сохраняется, движимая потребностью найти смысл в сложных социальных условиях. По мере того, как общество продолжает стремительно развиваться, социология становится незаменимой областью, помогающей человечеству ориентироваться, понимать и адаптироваться к многогранным социальным трансформациям, которые ожидают его в будущем.

1.4. Важнейшие социологические термины и понятия

1. Социология — научное изучение общества, включая модели социальных отношений, социального взаимодействия и культуры.

2. Социальная структура — набор взаимосвязанных элементов и отношений, определяющих распределение ролей, статусов и ресурсов в обществе.

3. Социализация — процесс приобщения индивида к нормам, ценностям и культуре общества, в котором он живет.

4. Социальные нормы — общепринятые ожидания и правила, определяющие поведение людей в социальных группах. Они могут быть формальными (законы) или неформальными (социальный этикет).

5. Социальные роли — модели поведения, отражающие социальный статус человека. Например, роли родителя, студента или работника определяются общественными ожиданиями.

6. Культура — совокупность социальных категорий и понятий, верований, моделей поведения (включая обычаи, ритуалы и символы) и артефактов, разделяемых обществом.

7. Социальная стратификация — разделение общества на группы, расположенные в социальной иерархии, часто основанной на таких факторах, как богатство, раса, пол и власть.

8. Социальная дезорганизация — разрушение традиционных социальных структур и норм, что приводит к хаосу и нестабильности в обществе.

9. Социальные институты — устойчивые и формализованные паттерны поведения, нормы и ценности, которые регулируют взаимодействие людей в обществе.

10. Социальные изменения — изменения в характеристиках общества, обусловленные культурными, структурными или демографическими сдвигами.

11. Социологическое воображение — этот термин, предложенный Ч. Райтом Миллсом, означает понимание социальной реальности, которая помещает личный опыт в более широкий социальный и исторический контекст.

12. Власть — способность индивида или группы влиять на решения и результаты деятельности других людей, часто связанная с обладанием определенными ресурсами, такими как знания, деньги или статус.

13. Социальный контроль — способы, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов, что может происходить как формальными (например, законы и санкции), так и неформальными (нормы, правила, ожидания) методами.

14. Социальный порядок — стабильность общества, обеспечиваемая взаимодействием общественных правил, законов, институтов и практик, составляющих устоявшиеся порядки и модели поведения.

15. Аномия — понятие, разработанное Эмилем Дюркгеймом, обозначающее состояние ненормальности, при котором происходит разрушение или отсутствие социальных норм или четких указаний о том, как вести себя в обществе, что приводит к чувству беспокойства и неуверенности.

16. Макросоциология — подход в социологии, анализирующий крупномасштабные социальные структуры и процессы, такие как социальные институты и общественные тенденции.

17. Микросоциология — подход в социологии, который фокусируется на индивидуальной социальной динамике и личностных взаимодействиях в малых социальных группах.

18. Интерсекциональность — концепция, используемая в основном в критических теориях для описания того, как перекрывающиеся или пересекающиеся социальные идентичности, особенно идентичности меньшинств, связаны с системами и структурами угнетения и дискриминации.

19. Глобализация — процесс взаимодействия и интеграции между людьми, компаниями и правительствами во всем мире, означающий растущую взаимосвязь и взаимозависимость культур и экономик.

20. Социальное неравенство — неравное распределение богатства, возможностей и привилегий между отдельными людьми и культурно определенными группами в обществе.

21. Этноцентризм — склонность считать, что собственная культура или общество превосходят все остальные.

22. Культурный релятивизм — принцип понимания других обществ или культур на их собственных условиях, а не суждения или оценки их с использованием собственных культурных норм.

23. Гендерные роли — общественные нормы, определяющие, какие типы поведения считаются приемлемыми, уместными или желательными для человека в зависимости от его реального или предполагаемого пола.

24. Социальная мобильность — способность отдельных людей или семей перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице в обществе.

25. Капитализм — экономическая система, характеризующаяся частной или корпоративной собственностью на товары и средства производства и созданием товаров или услуг с целью получения прибыли.

26. Коллективное сознание — совокупность общих убеждений, идей, установок и знаний, характерных для той или иной социальной группы или общества.

27. Социальные факты — обозначение норм, ценностей и структур общества, которые выходят за рамки и существуют независимо от жизни и действий индивидов, но при этом осуществляют социальный контроль над каждым человеком.

28. Символическая культура — нематериальные аспекты культуры, состоящие из таких нематериальных аспектов, как нормы, ценности, обычаи, идеологии и символические значения, связанные с конкретными артефактами или поведением.

29. Культурный капитал — термин Пьера Бурдье, обозначающий культурные знания и культурные компетенции, которые люди наследуют и используют для получения социальных привилегий.

30. Джентрификация — процесс преобразования городов, в ходе которого люди с более высоким уровнем дохода вытесняют жителей района с более низким уровнем дохода, улучшая жилищные условия и привлекая новые предприятия.

31. Секуляризация — процесс снижения религиозности в обществе, часто характеризующийся уменьшением влияния религиозных институтов, практик, верований и ценностей на социальную жизнь.

32. Социальная динамика — модели поведения индивидов, взаимодействующих в рамках группы, а также общественные, политические и другие структуры, регулирующие эти модели.

33. Табу — общественный или культурный запрет или ограничение на обсуждение, демонстрацию или участие в определенном поведении или практике.

34. Патриархат — социальная система, в которой мужчины обладают основной властью и доминируют в роли политического лидера, морального авторитета, социальных привилегий и контроля над собственностью.

35. Матриархат — социальная система, в которой женщины обладают основной властью и играют роль политического лидера, морального авторитета, социальных привилегий и контроля над собственностью.

36. Стереотипы — чрезмерно упрощенные, обобщенные и широко распространенные представления об определенных социальных, расовых или этнических группах, часто приводящие к несправедливому предубеждению или дискриминации.

37. Контркультура — тип субкультуры, отвергающий и противопоставляющий себя значительным элементам доминирующей культуры, включая ее ценности, модели поведения и нормы.

38. Этнография — метод исследования, широко используемый в социальных науках, в частности в антропологии и социологии, который предполагает наблюдение и участие в повседневной жизни людей для понимания их культуры

39. Социальные нормы — общепринятые правила и ожидания, регулирующие поведение и взаимодействие между людьми в обществе.

40. Идентичность — совокупность характеристик, которые отличают каждого индивида и определяют его как уникальную личность, а также интерпретацию себя и своего места в обществе.

41. Коллективная идентичность — ощущение принадлежности и связи с определенной группой людей на основе общих характеристик, таких как этническая принадлежность, культура, интересы или ценности.

42. Девиантное поведение — поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и ценностей общества.

43. Социальная рефлексия — критическое осмысление и анализ социальных процессов, институтов и отношений с целью их изменения и улучшения.

44. Социальная модернизация — процесс изменения социальных структур, институтов и ценностей в соответствии с требованиями и вызовами современного общества и технологического прогресса.

45. Анкета — инструмент социологического исследования, состоящий из вопросов, предназначенных для сбора информации у индивидов о их характеристиках, мнениях или опыте.

46. Опрос — метод сбора данных в социологическом исследовании, в котором задаются вопросы участникам, часто с использованием анкеты или интервью.

47. Массовая культура — это форма культуры, которая призвана удовлетворить вкусы и предпочтения массовой аудитории. Массовая культура часто ассоциируется с развитием массовых коммуникаций и потребительского общества.

48. Социальные движения — это организованные усилия людей, направленные на преобразование социальной структуры и достижение определенных социальных изменений. Социальные движения могут заниматься протестами, лоббированием, активизацией общественного мнения и другими формами деятельности.

49. Межкультурная коммуникация — это процесс общения между людьми или группами из разных культур. Межкультурная коммуникация включает в себя учет культурных различий, толерантность, уважение и способность эффективно взаимодействовать и понимать друг друга в многообразии культурных контекстов.

50. Конформизм — это принятие и соответствие нормам, ценностям и ожиданиям общества или группы. Конформизм может быть результатом социального давления, стремления к интеграции или стремления соблюдать социальные регуляции и избегать негативных последствий.

51. Идеология — это система идей, убеждений, ценностей и мировоззрения, которые характеризуют конкретное общество или социальную группу. Идеология может влиять на поведение и мировоззрение людей.

Понимание важнейших социологических терминов и понятий играет важную роль в расшифровке сложных социальных структур, формирующих наш мир. Эти понятия обеспечивают основу для изучения, анализа и интерпретации социальных явлений в различных контекстах. Ключевые социологические понятия — от изучения структур (таких как социальная стратификация и социальные институты) до процессов (таких как социализация и социальные изменения) дают нам аналитические инструменты для изучения динамики общества.

В конечном счете, широта и критичность социологических терминов и концепций подчеркивают стремление этой дисциплины уловить все сложности и нюансы социальной реальности. Это напоминание о главном стремлении социологии: прояснить социальный мир во всем его богатстве, многообразии и сложности. Расшифровывая эти термины и понятия, мы вступаем на путь всестороннего понимания общества, инициируем диалог по общественным проблемам, стимулируем критическое мышление, развиваем эмпатию и, в конечном счете, способствуем формированию более информированного и инклюзивного общества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология для чайников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Мороз О. В. Социология: академическое значение и личное понимание / О. В. Мороз // Современный социум: социология жизни (междисциплинарный профиль): материалы I Международного научно-методологического междисциплинарного семинара, Минск, 10 ноября 2022 года. — Минск: Белорусский государственный университет, 2022. — С. 106. — EDN DTYSOK.

2

Митина И. Д. Специфика взаимосвязи социологии и культурологии в современном социокультурном анализе / И. Д. Митина, К. И. Бойкова // Симбирский научный вестник. — 2019. — №2 (36). — С. 97. — EDN TXOGJV.

3

Бердзенишвили А. С. О научном статусе социологии (критическая рецепция дефиниции социологии, данной Э. Гидденсом и Н. Смелзером) / А. С. Бердзенишвили, К. Н. Кецбаиа // Наука и образование сегодня. — 2019. — №1 (36). — С. 97. — EDN YTVFGP.

4

Киприянова М. А. О роли социологии в современном обществе / М. А. Киприянова, С. Н. Смольников // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. — 2021. — Т. 1. — С. 89. — EDN XMTUKU.

5

Безрукова Д. С. Современные проблемы социологии / Д. С. Безрукова, В. В. Гордеева // Социально-экономические, организационные, политические и правовые аспекты обеспечения эффективности государственного и муниципального управления: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Барнаул, 22 октября 2022 года. — Барнаул: Общество с ограниченной ответственностью «Печатник», 2022. — С. 144. — EDN QRCTXS.

6

Сорокина Н. Д. Роль и миссия социологии в современном обществе / Н. Д. Сорокина // Научный результат. Социология и управление. — 2022. — Т. 8, №2. — С. 133. — DOI 10.18413/2408-9338-2022-8-2-0-10. — EDN MSOZTJ.

7

Добринская Д. Е. Цифровая социология для изучения цифрового общества / Д. Е. Добринская // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2021. — №2. — С. 251. — DOI 10.17072/2078—7898/2021-2-250-259. — EDN VXPEYC.

8

Шубкин В. Н. Социология и общество: научное познание и этика науки: монография / В. Н. Шубкин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С. 23.

9

Вялых Н. А. Социология для общества, общество для социологии или социология для социологии? / Н. А. Вялых // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2022. — №66. — С. 144—145. — DOI 10.17223/1998863X/66/13. — EDN KRQFHT.

10

Сивиринов Б. С. Социум как социальная реальность: категориальная версия // Теория и практика общественного развития. 2022. С. 33.

11

Данилов А. Н. Социология мыслит современностью… / А. Н. Данилов // Современный социум: социология жизни (междисциплинарный профиль): материалы I Международного научно-методологического междисциплинарного семинара, Минск, 10 ноября 2022 года. — Минск: Белорусский государственный университет, 2022. — С. 16. — EDN TYGZKM.

12

Кравченко А. И. История социологии в 2 Т. Т.1: Учебник и практикум / А. И. Кравченко. — 1-е изд.. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — С. 15. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6121-8. — EDN PXARGY.

13

Платон. Политик / МОО «Платоновское философское общество». 2019. — С. 212.

14

Платон. Теория государства / Платон — «Издательство АСТ», 2018. С. 11.

15

Аристотель. Политика / Аристотель; переводчик С. А. Жебелёв; под общей редакцией А. И. Доватура. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — С. 297.

16

Аристотель. Никомахова этика / Аристотель. — Москва; Берлин: Директ‐Медиа, 2020. — С. 222.

17

Гудиминко З. А. Позитивизм Огюста Конта в отражении современности / З. А. Гудиминко, Ю. В. Титова // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее: Сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции. В 4-х томах, Курск, 20—21 октября 2022 года / Отв. редактор А. А. Горохов. Том 2. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. — С. 22. — EDN CZEEIZ.

18

Капишин А. Е. Философские основания социологической теории Э. Дюркгейма / А. Е. Капишин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. — 2022. — Т. 22, №1. — С. 10. — DOI 10.22363/2313-2272-2022-22-1-9-22. — EDN LLAMQD.

19

Солдатенкова О. В. Роберт К. Мёртон об этосе науки / О. В. Солдатенкова // Коммуникации. Общество. духовность — 2022: Материалы XXII международной научно-практической конференции. К 350-летию со Дня рождения Петра I, Ухта, 19—21 мая 2022 года. — Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2022. — С. 49. — EDN GDMGNZ.

20

Маркс К. Капитал / Лениздат, Книжная лаборатория / Карл Маркс. 2018. С. 512.

21

Дюркгейм Э. Правила социологического метода. / Эмиль Дюркгейм; перевод с французского В. Желнинова. — Москва: АСТ, 2021. — С. 382.

22

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Т8 Издательские Технологии / Макс Вебер. 2018. С. 180.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я