Он сформулировал один из первых вариантов
рационалистической теории общественного прогресса.
Критика чудес с
рационалистических позиций имеет многовековую историю.
Всегда интересно слушать, как наши клиенты пытаются дать
рационалистическое объяснение расхождению между тем, как они хотят жить, исходя из своих самых сокровенных ценностей, и тем, как действительно проходит их жизнь.
Ведь взрослый мир очень быстро внушает нам
рационалистический взгляд на вещи, и мы начинаем воспринимать мир как нечто обыденное, в чём нет и не может быть ничего таинственного и необычного.
Он хотел бы быть соучастником, не терять связи с друзьями, однако
рационалистическое начало уже тогда не позволяло эмоциям взять верх над интеллектом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: партита — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Среди прочего следует иметь в виду, что в изучении проблем войны и мира доминируют чрезмерно
рационалистические представления о войне.
В XVII веке в европейской философии сформировалась оппозиция сенсуалистически-эмпирического и
рационалистического направлений.
Нужны были иные, новые, убедительные, точнее –
рационалистические принципы её обоснования.
Существуют разнообразные
рационалистические толкования этого события, принадлежащие немецким теологам разных поколений.
В ордене произошло слияние либерально-политических деятелей и представителей
рационалистических философских учений.
Парапсихология представляет собой «онаученную», профанированную форму эзотеризма, посредством которой современная наука пытается примирить эзотеризм, построенный в основном на сверхчувственных методах познания, и господствующее ныне сугубо
рационалистическое мировоззрение.
Западноевропейские образцы
рационалистического мышления рассматривали государство как институт, созданный посредством соглашения людей, как идеальную по замыслу социальную модель, с помощью которой можно изменить природу человека.
И совершенно естественно, что, когда японские мыслители начали изучать различные течения в развитии европейского мышления, их прежде всего привлекли школы, представляющие самые крайние и явные формы
рационалистической традиции.
На этом этапе оно связано с освоением систематикой единственно доступного для неё в это время
рационалистического метода – схоластического.
Важнейшей особенностью новгородско-московской ереси были характерная для всех реформационных движений
рационалистическая критика послебиблейского «предания» и стремление вернуться к источникам христианской мысли.
Итак, повторим: признание ценности искусства аутсайдеров обусловлено кризисом
рационалистической парадигмы, стремлением реанимировать потерявшую витальность европейскую культуру дионисийским началом.
Философия жизни выдвинула неклассический способ философствования, исходивший из «переживания жизни», которое открывает изначальную слитность индивида с общемировой жизненной силой и выявляет всю полноту, оригинальность, бесконечные творческие возможности человеческой личности; в сознании человека она обнаружила множество новых пластов, неведомых чисто
рационалистическому, дискурсивному объяснению, неподвластных социальным регуляциям и ограничениям.
Следовательно, само поэтическое творчество, несмотря на устремлённость к земному, вещному, осязаемому миру (вспомним об эстетической позиции акмеистов), не сводится к одномерным категориям
рационалистического сознания, ибо таит в себе нечто непостижимое разумом, необъяснимое, интуитивное.
Примером расширения картины научных представлений о знании как феномене человеческой жизни может являться комбинация западной
рационалистической позиции, в которой представлена ориентация на единственность истины или решения какой-либо задачи, и восточной традиции, которая в значительной степени ориентирована на множественность решений и относительность истины [Bhawuk, 2008].
Казалось бы, что, ввиду стольких
рационалистических систем этики, выработанных за последние два столетия, нельзя внести в эту область ничего такого, что не было бы повторением уже сказанного или попыткой сочетания различных частей ранее выработанных систем.
Речь шла об идеальном будущем, продвижение к которому диктовалось «законами истории», о будущем, которого можно было достичь, применяя
рационалистическую науку и современную технику.
Лежащее в его основе
рационалистическое мировоззрение выразилось в строгости и геометричности композиции зданий и дворцово-парковых ансамблей (Версаль).
В той мере, в какой человек умственно активен, то есть действует, побуждаемый жаждой знания, стремлением понимать, сознание человека работает как программист его эмоционального компьютера – и его ощущение жизни, развиваясь, превращается в блестящего спутника философии
рационалистического типа.
В трудах греческих мыслителей отражена революция в научном мировоззрении, т. е. была опровергнута мифологическая природа мира, а на смену ей пришёл научный
рационалистический взгляд на окружающий мир – на природу, человеческое общество.
Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой с текучей пластичностью масс, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям существовала и
рационалистическая тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуританизму.
В ней господствовал светский
рационалистический дух.
При этом он считал, что односторонне
рационалистическое понимание мотивации веры или согласия на её принятие должно быть отвергнуто.
Если романтизм возник как реакция на кризис
рационалистического взгляда на мир и лишь смещал приоритеты внутри этической системы (перенесение фокуса внимания с «общественного блага» на внутренний чувственный мир отдельной личности и т. п.), то символизм подверг сомнению этическую систему в целом, т. е. общую христианскую шкалу ценностей.
Однако, начиная со второй половины XX века, стала происходить модернизация
рационалистической модели знания.
На смену им пришло осознание светской природы власти – новое обоснование государства как светского института приобрело
рационалистический характер, а формальный источник государственной власти переместился от монарха и церкви к абстрактному народу и нации.
Критика эта была не сводима к неприятию западной цивилизации и порождённого ею абстрактного парламентаризма, неприятию католицизма и порождённого им
рационалистического богословия, а впоследствии и реформационного движения, неприятию отвлечённых начал западноевропейской философии и порождённого ими механистического, страдающего редукционизмом типа науки.
Подобные традиционные установки устойчиво сосуществовали с иными, чаще ассоциируемыми с более
рационалистическим или современным бюрократическим этосом, приверженным примату государственных институций или верховенству права.
Но всё же основным, отражающим психические явления понятием, остаётся «душа», хотя и предпринимаются попытки
рационалистического объяснения этого понятия.
Философская мысль стремительно покинула позиции
рационалистического материализма с его абсолютными, конечными истинами-догматами.
Оно лишь заимствовало некоторые
рационалистические идеи, которые могли бы в отдельных случаях повысить эффективность исполнения им своих непростых функций, но в целом оно оставалось иррациональным феноменом.
Таким образом, отказ от
рационалистической метафизики логично ведёт к отказу от познания, к субъективизму и скептицизму.
Учёт и пути развития этой воли духа недоступны методам и уровню
рационалистической мысли.
Господствующая на современном театре формула о современности является
рационалистическим осознанием необходимости современности на театре, чем подлинной художественной волей театра.
Таким образом, бессознательные чувства мыслительного типа оказываются исключительно фантастического характера, зачастую в гротескном контрасте с крайне
рационалистическим интеллектуализмом его сознательной установки.
В
рационалистический век их влияние возрастает как никогда раньше.
Может быть
рационалистическая позиция просто более поздняя и связана с иным уровнем развития сознания?
Сильный элемент протоанархистских идей можно проследить в учении духоборов – христианской
рационалистической секты, возникшей в конце XVIII в.
По причинам, которые мы вскоре изложим, этот
рационалистический индивидуализм всегда имел тенденцию перерождаться в противоположность индивидуализма – в социализм или коллективизм.
Опытное познание божественной реальности порождает свободу – как
рационалистическая абстракция порождает механическое единство.
Под воздействием христианства в
рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции.
Кто-то придерживается
рационалистического подхода и утверждает, что магия работает просто потому, что вы в это верите.