Психолого-педагогические работы посвящены изучению особенностей усвоения детьми с задержкой психического развития навыков
письменной речи.
Трудности овладения грамотной
письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику всё сложнее и недоступнее.
Появление и развитие
письменной речи порождает принципиально новые возможности культурного прогресса.
Но это ещё не значит, что до них славяне вообще не владели
письменной речью!
Наиболее характерной чертой
письменной речи является формально-логический способ изложения материала.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: электролиты — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Речевые особенности также очень сильно влияют на процесс освоения
письменной речи и на грамотность.
Согласно опросу работодателей, о котором мы упоминали, два других важных коммуникативных навыка – проведение презентаций и владение
письменной речью – связаны с устным общением.
Устная и
письменная речь человека отличается от внутренней речи.
Они могут вступать в контакт и общаться, даже если находятся далеко друг от друга, используя
письменную речь.
Дело в том, что устная и
письменная речи отличаются друг от друга…
Нарушение понимания
письменной речи, так называемая алексия, проявляется, когда очаг поражения локализуется на стыке височной и затылочной долей, отвечающих соответственно за словесную и зрительную гнозию.
Но, скорее всего, вы – тот, для кого
письменная речь оказалась иностранным языком.
Да, всё это упрощает восприятие, но назвать
письменную речь беднее устной никак нельзя.
Обучение
письменной речи в подразделе Writingобеспечивается выполнением заданий на выработку навыков креативного письма (рассказ, эссе, комментарии к высказываниям известных людей и пр.), созданием электронных презентаций, написанием формального и неформального письма и других письменных работ.
Использование
письменной речи позволяет конкретнее выражать мысли, уточнять формулировки, высказываться лаконично, способствует появлению большей рациональности в общении, что бывает особенно полезно при решении сложных, потенциально конфликтогенных вопросов.
Развитие устной и
письменной речи учащихся должно опираться на взаимосвязь и взаимообусловленность генеза речевой деятельности ребёнка, его неречевой сферы, закономерностей целостного развития личности, формирования у него основ научного мировоззрения.
Замечательное свойство русской
письменной речи состоит в том, что запись текста можно делать по слуху.
Значительным шагом на пути сближения устной и
письменной речи стало формирование слоговой письменности.
Ученики не только воспринимали наставления, сформулированные в лёгкой для запоминания стихотворной форме, но и учились по ним грамматике, осваивали стилистические нормы
письменной речи.
Пособие «Судебные акты в аспекте культуры
письменной речи» – первый результат этой работы.
Это объясняется, прежде всего, психологией усвоения детьми грамматико-орфографических знаний и умений, общностью отдельных механизмов нарушений
письменной речи (дислексии, дисграфии, дизорфографии).
Традиционные программы обучения предполагали развитие естественного жестового, а затем словесного общения с помощью дактилологии, формирования
письменной речи и чтения, а также индивидуального освоения учебных программ школ глухих или слепых.
Или, если слово «сочинять» всё-таки тебя смущает, – каждому стоит овладеть
письменной речью.
От этой особенности
письменной речи происходит и другая её специфическая характеристика.
Нейровизуализация позволяет увидеть у детей с дислексией нарушение проводящих путей (белого вещества) головного мозга и снижение функции теменной и височной доли левого полушария, которая задействуется при фонологической обработке
письменной речи.
В
письменной речи можно выражаться как совершенно однозначно, так и намеренно туманно (подобное нередко встречается в выступлениях политиков или в ходе коммерческих переговоров), однако двусмысленность должна быть хорошо продуманной, иначе у адресата может сложиться впечатление, что говорящий небрежен в своей речи или просто недостаточно грамотен.
Фиксация смысла возможна в создании нового понятия (понятийная категория – обобщённое значение, выделение предметов по общим признакам), вещи (которая в отличие от живой памяти выступает стабильной познавательной моделью, расширяющей возможности выявления динамики процессов информационного обмена до исторических масштабов человечества) или системы кодирования информации (в текстовой форме – связной последовательности знаковых единиц
письменной речи).
Более сложная организации
письменной речи требует специального обучения, недаром в школе учат писать – причём учат не только собственно написанию букв и слов, но и правильному составлению письменных текстов.
Из 2500 детей, обратившихся в наш центр с жалобами на трудности овладения
письменной речью, нейропсихологическое обследование с помощью специальных методик выявило нейродинамические нарушения, сочетающиеся, как правило, с дефектами моторики, речевого внимания, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, логического мышления.
Поэтому
письменная речь должна более строго следовать правилам синтаксиса и пунктуации, иначе воспринимающий может и не понять, о чём идёт речь.
Так или иначе, у нашедшего мой дневник, наверное, будет передо мной одно безусловное преимущество: из
письменной речи всегда можно извлечь словарь и грамматику, вычленить предложения, изложить или переиначить их на другом языке; я же пытаюсь прочесть в череде ежедневно возникающих на моём пути вещей намерения окружающего мира в отношении меня и продвигаюсь наугад, зная, что не существует такого словаря, который выразил бы тяжесть сумрачных намёков, что скрыты в вещах.
Этот метод исключал использование жестовой речи и ставил на первое место в дополнение к устной (звучащей) речи
письменную речь с применением наглядности в виде табличек (глобальное чтение), при этом придавалось большое значение дактильной речи.
Систему пунктуации не стоит рассматривать только как формальные общепринятые правила оформления
письменной речи, не связывая её с устной речью.
Поэтому
письменная речь должна быть развёрнутой, связной и понятной, т. е. обработанной.
Говоря иначе,
письменная речь даёт возможность пишущему продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, обратиться к словарям и справочникам.
С помощью
письменной речи мы лучше ориентируемся в своём внутреннем мире.
Более того,
письменная речь может стать для нас средством поддерживать других.
Овладение хорошей
письменной речью требует, разумеется, определённых усилий.
Особенно примечательно, что в
письменной речи больше нет твёрдого знака на конце слов.
Потом, начинаем всерьёз осваивать
письменную речь, мы обнаруживаем, что открытия делает не только читающий, но и пишущий человек.
Например, вы понимаете
письменную речь, но не помните, где и когда выучили ту или иную букву.
Именно она прививает нам вкус слова, знакомит с возможностями
письменной речи.
Неоценимую роль играет
письменная речь и в человеческом общении.
Ребёнок учится различным функциональным стилям речи, стилям
письменной речи, подражает речи товарищей.
Следует подчеркнуть особенно большое значение
письменной речи в брайлевской форме.
Дело в том, что знаки
письменной речи не в состоянии были передать того поразительного груза смысла, с лёгкостью доносимого инстинктивным выбором жестов, интонацией и взглядом.
Буквы написаны без отрыва, одним движением пера, что тоже было характерно для
письменной речи образованных людей того времени.
Чтение лежит в основе всего дальнейшего равзвития устной и
письменной речи обучающихся, и только на его базе можно построить грамотный процесс формирования языковой компетенции.
Формирование и совершенствование
письменной речи школьника старшего возраста – процесс крайне важный для его становления как самостоятельной личности.