Учись сочинять. Текст видеокурса для школьников: 12 занятий

Виктор Гаврилович Кротов

http://nsportal.ru/ap/ Автор подготовил видеокурс из двенадцати занятий. Судя по откликам, курс оказался востребованным, и теперь его текст представлен в виде самостоятельной книги, что имеет свои преимущества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учись сочинять. Текст видеокурса для школьников: 12 занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие 1

Писательские краски

Здравствуй! Меня зовут Виктор Кротов. Я писатель, у меня вышло много книг: сказки, стихи и всякое другое. Я давно занимаюсь с детьми, которые учатся сочинять, и со взрослыми, развивающими эту способность. И скажу, что можно замечательно писать в любом возрасте!

Этот видеокурс занятий по литературному творчеству я подготовил специально для проекта «Алые паруса», и надеюсь, что нам с тобой будет на этих занятиях интересно.

На этом нашем первом занятии я расскажу кое-что о письменной речи и сочинительстве, а потом — о том, какими красками ты можешь пользоваться, для того, чтобы написанное тобой было как можно выразительнее.

Да, я обращаюсь к тебе, даже если ты слушаешь меня не один. Ведь каждый из тех, кто рядом услышит и поймёт своё, а ты — твоё. Ради этого и стоит стараться.

Наверное, в твоём возрасте я был чем-то похож на тебя. Мне хотелось писать, но я не знал, что и как. Любая найденная рифма окрыляла меня, а несколько строк текста, напечатанного на пишущей машинке (принтеров тогда не было), служили мне доказательством начала успешной писательской деятельности. Мне не хватало человека, который бы мне кое-что рассказал. Вот я и расскажу тебе то, чего тогда не услышал.

Научить тебя быть писателем или поэтом я не смогу. Но смогу помочь кое-чему научиться. В этом таинственная сторона сочинительства: научить нельзя, а научиться можно.

Сначала мне хочется сказать о главном: зачем вообще человеку письменная речь, кроме чисто делового её применения.

Во-первых, это наилучшая форма речи. Вслух мы говорим порою сбивчиво, не всегда то, что хотели бы. А слово не воробей, вылетит не поймаешь. Даже воробья непонятно как поймать, а уж неудачное слово… Когда мы пишем, мы можем всё как следует обдумать, подобрать удачные слова и соединить их так, чтобы им было хорошо друг с другом. Это и есть сочинять. Словом «сочинитель» иногда пользуются насмешливо, вроде как «выдумщик». Но давай прислушаемся. Сочинитель — это человек, который СОединяет слова, как художник краски, в особую словесную картину. Он уЧИНяет новый порядок слов и новый их смысл.

Во-вторых, уметь писать нужно для того, чтобы рассказать о своей жизни, обо всём самом интересном: что с тобой случалось, с кем ты встретился, что пережил, что придумал и что нафантазировал.

В-третьих, письменная речь является совершенно особым инструментом развития личности. А это же здорово — развивать свою личность!.. Письменное слово необходимо, чтобы лучше понять свой внутренний мир. И чтобы лучше понять мир внешний: лучше почувствовать вкус событий, происходящих вокруг.

Но всё становится ещё удивительнее, когда я решаюсь показать написанное другому человеку — и вдруг окажется, что ему это интересно! Оказывается, писать — замечательная форма общения. Недаром такое развитие получили блоги, социальные сети. Ведь даже смску надо сочинить!

Вот почему я думаю, что каждый из нас должен уметь говорить не только устно, но и письменно. Вот почему я уверен, что каждому стоит научиться сочинять. Или, если слово «сочинять» всё-таки тебя смущает, — каждому стоит овладеть письменной речью. Я бы даже сказал так: каждый должен написать свою книгу. У кого-то она будет тоненькой, у кого-то многотомной, но эту книгу за тебя не напишет никто. Если ты не напишешь, её и не будет.

Чем мы будем заниматься? Будем примерять на себя разные жанры. До романа мы, конечно, за двенадцать занятий не доберёмся, но есть и другие жанры, более полезные для обучения. Моим делом будет рассказать о таких жанрах, а твоим — примерить каждый из них к себе. А то, что тебе покажется особенно подходящим, можно использовать и помимо всяких занятий и заданий.

И ещё. Можно ли научиться плавать в бассейне без воды? Вряд ли. Так что пробуй наполнять свою жизнь письменным словом. Пробуй сочинять, придумывать и записывать!

Чтобы помочь тебе в этом, на наших занятиях будут задания… Нет, задания — это в школе. У нас будут незадания. Их можно выполнять, а можно не выполнять. Но сам подумай, при каком варианте больше шансов чему-то научиться…

Нет, не выдержу, расскажу любимый анекдот на эту тему! Про человека, который пришёл устраиваться на работу. Его спрашивают:

— Что вы можете делать?

Подумал человек, отвечает:

— Могу копать.

— А ещё что?

Снова подумал, говорит:

— Копать могу.

— Ну, а ещё что-нибудь можете?

Задумался человек, почесал в затылке и вдруг оживился:

— Да! Могу не копать.

Так что каждый из нас может копать, или делать незадания, а может — не копать…

А кроме жанров, я буду выдавать тебе всякие свои писательские секреты, даже специальные запоминательные слова, которыми можно при случае незаметно пользоваться.

Сегодня мы немного поговорим о том, как рисовать словами.

У художников есть разные краски: масляные, гуашевые, акварельные, акриловые… Вот и сочинителю нужно уметь пользоваться разными красками. Чтобы читатель видел то, о чём мы написали.

У писательских красок тоже есть свои названия. Но не спеши заучивать всякие литературные термины. Разве в названиях дело?.. Важно не блистать эрудицией, а учиться использовать словесные краски.

Например, красками могут служить разные подробности. Они оживляют и событие, которое описываешь, и место, где оно произошло, и твоих персонажей, и всё остальное. Но это должны быть именно оживляющие подробности, а не какие попало.

Писать об подробностях можно не только для оживления, но и чтобы показать с их помощью что-то важное. Например — что творится в душе того, о ком пишем. Если подробность выглядит уныло, она намекает, что и у человека неважное настроение. Недаром ведь он замечает именно что-то унылое.

Даже одна-единственная подробность (или, как говорят, деталь) может оказаться очень выразительной.

Другой замечательный вид словесных красок — эпитеты. Слова, которые говорят о человеке, о другом существе или о предмете: какой он.

Весёлый, скучный, светло-зелёный, шершавый, скомканный, горький — это всё эпитеты. С их помощью ты раскрашиваешь слова своим взглядом на то, о чём пишешь, своим отношением к нему.

Эпитеты — как аппетитные приправы — улучшают вкус всего, что мы сочинили. Хотя, конечно, надо не переперчить и не пересластить.

Важно найти для слова не такой эпитет, который все к нему всегда прилепляют, а свой собственный. Что яблоко румяное, вода прозрачная, а дождь проливной, говорили много раз. Но если не хвататься за эти первые попавшиеся слова, можно найти более точные и подходящие к тому, о чём пишешь, может оказаться, например, что яблоко улыбчивое, вода мерцающая, а дождь щедрый. И эпитет — не просто подходящий, а зацепистый.

Рисовать словами помогают и сравнения. Это такая игра: «Что на что похоже» — не спортивная игра, а изобразительная.

Многие удачные сравнения давно уже поселились в нашем языке. Например, мы можем сказать про человека, что он «мрачный, как туча». Это сравнение уже всем известно. Кто-то первым придумал его когда-то, а потом оно так всем понравилось, что стало привычным.

Конечно, порою можно использовать такие известные сравнения. Но гораздо увлекательнее придумывать новые, необычные, свои. Быть тем, кто придумал первым, а не тем, кто повторяет.

Некоторые сравнения обходятся без слов «как», «словно», «похоже на». Они просто изображают одно с помощью другого. Это называется метафора.

«Идёт дождь», «железная воля», «горящие глаза» — это всё известные метафоры. Мы даже не вспоминаем, что у дождя нет ног, что волю нельзя пощупать, как железку, и что глаза — не дрова. Когда пишешь что-то своё, можно использовать прежние метафоры, а можно и новые изобрести. Опять же — это интереснее. И тогда в твоём тексте появятся что-нибудь вроде щекочущего желания, недозрелого решения или горбатой усталости.

Ещё одно живописное средство — звучание того, что мы сочинили. Это особенно важно для стихов. Ну, например, просто послушай:

Магистр магических наук, владея волей волхованья,

Шлёт колдовские колыханья своих прозрачных узких рук

На мир наш, скучный и обычный, и наши души, как шмели…

— ну и так далее.

Но для прозы звучание тоже важно. Послушай, как хороший артист читает хорошую художественную прозу!.. Даже когда написанное читают молча, оно по-своему звучит в читателе. Разные звуки создают разное настроение. Так что стоит прислушиваться к тому, что пишешь, и развивать свой слух.

С помощью тех разнообразных средств, о которых мы говорили, можно создать целый образ. Образ — это как раз нарисованная словами картина.

Образом может стать выразительный персонаж. Скажем, Баба-яга — образ вредной злой старухи. А Снежная королева — образ холодной красоты, равнодушной к человеческим чувствам.

Образом может стать изображённое нами событие, которому посвящена сказочная или реалистическая история, — как, например, в рассказе Льва Толстого «Прыжок». Или переживание, которое выражено в стихотворении, как, например, в «Жирафе» Николая Гумилёва».

Образ — это наша удача. Наша литературная добыча.

У писателя не меньше красок, чем у художника. Ими можно рисовать замечательные картины. Но все твои писательские краски помещаются на одной-единственной кисточке. Это ручка, которой ты пишешь. Даже если ты набираешь текст на клавиатуре. Ведь ручка — просто образ.

А вот и первое незадание. Оно состоит из трёх частей.

Незадание

1. Попробуй составить ОГЛАВЛЕНИЕ к своему, пусть небольшому, «СОБРАНИЮ СОЧИНЕНИЙ»: то есть перечисли в особом файле всё, что ты успел к сегодняшнему дню сочинить. Даже если ты ничего никогда не сочинял, что ж — придумай небольшой рассказик или сказочку. Пусть это будет первая строчка в оглавлении твоего «собрания». Не оставаться же ему пустым.

2. Постарайся, чтобы всё тобой написанное было введено в компьютер и хранилось в особой папке — вместе с оглавлением. Продублируй эту папку (запиши на диск или на специально выделенную для этого флешку).

3. Подбери к каждому из слов ЯБЛОКО, ЧУДО, ЛЕНЬ самые привычные для них эпитеты. Хотя бы по три-четыре эпитета для каждого. А после этого найди для каждого из этих трёх слов СВОЙ эпитет, подходящий к слову, но непривычный, не очень-то употребительный. Кстати, можно придумать самому и ДРУГИЕ СЛОВА, к которым опять подобрать привычные эпитеты и свой, необычный. Можешь считать это таким расширенным упражнением, а лучше — игрой.

Что ж, пора заканчивать. На следующем занятии я расскажу о литературном жанре, в котором можно сочинить законченное произведение за одну минуту. До свидания. Пиши! Сочиняй!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учись сочинять. Текст видеокурса для школьников: 12 занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я