Основы писательской работы. Экспресс-курс

Виктор Кротов

Этот экспресс-курс был подготовлен специально для занятий по писательскому мастерству, проведённых в рамках семинара для христианских детских писателей. Этот материал не является изложением общепринятых знаний в области литературного творчества. Автор опирался на собственный опыт проведения многочисленных занятий в различных литературных студиях и на мастер-классах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы писательской работы. Экспресс-курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Занятие первое

Общие принципы писательской работы

1.1. Письменная речь и писательство

Письменная речь имеет огромное значение для человека. В каком-то смысле даже большее, чем речь устная. С помощью письменной речи мы можем сохранять, обдумывать и углублять те мысли, переживания и фантазии, которые дарят нам сознание и разум. Не пользоваться ею или пользоваться слабо — всё равно, что остаться немым или косноязычным.

Если человек пишет так, что написанное им оказывается интересным для других людей, это означает, что он имеет писательское призвание. Если он не собирается закопать свой талант в землю, ему необходимо овладевать основами писательской работы. Некоторым сторонам этой деятельности и посвящён данный курс.

Так что такое писательство?

Приведём несколько афоризмов с вопросами для самостоятельных размышлений.

ПИСАТЕЛИ — это доноры мысли.

Лев Новожёнов

Только ли мысли?

ПИСАТЕЛИ — это посланники человеческого ума.

Виктор Гюго

Посланники — к кому?

ПИСАТЕЛЬ — создатель бесшумных ценностей.

Алексей Бельмасов

Всегда ли бесшумных?

ПИСАТЕЛЬ — тот, кто заставляет нас размышлять о том, что раньше мы считали недостойным размышлений.

Евгений Троскот

Заставляет или побуждает?

ПИСАТЬ — это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают.

Жюль Ренар

Это удобно или полезно?

ПИСАТЬ — это делать правдивое правдоподобным.

Айрис Мёрдок

А бывает ли правдоподобное — правдивым?

ПИСАТЬ — значит размышлять вопреки себе.

Хорхе Луис Борхес

В чём смысл этого парадокса?

ПИСАТЬ — значит уметь слышать свет.

Геннадий Малкин

Есть ли здесь грамматическая (или мировоззренческая) ошибка?

Для христианина, наверное, писательство — это служение Слову с помощью слов.

1.2. Собрание несочинений

Всё, что сочинил писатель, можно собрать в собрание сочинений. Но каждый может составить для себя список произведений, которые он хочет сочинить. Вот это и есть его СОБРАНИЕ НЕСОЧИНЕНИЙ.

Пусть эти книги ещё не написаны. Но они задуманы нами, они наполнены нашим желанием, нашим представлением о них. Собрание сочинений говорит о том, что писатель написал когда-то раньше. Собрание несочинений занимает гораздо меньше места (скажем, один листок), а говорит о том нашем писательском будущем, которое мы видим впереди.

Через несколько лет какие-то из наших несочинений окажутся сочинёнными. Какие-то мы раздумаем сочинять. А к тем, что остались в наших планах, прибавятся новые. Оно будет уже другим, собрание несочинений, — таким же обновлённым, как и его автор. Оно всегда будет нашим творческим замыслом сегодняшнего дня, обращённым в завтрашний.

Каждому пишущему человеку, а тем более каждому писателю, стоит попробовать составить своё собрание несочинений. И время от времени обновлять его.

1.3. На чём делать УПООР

Есть навыки, которые помогают человеку заниматься сочинительством. Хорошо, если они переходят в привычки, о которых не думаешь, потому что они работают сами. Но если этого пока не произошло, вполне можно культивировать их сознательно.

Первые буквы этих навыков складываются в слово УПООР. Удобно для запоминания.

Полезные писательские навыки:

Узнавание. Вокруг множество тем для литературного творчества. Можно выхватывать их наугад и оттачивать на том, что попалось, свои сочинительские навыки. Но когда узнаёшь СВОЮ тему, всё становится особенно интересно. Это навык поиска тем.

Переживание. Любую тему, за которую берёшься, надо впустить внутрь себя и там с ней пообщаться. Найти ниточки, которые тянутся от неё к тебе и от тебя к ней. Освоить её. Тогда она станет совсем твоей темой. Это навык выработки эмоционального отношения к теме.

Обдумывание. Важно понять, ЧТО ты знаешь о том, о чём пишешь. Может быть, узнать побольше. Но в любом случае постараться узнать, что думаешь об этом ты сам. Это навык подготовки к письменному этапу.

Описание. Само подыскивание слов для того, что хочешь выразить, происходит по-разному. Однако в любом случае без написания текста не обойтись. Это навык письменной речи.

Редактирование. Текст, который написан ВДОЛЬ, надо потом пройти ещё и ПОПЕРЁК. То есть отредактировать его самому, даже если потом с тобой будет работать редактор (а тогда надо будет ещё побороться за свою авторскую позицию). Это навык доводки произведения до окончательного вида.

1.4. Кем приходится быть автору

Автору не стоит воображать себя важной и неделимой персоной — «Автором» с прописной буквы. Он выполняет разные рабочие функции по отношению к читателю. Особенно важно не забывать это, когда пишешь достаточно большое произведение, чтобы оно не стало монотонным. Каковы же наиболее существенные из этих ролей?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы писательской работы. Экспресс-курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я