Таким образом, нарушение слуха является
первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств и др.
Обеднённая среда усугубляет ситуацию и может привести к сенсорной депривации,даже если
первичные нарушения не затронули сенсорную сферу.
Изменение выраженности
первичных нарушений позволяет более дифференцированно подойти к выбору адекватных форм организации, содержания и методов воспитания и обучения ребёнка.
Развитие детей, проявляющих признаки аутизма в младенчестве и раннем детстве, исследовано очень слабо, поэтому трудно судить о том, что является результатом каких-то ранних проблем, а что –
первичным нарушением или отклонением.
Изучение этого сектора предметной области позволяет раскрывать формы и механизмы компенсации
первичного нарушения слуха, находить пути и способы преодоления вторичных отклонений развития, устранять затруднения познавательной деятельности, деформации личностной и поведенческой сферы, осуществлять дифференциальную диагностику разных групп детей с недостатками слуха и речи, оказывать своевременную и адекватную образовательную помощь неслышащим учащимся с учётом уровня их владения речью, времени возникновения и степени проявления поражения слухового анализатора.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мелиорировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Первичное нарушение – снижение слуха, зрения, интеллекта и др. – влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.
При этом следует подчеркнуть, что те дети, у которых имеется
первичное нарушение (слуха, зрения, двигательной сферы, интеллекта), а вторичные отклонения в познавательном развитии ярко выражены с самого раннего детства, попадают в систему специализированных дошкольных учреждений.
Учёт соотношения
первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности развития детей послужили основой для понимания действия механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения.
Но при этом некоторые дети могут иметь неплохие потенциальные образовательные возможности, что позволяет им обучаться в специальных группах и классах дошкольных и школьных учреждений коррекционного вида, а в отдельных случаях – при условии разработки индивидуальной программы воспитания и обучения в группах для детей с таким же
первичным нарушением.
Двигательная ошибка всегда порождается некоторым первичными факторами, порождающими, в свою очередь, целый ряд сдвигов, производных от
первичного нарушения.
Термин «тяжёлые и множественные нарушения» чаще всего используется для характеристики детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, имеющих другие
первичные нарушения (движений, эмоциональной сферы и др.).
Там же записываются предполагаемый диагноз (в какой сфере мы отмечаем
первичные нарушения) и рекомендации по дальнейшим занятиям.
К сожалению, как свидетельствуют статистические данные, количество детей, имеющих сочетание нескольких
первичных нарушений, увеличивается.
Результаты коррекционной работы свидетельствуют, что психофизическое развитие ребёнка определяется не только количеством, характером и выраженностью
первичных нарушений, но и качеством коррекционно-педагогической работы, мерой её эффективности в коррекции первичных, предупреждении вторичных и последующих отклонений в развитии.
Их природа обусловлена особенностями
первичного нарушения, его характером, степенью тяжести и условиями становления и функционирования речи (качеством речи окружающих, объёмом и характером речевого общения и др.).
Исследования отечественных и зарубежных учёных свидетельствуют, что присущее детям данной категории значительное своеобразие психического развития, обусловленное различным сочетанием
первичных нарушений, может быть сглажено или скорригировано только в результате направленного психолого-педагогического воздействия, включающего как создание специальной образовательной среды, так и систематическую коррекционную и развивающую работу специалистов.
Воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями входит в перечень дисциплин специальной педагогики, базируется на многих общих дидактических принципах и методических подходах и вместе с тем содержит значительное своеобразие, обусловленное спецификой развития, связанного с сочетанием у одного ребёнка нескольких тяжёлых
первичных нарушений.
Сочетанные тяжёлые
первичные нарушения могут дополняться неврологическими, психическими, соматическими заболеваниями, которые могут быть как стойкими, хроническими, так и временными, преходящими.
Такое нарушение характерно при эпилепсии («
первичном нарушении»), эпилептоидной психопатии, депрессивном синдроме, а также может быть свойственно для лиц, которые находятся в апатических и астенических состояниях или испытывают лёгкий степень помрачнения сознания.
Таким образом, нарушения базовых зрительных функций (
первичные нарушения) приводят к своеобразию зрительного восприятия, реализующегося в условиях нарушенного зрения (вторичные нарушения).
Перечисленные выше факторы интересны, прежде всего, в контексте
первичного нарушения чувствительности к инсулину.
Первичным нарушением в I половине беременности является в буквальном смысле слова наводнение большими количествами цАМФ, продуцируемыми в коре надпочечников после наступившего их истощения.
Например, проблемы внутриутробного развития способны привести к различным последствиям, таким как
первичные нарушения (ДЦП, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра и так далее), которые, в свою очередь, становятся причиной развития других состояний и особенностей развития, в том числе дислексии.
Бессонница может быть симптомом какого-то
первичного нарушения (см. таблицу выше).
Наряду с «
первичным нарушением» имеет место так называемые «вторичные нарушения», структура которых зависит от характера ведущего дефекта.
Процесс коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с недостатками слуха, имеющими другие
первичные нарушения, рассматривается нами с позиций системности педагогического процесса как совокупности взаимосвязанных компонентов.