Поймите своего ребенка. Дислексия – это не приговор. Впервые на русском в одном месте собран опыт работы зарубежных и отечественных ученых, работающих с дислексией, рассказанный простым языком. Вы держите в руках практическое пособие и ключ к взаимному пониманию с ребенком. В книге изложены современные, как традиционные, так и нетрадиционные, подходы к обучению детей с дислексией для педагогов и родителей. Окружение – вот ключ к решению. Понимание потребностей ребенка, оказание ему всесторонней поддержки дома и в школе может существенно повлиять на процесс его обучения. Кроме того, люди с дислексией обладают уникальными перспективами для развития творческих и креативных способностей в решении любых задач. Множество факты из истории подтверждают эту мысль.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вопреки всем трудностям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Кто виноват, что у моего ребенка дислексия?
Прежде чем мы погрузимся в тему, хочу уточнить, почему глава о причинах возникновения дислексии находится не во введении, где мы знакомились с историей изучения этой особенности и способами диагностики, а уже после него. Дело в том, что вопрос о причинах в данном случае, на мой взгляд, выходит за рамки чисто медицинских объяснений и сухих фактов.
Относительно просто принять факт наличия какого-то заболевания, если его источник известен — будь это неизлечимый недуг или легкое ухудшение состояния здоровья. Если мы знаем источник, причину, то решить проблему (справиться с болезнью или облегчить страдания) можно эффективнее. Также принять ситуацию легче, если причина недуга кроется во внешних факторах, которые находятся не в вашей зоне ответственности: автокатастрофа, какая-либо травма, полученная из-за действия (или бездействия) другого человека, и так далее. Все это неприятно, и я ни в коем случае не утверждаю, будто чьи-то недуги не важны, но о таком хотя бы не стыдно говорить.
А что можно сказать по поводу особенности развития, которая со стороны выглядит как умственная отсталость? Как объяснить порой нелогичное и не укладывающееся в рамки общественных представлений о нормах поведение ребенка? Как прямо попросить о помощи систему (образовательную, здравоохранительную), которая, к сожалению, еще не имеет достаточного опыта взаимодействия с такими людьми? Как избежать косых взглядов других мам на детской площадке, которые считают вашего ребенка «больным»? Что ответить на родительском собрании в школе, когда ребенка во всеуслышание называют «недоразвитым»?
Это разочаровывает. Это лишает сил. И эта проблема, к сожалению, реальна.
Именно поэтому, говоря о причинах дислексии здесь, в главах про место дислектиков и их родителей в мире и обществе, я хочу подчеркнуть: чаще всего вы не сможете предугадать развитие дислексии у ребенка, не сможете провести параллель «если — то». Придется принять неопределенность, и на это есть две причины. Первая: вдумчивое, внимательное изучение дислексии только набирает обороты, и, возможно, нас ждет еще немало открытий — в частности, о том, что касается причин ее возникновения. Вторая: многие из триггеров, запускающих дислексию, спрятаны так глубоко в теле каждого отдельно взятого человека, что найти их пока не представляется возможным.
Однако я хочу заострить внимание на одном очень важном моменте: в некоторых случаях родители в состоянии снизить вероятность или вообще избавиться от риска возникновения дислексии у ребенка. На самом деле, если подумать, вы далеко не беспомощны. Речь о факторах, которыми вы можете управлять: образ жизни, обязательная вакцинация (по календарю вакцинации), создание условий для полноценного развития малыша, комфортная психологическая обстановка в семье. Если увидите в перечисленных далее причинах дислексии то, что имеет отношение к вам, задайте себе вопрос: что важнее — мимолетные слабости и искаженные представления о мире или здоровье вашего ребенка?
Вот краткий список причин, влияющих на возможность возникновения дислексии.
1. Физиологические причины:
— генетика;
— проблемы внутриутробного развития;
— проблемы, возникающие во время родов и после рождения ребенка.
2. Социальные причины:
— социальная дезадаптация;
— чрезмерные и несвоевременные обучающие нагрузки;
— неблагоприятная обстановка в семье.
Приглашаю поговорить о них подробнее.
Физиологические причины
В контексте рассматриваемой нами темы физиология — это совокупность всех жизненных процессов, происходящих в организме. Соответственно, далее разговор пойдет о причинах, которые связаны с какими-либо нарушениями в этих самых процессах и работе органов.
На состояние здоровья и развитие организма напрямую влияет генетика. Это то, от чего мы никуда не можем деться: ребенок получает половину генома от мамы, а половину от папы. Каждый человек устроен именно так: я, вы, ваш партнер, дети, внуки, ваши родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и так далее. Все, что угодно может передаться на генетическом уровне от прародителей вам или вашим детям — дислексия в том числе. Именно поэтому генетика на данный момент считается главной причиной появления этой особенности развития.
Показатель наследуемости дислексии — примерно 70 % всех случаев. Ученые выяснили, что ген, отвечающий за появление особенности, может накапливаться в семейном геноме.
К сожалению, аргумент вроде «но у нас сплошь умницы с высшим образованием» в этом случае не работает. Во-первых, потому, что, как мы выяснили в предыдущей части, дислексия вовсе не означает снижение уровня интеллекта — вообще-то, многие дислектики обладают выдающимися умственными способностями. А во-вторых, вы можете быть на 100 % уверены в «исправном» геноме всех членов своей семьи вплоть до самых древних колен? Сомневаюсь. Даже генетические тесты на самом деле не способны нарисовать абсолютно объективную картину.
Если у вас, у вашего партнера или у вас обоих наблюдаются признаки дислексии, есть шанс, что у ребенка особенность проявится в полной мере. Но даже если вы не поставили ни одной галочки в чек-листе в предыдущей части, существует вероятность, что в определенный момент дремавший с незапамятных времен ген проснется и отыграется на следующем поколении вашей семьи.
Стоп, ген? Выходит, ученые знают, о каком хулигане идет речь? Да, кое-какие исследования, проведенные в Оксфорде, выявили так называемый ген KIAA0319 (можете придумать ему свое прозвище, например, «ген, несправедливо усложняющий жизнь» или «ген — создатель дислектиков»). Некоторые данные указывают на то, что недостаточная экспрессия этого гена (то есть нарушения в процессе превращения наследственной информации гена в соответствующую РНК или белок) приводит к тому, что часть нервных клеток в мозге во время его развития не перемещается в нужное положение. Это и приводит к дислексии. В общем, процесс сложный и таинственный, и все это пока больше предположения, чем научные факты. Но приятно осознавать, что исследования в нужном направлении проводятся.
Генетика — это своего рода лотерея, и человек никогда не знает до конца, выиграет он или проиграет.
До 4 % людей на Земле — дислектики (у них проявляется от 10 признаков). Это не зависит от языка или культуры, в которой они родились. У большинства из этих людей в появлении дислексии можно обвинить именно гены.
Теперь перейдем к причинам, которые кажутся более «приземленными» и понятными — и хорошая новость заключается в том, что некоторые из них можно нейтрализовать. Например, проблемы внутриутробного развития способны привести к различным последствиям, таким как первичные нарушения (ДЦП, умственная отсталость, расстройство аутистического спектра и так далее), которые, в свою очередь, становятся причиной развития других состояний и особенностей развития, в том числе дислексии. Мы не будем останавливаться на патологиях развития плода, обусловленных генетикой, — эта тема настолько обширна, что ей можно посвятить отдельную книгу. Сосредоточимся на непосредственно врожденных нарушениях, то есть возникших из-за влияния внешних факторов в период внутриутробного развития.
Различают:
— гаметопатии — изменения в половых клетках родителей, которые произошли еще до оплодотворения;
— бластопатии — нарушения в первые две недели после оплодотворения;
— эмбриопатии — поражения зародыша до момента его прикрепления к стенке матки;
— фетопатии — заболевания плода, которые возникают с 11-й недели беременности и до рождения.
Я привожу эту классификацию не для того, чтобы напугать вас (может быть, только самую малость, если это побудит кого-то более ответственно отнестись к своему здоровью!). Скорее, осведомленность нужна, чтобы показать, что будущее ребенка в немалой степени определяется уже на этапе его зачатия. Именно поэтому планирование беременности и называется «планированием». Понимаю, что большинство детей появляются на свет и без этих сложностей, но подход, при котором мужчина и женщина заранее готовятся стать родителями, во многом снижает вероятность, когда что-то пойдет не так.
Но вернемся к «страшилкам» и перечислим те факторы, которые могут повлиять на развитие плода (приведу простой список, а не сложную систему — поверьте, она еще более пугающая):
— изменения в яичниках в связи со старением (увы, с течением лет объективно повышаются шансы родить ребенка с некоторыми отклонениями);
— никотин: приводит к спазмам сосудов матки и, как следствие, к гипоксии (снижению содержания кислорода) и гипотрофии (нарушению усвоения питательных веществ и снижению массы) плода;
— алкоголь: вызывает отравление, задержку роста и развития плода, энцефалопатию (поражение головного мозга, которое ведет к дистрофии нервной ткани с нарушением функций) и прочее;
— химические вещества и лекарственные препараты, особенно с серьезными побочными эффектами;
— психоэмоциональное состояние матери, не позволяющее ее организму адаптироваться к беременности;
— болезни, перенесенные матерью во время беременности (особенно опасны корь, ветрянка, краснуха, тяжелые формы гриппа), а также хронические заболевания (сахарный диабет, нарушения работы щитовидной железы и другие).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вопреки всем трудностям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других