На
педагогическую действительность как на объект изучения одинаково внимательно смотрят философы, психологи, социологи, антропологи, педагоги и другие специалисты, и каждый под своим углом зрения.
Педагогическую действительность изучают не только педагоги, но и представители других наук.
Методология педагогической науки представляет собой систему знаний о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих
педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории.
Педагогическая методология обеспечивает фундаментально—достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений
педагогической действительности.
Ни одна наука не изучает
педагогическую действительность так полно и углублённо.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: свинушник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Под
педагогической действительностью подразумевается вся совокупность явлений, событий, процессов, состояний, переживаний, стихийно и целенаправленно влияющих на процесс развития личности.
От неё требуется влиять на
педагогическую действительность, преобразовывать, совершенствовать.
Педагогика – единственная специальная наука, которая изучает закономерности
педагогической действительности в единстве всех составляющих её частей.
Таким объектом современной педагогики является
педагогическая действительность.
Концентрация содержания учебника вокруг фундаментальных категорий и основных задач современной профессиональной деятельности педагога позволяет в процессе обучения дополнять изучаемый материал результатами исследований конкретных научных школ, учитывать традиции вуза, проводить обсуждения различных аспектов
педагогической действительности в соответствии с интересами преподавателей и студентов.
Педагогическая инноватика позволяет отразить необходимую связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедрения в практику; обосновать и развить принцип единства исследовательской деятельности и деятельности преобразования
педагогической действительности.
В педагогике системность позволяет развернуть
педагогическую действительность в её необходимых элементах, проецировать и осуществлять цель педагогической работы, если эти элементы выявлены, определены и разработана методика их встраивания в процесс воспитания.
Разное понимание метода обучения в научных трудах создаёт неудобства и для преподавателей, и для исследователей, так как любой
педагогической действительности свойственны и методы, связанные с действиями учителя на уроке, и методы, связанные с целостным учебным процессом.
– Критическая: позволяет педагогу осознать необходимость преобразования
педагогической действительности, так как полученные знания демонстрируют разрыв между тем, что есть в данный момент, и тем, что необходимо для успешного развития системы образования (можно оценить разницу между тем что имеем и тем, что нужно).
Очевидно, что все эти задачи направлены на формирование у выпускников вузов педагогического видения окружающего мира – умения вычленять в нём фрагменты
педагогической действительности, анализировать их сущность и оказывать положительное влияние на развитие образовательного процесса.
Таким образом, содержание исследовательской деятельности учителя в данной сфере его профессионально-педагогической деятельности состоит в анализе, осмыслении и оценке реальной
педагогической действительности как в собственной педагогической практике, так и в практике других учителей с целью оптимизации образовательного процесса; выявлении противоречий и тенденций развития педагогического явления, объекта; нахождении оперативного решения педагогических задач; конструировании учителем собственной деятельности и ситуаций, стимулирующих активность учащихся с учётом целей обучения и воспитания (отбор и композиция содержания, проектирование ситуаций деятельности учащихся и собственной деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися).
Методологической платформой исследования
педагогической действительности является философия познания (гносеология).
Предмет методологии педагогики, по мнению этих авторов, выступает как соотношение между
педагогической действительностью и её отражением в педагогической науке.
Поэтому в ней совмещаются две функции: научно-теоретическая(отражение
педагогической действительности такой, какова она есть) и конструктивно-техническая(нормативная, регулятивная; отражение педагогической действительности такой, какой она должна быть).
Педагогика, как наука, стремится к объективному познанию
педагогической действительности, её рекомендации носят научный характер, но все педагогические теории базируются на разном понимании человека.
Среди таких мотивов мы прежде всего считаем необходимым отметить возникающие у этого субъекта и чётко осознаваемые им противоречия из
педагогической действительности, непосредственно из того образовательного процесса, в котором он ежедневно или эпизодически участвует.
Мы сохраняем высказанные в предшествующем изложении свои сомнения по поводу законности употребления автором понятия «система» – как в применении к самой
педагогической действительности, так и к описывающему её знанию, однако отмечаем данную книгу как завершённый логически выстроенный исследовательский методологический проект.
Идея контекста используется и для выхода за узкое, однопредметное видение
педагогической действительности, расширения точек зрения на школу – при этом её одновременно рассматривают как социальный институт и как конкретное образовательное учреждение, социально-психологическую общность и экономически значимое предприятие.
Одной из форм таких репрезентаций, относимых к сфере социального, является позиционирование «автором» поисковой деятельности состояния общественно-полезной активности[2], направленной на преобразование
педагогической действительности как части социума, заинтересованности в доведении поискового процесса или его фрагмента до состояния определённой степени логической и содержательной завершённости, а продукта поисковой деятельности – до состояния готовности к практическому внедрению в образовательный процесс или в исследовательскую педагогическую практику (если идёт речь о результате теоретико-методологического ракурса, характеризуемом отсроченной прикладной «пригодностью»).
В качестве объектов для наблюдения можно использовать самые разные ситуации и взаимоотношения из сферы
педагогической действительности (подробнее смотрите в разделе «Оценка качества преподавания»).
Важными при раскрытии психологического аспекта педагогического поиска являются также такие состояния исследователя, которые обозначаются терминами: «когнитивный диссонанс», «психологический тупик» и им синонимичными, ассоциируемыми с ситуациями неподтверждаемости выдвинутых в начале исследовательской работы гипотез, неочевидности путей, позволяющих продуктивно решить поставленную проблему, неочевидности способов удобного для «пользователя» категориального описания особенностей
педагогической действительности, наблюдаемых в экспериментах, наконец, с ситуациями отсутствия способности генерировать нетривиальные идеи.
Мы начнём с термина «проблема», широко употребляемого как в педагогике, так и в методологии педагогического исследования, – это не имеющий заранее известного ответа, сложный для решения вопрос из
педагогической действительности, требующий изучения и разрешения исследователем – последнее и есть одна из целей педагогического поиска.
Первая фаза проекта позиционирует определение исследователем проблемы, направленной на разрешение выявленного комплекса противоречий в рамках
педагогической действительности, определение цели и задач исследования, выдвижение его гипотезы, определение комплекса методов её проверки, формирование, «эскизное вычерчивание» контура авторского замысла, направленного на решение проблемы, формулировку концептуальной и нормативной моделей (о них подробно – в разделе 2.1 нашей книги).
Педагогический факт– это сведения о наблюдаемой
педагогической действительности, данные педагогических измерений.
Как традиционное, так и современное описание
педагогической действительности востребуют в качестве инструментов причинный анализ того или иного характера протекания исследуемого педагогического процесса, выявление совокупности условий, детерминирующих это протекание, выявление психологических механизмов изучаемых феноменов.
Кроме того, осуществлены попытки встраивания педагогического знания в общенаучный формат: классифицированы педагогические модели, обозначены возможности и принципиальные подходы, связанные с применением в педагогике математических методов, выявлены возможности использования при описании
педагогической действительности методов и подходов синергетики, раскрыты с разной степенью подробности механизмы реализации педагогикой предсказательной и объяснительной функций.
Такой спектр объясняется тем, что наш читатель, скорее всего, – думающий, ищущий, творческий родитель или учитель, которого интересуют все сферы
педагогической действительности, от поурочных разработок до вечных проблем.
На сегодняшний день сформировалось следующее определение: методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих
педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы [Краевский: Электр. ресурс].
Описательно-объяснительный сегмент в подходе к
педагогической действительности предполагает конструирование и обоснование моделей различных её компонентов – как в символьно-знаковой форме, так и с использованием математических уравнений, и это отчасти позволяет позиционировать выявление трендов, тенденций развития исследуемых процессов на ближайшую и отдалённую перспективу.
Под их воздействием он оценивает собственную профессионально-творческую музыкально-педагогическую деятельность уже с более широких позиций: осознает ее связь с социальными потребностями, с диалектическими законами развития общества, искусства,
педагогической действительности.
Обсуждая минимальный («ликбезовский») глоссарий исследователя в области педагогики, мы хотим упомянуть образное, метафоричное клише «белые пятна педагогической науки» – это по различным причинам не исследованные пласты
педагогической действительности – либо не получившие категориального обозначения («застрявшие» на бытовом уровне понимания), либо представленные только на уровне постановки и осознания актуальной проблемы.
Особенно важно то, что рефлексирующий индивид-исследователь
педагогической действительности выходит из позиции деятеляв новую, внешнюю позицию по отношению к выполненным собой (или кем-либо ещё) действиям и к действиям, которые предполагается выполнить в будущем, в позицию «осмыслителя»[38].
Также она должна включать в себя опыт осуществления приёмов профессиональной деятельности (репродукции культуры) как совокупность профессиональных умений и творческий компонент, как преобразование
педагогической действительности и перенос приёмов обучения из одной ситуации в другую.