Методология и методы научно-педагогического исследования. В помощь учащимся

Дарья Юрьевна Слесаренко

Данная книга предназначена для обучающихся в высших учебных заведениях. Она никоим образом не претендует на статус научной. Скорее, это книга популяризаторского формата. Она будет полезна при подготовке к экзамену. Здесь рассмотрены основные аттестационные вопросы.Книга была написана с целью максимального упрощения понимания науки педагогической методологии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология и методы научно-педагогического исследования. В помощь учащимся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Во введении будут растолкованы основные понятия, для того, чтобы можно было легче разобраться в материале. По мере надобности, в книге будут встречаться напоминания из этого раздела.

Наука—сфера человеческой деятельности для выработки и систематизации знаний.

Наука — система знаний.

Теория — форма достоверного научного знания.

Практика — деятельность по применению в жизнь; критерий истинности исследования.

Объект — процесс или явление, взятое для изучения.

Предмет — аспект объекта, который мы изучаем. На предмет исследования, обычно, указывает тема.

Объект содержит в себе предмет:

Цель исследования — необходимый результат исследования.

Задача исследования — выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Задача-«расчлененная» на этапы цель.

Задачу можно узнать по словам «изучить», «проанализировать», «раскрыть», «апробировать» и так далее.

Цель конкретна, задача — неконкретна.

Проблема исследования — разница между имеющимся и желаемым.

Тема исследования — свернутое описание изучаемого свойства объекта.

Гипотеза исследования — модель будущего научного знания.

Гипотеза — предположение исследователя.

Воспитание—навыки поведения, привитые средой и проявляющиеся в общественной жизни. (этим занимается воспитатель).

Обучение—процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков в соответствии с поставленными целями. (этим занимается учитель).

Образование—единый процесс воспитания и обучения. (этим занимается педагог).

Образование = Воспитание + Обучение

Доктрина — система взглядов.

Парадигма — утверждение, признанное образцом.

Концепция—форма изложения.

Педагогика — наука о воспитании и обучении.

Объект педагогики-личность.

Предмет педагогики — образование.

Психология—наука, изучающая процессы психической деятельности.

Исследование — процесс и результат научной деятельности, нацеленный на получение знаний об изучаемом объекте или явлении.

Психолого-педагогическое исследование — педагогическое исследование с использованием психологических методов.

Индивид — носитель культуры.

Индукция—метод построения умозаключений от частного к общему.

Дедукция—метод построения умозаключений от общего к частному.

Анализ — процесс разложения целого на составные часть.

Синтез — процесс воссоединения целого из частей.

Прием — отдельное действие.

Техника — совокупность приемов.

Подход — совокупность приемов (тоже).

Моделирование = разработка цели + пути их достижения.

Проектирование—доведение до практического использования.

План — форма изложения в виде логической последовательности.

Метод — способ исследования или осуществления

Методика—прием целесообразного проведения работы.

Метод1 + Метод2 + Метод3 +… = Методика.

Метод — способ, путь.

Технология — совокупность методов.

Методика—алгоритм применения методов; совокупность методов.

Методология — учение о формах, структуре и методах организации, мышления и деятельности.

Методология — дисциплина об организации деятельности (любой).

Методология педагогики — учение о педагогическом знании и процессе его добывания.

Методология—самостоятельная наука. Ее можно применять и для изучения хореографических дисциплин, и для изучения столярного дела, и для изучения ядерной физики, и для изучения педагогики. Она едина.

Ее можно сравнить с сосудом, в который «помещается» научное знание.

Объект методологии—научное познание.

Предмет методологии — анализ методов научного познания.

Методология научной деятельности = Методология научного исследования.

В методологической науке выделяют четыре уровня (четыре формы):

Наша дисциплина называется Методология педагогики (или педагогическая методология). То есть единую дисциплину (сосуд) мы будем применять к педагогической деятельности.

1) Функции психолого — педагогических исследований в системе образования

Исследование — процесс и результат научной деятельности, нацеленный на получение знаний об изучаемом объекте или явлении.

Любое психолого-педагогическое исследование (педагогическое исследование с использованием психологических методов) предполагает определение общепринятых методологических параметров:

проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения (все определения смотрите во введении).

Критерии качества психолого-педагогического исследования:

— актуальность (современность, злободневность).

— новизна.

— теоретическая (влияние исследования на существующие концепции) и практическая значимость (возможность прикладного применения).

Функции психолого-педагогического исследования:

Коммуникативная функция: состоит в том, что оно является каналом передачи не только знаний, но и эмоций, средством духовного и интеллектуального общения людей (исследуемые выступают как источник информации).

Познавательная функция: состоит в изучении, постижении сущностных сторон процесса обучения, воспитания, общения, социализации. (можно выяснить настоящую, а не «удобную» истину).

Социальная функция: содержание, язык публикаций должны отвечать своему социальному назначению, нуждам той группы потребителей, для которой они предназначены. (исследователь подстраивается под исследуемых)

2) Методология образования: определение, структура, формы и функции

Методология образования — это учение о самом психолого-педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах подхода и способах его добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре психолого-педагогической теории.

Временная структура деятельности:

Фазы→ Стадии→ Этапы

Фазы делятся на стадии, а стадии—на этапы

Выделяют 3 фазы: проектирования, технологическую и рефлексивную.

Фаза проектирования делится на стадии:

— построения гипотезы

— конструктивного исследования

Технологическая фаза делится на стадии:

— проведения исследования

— оформления результатов

Рефлексивная фаза неделима.

Рефлексия — самоанализ деятельности и ее результатов.

Стадия конструктивного исследования состоит из этапа планирования и постановки задач. Стадия проведения исследования состоит из теоретического и эмпирического этапа.

Методология образования выполняет различные функции:

Познавательная: состоит в получении системы новых знаний (исследователь информируется).

Критическая: позволяет педагогу осознать необходимость преобразования педагогической действительности, так как полученные знания демонстрируют разрыв между тем, что есть в данный момент, и тем, что необходимо для успешного развития системы образования (можно оценить разницу между тем что имеем и тем, что нужно).

Рефлексивная (самоанализ деятельности и ее результатов).

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня (четыре формы): философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

— Первый уровень составляет общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

— Второй уровень представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

— Третий уровень совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине.

— Четвертый уровень составляют методика и техника исследования.

3) Философский уровень методологии педагогики. Характеристика основных современных философских учений

Методология педагогики — учение о педагогическом знании и способе его добывания.

Содержание методологии высшего философского уровня методологии — общие принципы познания и научные категории в целом.

Фактически вся система философских знаний выполняет методологические функции. Философские направления, которые чаще всего выбираются исследователями:

— экзистенциализм.

— прагматизм.

— бихевиоризм.

— диалектический материализм.

— идеализм.

Экзистенциализм (философия существования). В рамках этого направления считается, что в человеке все способности заложены изначально и только от него зависит их развитие, а не от внешних воздействий. Воспитание представлено самовоспитанием. Объектом познания является внутренний мир человека.

Главная цель прагматизма — чтобы школа не учила, а готовила ребёнка к жизни в обществе. Используются практические методы образования. Главная идея — уникальность каждого человека.

Главная цель бихевиоризма — улучшить человеческое поведение. Главная задача образования — приобщить человека к общественным нормам, создавая для этого специальные условия, которые мотивируют нужное поведение, и закрепляют такой процесс при помощи поощрений.

За диалектическим материализмом, человек, как личность, должен развиваться в деятельности. Цели обучения формируются государством и социумом.

Воспитание, в рамках диалектического материализма, — это целенаправленное формирование заданных человеческих качеств.

4) Характеристика общенаучного уровня методологии. Требования системного подхода к педагогическому исследованию

Общенаучный уровень методологии образования представляет собой систему подходов (совокупности отдельных действий) к пониманию действительности, применяемых во всех или в большинстве научных дисциплин.

На этом уровне определяются также типы научно-педагогических исследований, их этапы и элементы: объект, предмет, проблема, тема и прочее (все определения даны во введении).

Его содержание составляют общенаучные подходы, приложимые ко всем или ко многим наукам.

К общенаучным относятся подходы:

— Деятельностный — заключается в том, что личность формируется только в процессе многообразной деятельности под комплексным воздействием всех факторов.

— Системный — изучаемый объект рассматривается как система, как множество упорядоченных элементов с общей функцией.

Системный подход заключается в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Под системой в науке понимается множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления. Они выступают во взаимодействии со средой как целостное явление.

С точки зрения системного подхода, любое педагогическое явление может быть рассмотрено как педагогическая система. Системами являются воспитание, метод обучения, урок, личность ученика, педагогическая деятельность и многое другое.

Требования к системному подходу:

— самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи.

— системный подход позволяет выявить характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов, взятых по одиночке;

— системный подход предполагает построение моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы. Это позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

— системный подход требует реализации и принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики.

Системы существуют, они истинны, взаимосвязаны и могут разбиваться на независимые элементы.

5) Конкретно-научный уровень методологии образования. Основные современные подходы и концепции

Конкретно-научный уровень — это совокупность методов, принципов и процедур, применяемых в какой-то конкретной дисциплине.

В педагогике это:

личностный, аксиологический, средовый, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический и другие подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Рассмотрим некоторые из них:

— Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Следует учитывать, что информацию ученик будет воспринимать через призму своего жизненного опыта, то есть она может исказиться. Педагог должен это понимать.

— Деятельностный подход. Деятельность — это преобразование людьми окружающей действительности. Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат.

— Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева)

— Культурологический подход полагает образование элементом культуры.

— Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно — организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания.

Образование нужно для обретения человеком нужных ценностей.

— Средовый: образование представляет собой систему условий для взращивания человека, гражданина и так далее.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:

— во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения;

— во-вторых, это дает возможность целостно проанализировать всю совокупность образовательных проблем и установить их иерархию;

— в-третьих, данные методологические принципы позволяют уйти от устаревших педагогических парадигм.

6) Методологические требования к проведению психолого-педагогического исследования

Методы психологии — это способы изучения психических явлений и психической деятельности.

Методика — приём целесообразного проведения какой-либо работы.

Методика—прием целесообразного проведения работы.

Методика—алгоритм применения методов; совокупность методов.

Психология использует целую систему методов и методик.

К методам психологической науки предъявляются следующие основные требования:

— Валидность (работоспособность) — качество метода, показывающее, в какой степени он измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Степень соответствия своему предназначению.

— Надёжность — качество метода исследований, позволяющее получить одни и те же результаты при повторном или многократном его использовании.

— Репрезентативность — понятие, которое характеризует достаточное отражение характеристики исследуемого контингента.

Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований:

а) исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всеми позитивными и негативными сторонами.

б) оперативное реагирование на новое в теории и практике психологии и педагогики. Учет даже самых новых открытий в этой области.

в) усиление практической направленности (делать акцент на том, что результаты исследования будут впоследствии внедрены в жизнь).

г) надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления.

д) чистота (непредвзятость) психологического или педагогического эксперимента.

Так же педагогические исследования должны быть:

— Возрастообразными.

— Удобны для математической обработки.

— Задания должны выстраиваться от простого к сложному.

— У учащихся должны быть хорошие взаимоотношения с ведущим эксперимент.

7) Методологические требования к результатам исследования: объективность, надежность, доказательность

1) Большую роль в успешном осуществлении педагогических исследований играет принцип единства теории и практики.

Практика — критерий истинности того или иного теоретического положения.

Объективность при изучении личности и групп людей, способов воздействия на них является одним из краеугольных камней современной педагогики. Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности служат практические действия людей.

Педагогического исследования во многом зависит от реализации принципа всесторонности изучения педагогических процессов и явлений.

2) Научная объективность понятие, характеризующее научные притязания, методы и результаты. Основной смысл данного понятия сводится к идее, согласно которой эти притязания, методы и результаты не находятся под влиянием или, по крайней мере, не должны находиться под влиянием личных и групповых интересов, предвзятых взглядов, ценностных воззрений, а также других субъективных факторов. Объективность зачастую рассматривается в качестве идеала для научных исследований.

(речь идет о всесторонности исследования)

Научная объективность — непредвзятость и чистота исследования.

3) Надежность метода исследования — это степень точности измерения результатов исследования, которая зависит от критериев и показателей исследования.

Критерий — средство для суждения (мерило оценки, граница показаний).

Показатель — то, что доступно восприятию; «показывающий» наличие чего-либо.

Показатель — эмпирический индикатор критерия.

4) Доказательность—характеристика результата полагающей мысли и самого полагающего мышления, связанная с возможностью и уверенностью автора в подтверждении справедливости выдвинутого положения.

Результат должен быть изложен в таком виде, чтоб убедить кого угодно, при этом используя единую терминологию.

5) Доступность результатов исследования в Интернете, архивах и их готовность к использованию.

8) Основные формы отражения действительности. Научное исследование как особая форма отражения педагогических действий

Основные формы отражения действительности в общественном сознании:

1) Мораль — совокупность норм, правил, принципов поведения. Соблюдение моральных норм носит добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.

Мораль — неписаный закон.

2) Религия — отражение, основанное на вере в Божественные силы.

3) Искусство — это средство отражения мира в форме художественных образов, деятельность общества по производству художественных ценностей. Выполняет эстетическую функцию.

4) Наука — отражение действительности в рациональной форме, в виде системы знаний о природе и человеке.

5) Философия — научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направлена на постижение наиболее общих закономерностей бытия.

6) Политическое сознание — идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.

В научной форме проявления педагогики различают три формы отражения:

1) в стихийно-эмпирическом процессе познания; (ненамеренно, случайно)

2) художественно-образное отражение педагогической действительности (в воображении).

3) отражение педагогической действительности в научном познании (во время исследования).

Формой осуществления научного познания является научное исследование.

Научное исследование — процесс изучения, проверки теории, связанной с получением научных знаний.

Основными признаками научного процесса познания выступают:

— характер целеполагания;

— выделение специального объекта исследования;

— однозначность (ясность, точность, не обтекаемость) терминов.

9) Специфика научного исследования в области педагогики и психологии. Этапы проведения научного исследования

Специфика научного исследования в педагогике:

— Разработки направлены на обоснование конкретных рекомендаций, учитывающих уже известные положения.

— Основными критериями качества педагогического исследования являются: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

— Отражают социальный заказ общества педагогической науке (зависимость от политической обстановки в целом).

— Критерий научной новизны характеризует новые выводы, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Особенности научного исследования по психологии:

— Полипредметность (многопредметность).

— Совпадение субъекта (тот, кто проводит исследование) и объекта познания (что исследуется). В данном случае это человек.

— Невозможность непосредственного эмпирического исследования.

— Конструирующий (создающий) характер.

Этапы научного исследования:

1. Постановка проблемы.

2.Выдвижение и обоснование первоначальной гипотезы (на основе четко сформулированной задачи исследования и критического анализа собранной исходной информации).

3.Теоретическое исследование. Цель теоретического исследования — как можно полнее обобщить наблюдаемые явления, связи между ними, получить, возможно, больше следствий из принятой рабочей гипотезы.

4. Экспериментальные исследования.

5.Анализ и сопоставления результатов (окончательное подтверждение выдвинутой гипотезы и формулирование следствий, вытекающей из неё, или необходимость видоизменения гипотезы).

Гипотеза может и не подтвердиться в ходе исследования. В этом нет ничего страшного.

6.Заключительные выводы. На этом этапе подводятся итоги исследования, т.е. формулируются полученные результаты и их соответствие поставленной задаче.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология и методы научно-педагогического исследования. В помощь учащимся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я