Ведь все мы, в конце концов, произошли от первобытных сообществ
охотников и собирателей”1.
Столетия назад, когда первые люди были
охотниками и собирателями, накопление еды и других жизненно важных запасов увеличивало их шансы на выживание.
На протяжении 99,9 % времени существования нашего вида мы были
охотниками и собирателями, странниками, пересекавшими саванны и степи.
Алгонкины, монтанье и другие носители алгонкинских наречий были в основном
охотниками и собирателями, а потому часто перемещали свои стоянки.
В культурах
охотников и собирателей во всём мире существуют обычаи в случае конфликтов устраивать дуэли с использованием не оружия, а песен.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переоснастка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Никто никогда не измерял суточные затраты энергии, общее количество калорий, сжигаемых в день, в популяции
охотников и собирателей.
Социальная антропология, изучая сохранившиеся доныне племена
охотников и собирателей и другие примитивные сообщества, закладывает принципы, по которым реконструируется эволюция человеческих общественных структур.
Пока человек не освоил сельское хозяйство, средняя продолжительность жизни
охотника и собирателя составляла примерно 20–30 лет.
Чему мы могли бы научиться, работая с такими племенами, как хадза, которые живут во многом как наши общие предки,
охотники и собиратели?
В отличие от племён
охотников и собирателей, аграрные общества производили гораздо больше ресурсов, которые поддерживали рост популяции.
В результате численность человечества столь резко возросла, что в некоторых регионах возвращение к жизни
охотников и собирателей стало невозможным.
Сообщества древних
охотников и собирателей уступили место более разнообразным группам. характеризуется появлением различных моделей культуры.
Хотя натуфийцы были преимущественно
охотниками и собирателями, они жили в постоянных жилищах с каменным фундаментом и крышами из хвороста.
У древних
охотников и собирателей, вероятно, не было законов, судей и политической организации в современном смысле этого слова, но это не означает, что их общество не знало никакой организации, правил и контроля.
Мы вместе будем наблюдать за современными
охотниками и собирателями, которые живут так же, как их предки на протяжении нескольких миллионов лет.
Жизнь
охотника и собирателя зависела от климата, который определял пищевой цикл.
Около 12 000 лет назад некоторые группы людей начали переходить к активному ведению сельского хозяйства, постепенно отступая от жизни
охотников и собирателей.
Будучи
охотниками и собирателями, они жили небольшими группами, без конца передвигаясь с места на место.
Наверно, неслучайно в это же время образуются оседлые земледельческие общины, ведь кочевым племенам
охотников и собирателей было неудобно таскать с собой тяжёлые и хрупкие глиняные соссуды.
Эти ранние общины
охотников и собирателей были беднейшими группами в человеческой истории, а также одними из последних, для которых правительство не было главной причиной бедности и угнетения.
Ранние человеческие общества – это малочисленные родоплеменные группы
охотников и собирателей, чья жизнь проходила в постоянной войне всех со всеми.
– А я всё думал, почему у вас такое разделение на
охотников и собирателей.
Владевшие большим количеством более качественных орудий труда, чем
охотники и собиратели, земледельцы по мере расселения по континентам в конечном счёте заместили собой или поглотили группы неземледельцев.
Образ жизни, общий характер жизнедеятельности и воздействие внешних условий древних
охотников и собирателей предопределяли изменения в состоянии здоровья этих людей.
Но даже в ранних группах
охотников и собирателей модель родственного отбора не будет предсказывать альтруистического поведения ко всем без исключения.
Поэтому мы можем себе представить, что наш генотип, физиология, приспособительные реакции с эволюционной точки зрения не могли слишком далеко уйти от человека –
охотника и собирателя.
Эти культуры могут многому научить представителей развитого социума, но это не карикатурная версия жизни
охотников и собирателей, популяризированная в большинстве современных палеодвижений.
Она обеспечила древних
охотников и собирателей большей гибкостью и позволила им контролировать окружающую среду.
Культуры неолита заменили мезолитических
охотников и собирателей.
Значительное неравенство в положении мужчин и женщин, вероятно характерное для общества
охотников и собирателей, также сделалось менее выраженным к концу неолитической эпохи.
Мы представляем далёких предков –
охотников и собирателей – дикими и грубыми существами, которые рассчитывали главным образом на свои силы и сноровку.
Для
охотников и собирателей, а также для земледельцев знания о небе были вопросом жизни и смерти.
До недавнего времени, до тех пор, как появилось земледелие, люди были
охотниками и собирателями.
Мы увидели, что аграрные общества создали даже биохимическое оружие, способное уничтожать
охотников и собирателей, например австралийских аборигенов.
Один из таких – сохранившиеся до наших дней племена
охотников и собирателей, отрезанные от цивилизации и не имеющие письменности.
Надо понимать, что привычные подходы к анализу и принятию решений формировались десятки тысяч лет, и начался этот процесс, когда люди были
охотниками и собирателями.
Переход от первобытного общества
охотников и собирателей к аграрному в доисторическую эпоху, промышленная революция, информационная революция – вот причины трёх крупнейших мировых смен парадигмы в управлении.
В ещё более упрощённом виде история человека выражена в двойной картинке, где человек сначала предстаёт перед нами
охотником и собирателем, а затем, с.–10 000, скотоводом и землепашцем.
Нам никогда не забыть полностью наше прошлое – прошлое
охотников и собирателей, самый долгий период в человеческой истории.
Несомненно, такого мировоззрения придерживались наши предки –
охотники и собиратели.
Тёплый климат, экологическое разнообразие и ресурсы в непосредственной близости от пещер на тысячи лет сделали их идеальным домом для целого ряда групп
охотников и собирателей.
Они были
охотниками и собирателями и зачастую поглощали свои находки в сыром виде.
Финно-угры (среди них и предки венгров) ещё оставались
охотниками и собирателями.
Поначалу, когда перешедшие к земледелию племена жили в условиях относительного благополучия и уровень давления был невысок, бывшие
охотники и собиратели не считали нужным менять свои старые обычаи.
Сначала Homo sapiens были
охотниками и собирателями (как и Homo erectus), вели кочевнический образ жизни группами в 30–50 человек.
На протяжении долгой истории групп
охотников и собирателей не существовало правительств вне плоскости родственных отношений – главным образом потому, что тогда было мало собственности, которую можно было бы защищать или воровать.
Численность общин
охотников и собирателей редко превышала 50 человек, наиболее типичной была община в два-три десятка членов.
Оставлять знакомые места было рискованно: выживание
охотников и собирателей напрямую зависит от досконального знания местных растений и животных.
Мы хотели знать, как работает тело человека в обществе
охотников и собирателей, таких как хадза, где люди всё ещё являются неотъемлемой частью функционирующей экосистемы и ведут такой образ жизни, который был присущ нашим предкам в далёком прошлом.
Столь небольшого числа прародителей определённо не хватит, чтобы вести надёжное земледелие, не говоря уже о более сложных методах производства, и потому их сообщество неизбежно деградирует в племя
охотников и собирателей, озабоченное борьбой за выживание.