Предпринимательская деятельность регулируется различными
отраслями законодательства, ориентироваться в котором, ввиду его объёма и специфики, человеку, не имеющему юридического образования, достаточно сложно.
Чем больше юридическая сила нормативно-правового акта, тем выше его положение в системе актов соответствующей
отрасли законодательства.
Не исключено, что в перспективе их могут включить в предмет регулирования новой
отрасли законодательства о профилактике преступлений, если проект соответствующего закона получит одобрение законодателя.
Однако к земельным отношениям нормы всех перечисленных
отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Исчисление обязательных страховых взносов регулируется собственной
отраслью законодательства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: автономистский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в своё время в предмет административного права, привела в своё время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной
отрасли законодательства.
Поскольку регулирование отношений по предоставлению социальной защиты является предметом разных
отраслей законодательства, представляется неправомерным применительно к законодательству о социальном обеспечении использовать понятие социальной защиты как равнозначное ему.
Совокупность законов (норм), регулирующих отношения в сфере здравоохранения, Общеправовым классификатором
отраслей законодательства 1993 г. признана самостоятельной отраслью – это законодательство об охране здоровья граждан (220 000 000).
Специфика источников аграрного права выражается в механизме их законодательного закрепления – они часто служат формой выражения в специальных актах аграрного законодательства, которые не входят ни в одну из основных
отраслей законодательства.
Отношения, отражающие содержание и характер управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, их персоналом, трудовой деятельностью вольнонаёмных сотрудников и т. п., являются предметом регулирования и ряда
отраслей законодательства – административного, трудового, гражданского и т. п.
Это важно учитывать при определении содержания налоговой нормы: с одной стороны, она формально обособлена от норм других отраслей права, поскольку содержится в актах законодательства о налогах и сборах и иных источниках налогового права, а с другой – вместе с нормами смежных
отраслей законодательства участвует в комплексном нормативно-правовом регулировании отношений в сфере налогообложения – бюджетных, административных, гражданских и др.
Тот факт, что в основе выделения
отраслей законодательства лежит не формальный, а содержательный критерий, сближает их с отраслями права.
Далее он разъясняет: «…налоговые законы не являются простыми административными регламентами; они образуют специальную
отрасль законодательства, внутренне завершённую, со своими принципами, своим особым характером, с особыми системными связями с другими отраслями общего права, и в частности, с правом гражданским».
Авторы видят выход из сложившегося положения в том, что «форсированное развитие административного, процессуального и других аналогичных
отраслей законодательства надо сочетать с интенсивным насыщением процессуальными нормами других законов и сближением их с материальными нормами».
Итак, выделение
отраслей законодательства происходит на основе существующих отраслей права, а значит, посредством этого деления законодательство как система нормативных актов как бы привязывается к объективно существующей структуре права.
Между тем и как социальное явление, и как философско-социологическая категория право по содержанию глубже и по объёму шире
отрасли законодательства, применительно к которой обычно формулируются соответствующие принципы-идеалы или принципы-нормы.
В бланкетной норме элемент налоговой нормы выражен в самой общей форме – через отсылку к другим нормативным правовым актам без указания конкретной статьи, в которой содержится недостающая правовая информация, к конкретным
отраслям законодательства, а то и вовсе через указание на «действующее законодательство».
Информационное право стало рассматриваться как отдельная комплексная
отрасль законодательства, как отрасль науки, требующая глубокого специального изучения.
Выявление системных закономерностей судоустройственного права как объекта научного исследования и специального предмета правового регулирования в рамках отдельной
отрасли законодательства необходимо для формирования чётких представлений о сущности судебной власти, её признаках и характерных качествах, родах и видах судебных учреждений, специфике компетенции и правовой природе этих органов государственной власти, правовом статусе носителей судебной власти.
Это единая внеотраслевая правовая норма, имеющая однотипную юридическую природу, которую нельзя делить на две части по названным
отраслям законодательства.
Иными словами, нормы указанных
отраслей законодательства в комплексном законодательстве не утрачивает своей отраслевой индивидуальности.
Отмечая научную и практическую уязвимость теории отраслевого обособления в системе права исходя исключительно из критериев предмета и метода правового регулирования, он подверг резкой критики дихотомию «система отраслей права – система
отраслей законодательства».
Большое количество
отраслей законодательства являются комплексными отраслями (например, жилищное, земельное), где присутствуют правовые нормы разных отраслей (в наших примерах – гражданское и административное законодательство).
Предмет регулирования отрасли права – это общественные отношения, однородные по их социально-экономическому содержанию и характеризующиеся единым методом регулирования, а предмет
отрасли законодательства представляет собой определённый вид общественной деятельности, регулирование которой может быть основано на различных способах.
Ряд норм носит декларативный характер, терминология, употребляемая в текстах актов, зачастую недостаточно отработана, между экологическими и иными
отраслями законодательства существуют противоречия.
Отдельное указание на соблюдение требований вышеупомянутых
отраслей законодательства свидетельствует о том, что законодатель придаёт им особое значение и важность.
На основе проведённого исследования автор установил, что одни и те же юридические категории в различных
отраслях законодательства используются неодинаково, что не способствует укреплению правовой системы страны.
На основе
отрасли законодательства или одной отрасли права не может быть построена одна (и только одна) отраслевая юридическая наука.
Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом
отрасль законодательства – хозяйственное законодательство.
Таким образом, кодификация является завершающим этапом оформления
отрасли законодательства как элемента его системы.
Кроме того, нормы конституционного, административного, гражданского, финансового и иных
отраслей законодательства имеют существенное значение для определения прав на участки, в том числе рассматриваемой категории земель.
Вследствие этого в каждом проекте, реализуемом на условиях государственно-частного партнёрства, могут использоваться сразу несколько
отраслей законодательства.
Государственно-частное партнёрство должно иметь комплексное правовое регулирование, т. е. регламентироваться несколькими
отраслями законодательства.
Обратим внимание также на то, что иные природоресурсные
отрасли законодательства (лесное, водное, горное и др.) не получили своего самостоятельного развития в рамках отдельно выделяемой учебной дисциплины и вопросы, связанные с предоставлением, порядком использования данных природных ресурсов, рассматриваются в рамках предмета экологического права.
Возникает вопрос: какой
отрасли законодательства юридически принадлежит данная норма?
Вопрос определения
отрасли законодательства, регулирующего отношения, связанные с трудовой деятельностью человека, имеет важное практическое значение, так как от этого зависит рассмотрение вопроса об ответственности сторон договора в случае конфликта.
Общеизвестно, что система любой
отрасли законодательства предполагает наличие определённой совокупности нормативных правовых актов, ядром, «скелетом» которой служит кодифицированный нормативный правовой акт.
Известно, что в рамках многих
отраслей законодательства складывается своеобразный понятийный аппарат, обусловленный характером регулируемых отношений.
Однако
отрасль законодательства представляется сформированной, если существуют законы, иные нормативные акты, регулирующие все базовые отношения в данной сфере.
Принятие такого акта, как кодекс, на наш взгляд, служит основным (хотя и далеко не единственным) признаком
отрасли законодательства.
Известно, что основные
отрасли законодательства строятся на базе объединения нормативных правовых актов по отраслям права.
Будучи совокупностью прав и обязанностей, правовой статус базируется на нормах и институтах, адресованных данной разновидности субъекта права (общий правовой статус), но наиболее ярко специфика деятельности организаций социальной сферы отражена в правах и обязанностях, образующих специальный правовой статус, поэтому предметом настоящего пособия выступают как нормы гражданского, финансового, административного и иных основных, базовых
отраслей законодательства, так и акты, формирующие образовательное законодательство, законодательство об охране здоровья граждан и законодательство о культуре (в отдельных случаях – законодательство о социальном обеспечении).
С оформлением законодательства о культуре в
отрасль законодательства начинается новый этап в развитии правового регулирования отношений в сфере культуры.
Проблемы экологического права как науки, отрасли права и
отрасли законодательства обусловлены большим объёмом нормативных правовых актов, входящих в систему экологического законодательства, комплексным характером правового регулирования экологических отношений, влиянием международных экологических процессов на его становление и развитие.
Правило преимущественного применения норм иных публичных
отраслей законодательства и специальных отраслевых законов перед нормами гражданского законодательства является универсальным и подлежит обязательному применению при заключении договоров аренды земельных участков.
Движение экономических процессов, динамика правового регулирования отношений собственности в последние годы разными
отраслями законодательства показали несостоятельность трактовки права собственности как исключительно гражданского права.
Квалификация отношения и определение его отраслевой принадлежности позволяет осуществить выбор норм права, подлежащих применению, при этом каждая
отрасль законодательства содержит указания о предмете правового регулирования, границы которого установлены в законе.
В том отношении, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что название
отрасли законодательства претерпело изменение.
Попытки представить ювенальное право как
отрасль законодательства вообще малоубедительны.
При этом пример с ювенальным правом не является исключительным: достаточно, в частности, назвать общую теорию права, которая исследует нормы, принадлежащие ко всему комплексу
отраслей законодательства.