Большая или меньшая выраженность различных компонентов
ориентировочной реакции соответствует степени выраженности преднастройки различных функциональных систем.
Ещё в процессе кормления у грудного ребёнка возникают
ориентировочные реакции на зрительные и слуховые стимулы.
Такой предварительной подготовкой систем в ситуации неопределённого прогноза и является
ориентировочная реакция.
Такая реакция может увеличить предстартовое возбуждение, но при повторении ситуации или обстановки
ориентировочная реакция угасает.
Ответ на предваряющий сигнал в начале эксперимента следует, согласно широко распространённым представлениям, считать проявлением
ориентировочной реакции.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лоден — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но если условная реакция соответствует определённому прогнозу, то
ориентировочная реакция соответствует прогнозу некоторой неопределённости предстоящей ситуации.
Взгляды на природу
ориентировочной реакции претерпели за последний период существенную эволюцию – от иллюзорной простоты и ясности к чёткому пониманию большой сложности и неясности её механизма.
Показатель частоты
ориентировочных реакций у них относительно невысок.
Одарённый ребёнок обладает страстной
ориентировочной реакцией и поэтому особенно нуждается в максимальном развёртывании тех ценных качеств, которые у него проявляются.
Условные и
ориентировочные реакции рассматриваются как крайние зоны большой группы реакций на прогнозируемую ситуацию в зависимости от степени определённости вероятностного прогноза.
Поленезависимость и широкий диапазон эквивалентности (аналитичность) связаны с высоким уровнем
ориентировочной реакции и быстрым её угашением, а также с интроверсией и второсигнальным способом переработки информации.
Именно этой функцией мозга и объясняется неиссякаемый интерес ребёнка к окружающему его миру, который для него так велик и многообразен, что в первые месяцы жизнь ребёнка представляет собой цепь бесчисленных, сменяющих друг друга
ориентировочных реакций.
Когда условные реакции упрочены (IV стадия), непроизвольные
ориентировочные реакции угасают.
При этом активность ребёнка поддерживается таким свойством
ориентировочных реакций, как способность возникать при появлении каждого нового объекта.
Не случайно
ориентировочные реакции иначе называются «реакциями на новизну».
На основе пищевой и
ориентировочной реакций формируется относительно сложное ориентировочное поведение: стоит ребёнка положить в позу, характерную для кормления («положение под грудью»), и он открывает рот.
Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены
ориентировочные реакции) малыш получает первый опыт практических действий с предметами.
Когда мама трясёт погремушку, перемещая её на разные расстояния от ребёнка, малыш слышит звуки, и у него пробуждается
ориентировочная реакция, которая очень важна для дальнейшего обучения и развития восприимчивости к таким играм.
Одновременно с этим развивается
ориентировочная реакция.
Многократные предъявления стимула, не имеющего биологического значения, ведут к прекращению
ориентировочной реакции.
На этапе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, которая в норме появляется в пять-шесть месяцев и «расцветает» к девяти-десяти месяцам, у ребёнка с отклонениями в психофизическом развитии отсутствуют активные
ориентировочные реакции на слуховые и зрительные стимулы, нет у него потребности и в новых впечатлениях.
Именно в результате неосмысляемости такой набор осуществляет запуск
ориентировочной реакции мозга, возбуждая нейроны и повышая чувствительность рецепторов.
При делении реакций на условные и безусловные
ориентировочная реакция оказывается в каком-то промежуточном положении: она, как и безусловные, не требует предварительной выработки, но, как условные, связана с индивидуальным прошлым опытом (например, её угасание при потере раздражителем «новизны»).
На связь ориентировочных и условных реакций указывает и тот факт, что вторые особенно хорошо вырабатываются на те сигналы, которые вначале вызывают сильную
ориентировочную реакцию (Соколов, 1958).
Им создана теория механизмов
ориентировочной реакции, разработана концепция нервной модели стимула [131], изучены следовые процессы на разных уровнях их функционирования: макрореакций человека, отдельных нейронов, на молекулярном уровне [132].
Возникает так называемая
ориентировочная реакция – естественный физиологический рефлекс на новое, свойственный как животному, так и человеку.
Это явление называется
ориентировочной реакцией, о которой мы поговорим чуть позже.
Для первого года жизни – это зрительные и слуховые
ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, общие движения и движения руки, действия с предметами, подготовительные этапы развития понимания речи, подготовительные этапы развития активной речи, навыки и умения в режимных процессах; для детей второго года жизни – сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, активная речь, игра, умения и навыки в режимных процессах; для детей третьего года жизни – те же показатели, включая конструирование и изобразительную деятельность.
Посторонние раздражители, вызывающие
ориентировочную реакцию и отвлечение, должны отсутствовать.
В более позднем возрасте щенок начинает активно обследовать территорию, играть с однопомётниками, проявлять
ориентировочную реакцию, активно-оборонительную реакцию, реакцию преследования и добычи.
Присутствие взрослого в поле зрения ребёнка, его интонированная речь, звучание погремушки активизируют
ориентировочные реакции.
Это означает, что в круг процессов восприятия вводятся
ориентировочные реакции с их вегетативными компонентами.
Эта команда вызовет врождённую
ориентировочную реакцию, и будет безусловным.
Громкий хлопок, световая вспышка вызывают у собаки с сильной нервной системой
ориентировочную реакцию, но никак не страх.
Сильно выражена
ориентировочная реакция на новое место, запахи.
Развитие
ориентировочной реакции поведения обязательно для собак, направленность работы которых – защита.
Для слепых детей характерна своеобразная
ориентировочная реакция на звук.
Девочка чётко реагирует на человеческий голос и любой неожиданный звук, в этом заключается
ориентировочная реакция.
Выделены основные формы реакций центральной нервной системы на радиоционное воздействие: функциональный или рефлекторный ответ в виде неспецифической
ориентировочной реакции на облучение, как раздражитель, и прямое повреждение тканей нервной системы, при воздействии высоких доз ионизирующих излучений.
К 18—21-му дню жизни щенки способны стоять, ходить, бегать, проявляют чёткую
ориентировочную реакцию на внешние раздражители, у них вырабатываются оборонительные условные рефлексы.
Как уже отмечалось, примитивные движения бактерий называются таксисами – это
ориентировочные реакции приближения к полезным субстанциям и удаления от вредных.
Как правило, преобладает
ориентировочная реакция или обонятельно – поисковая.
Особенности эксперимента не позволяли провести эти опыты на тех же самых испытуемых, которые участвовали в опытах с регистрацией компонентов
ориентировочной реакции.
Чтобы показать, что деление разных испытуемых на сходные группы (по скорости угасания компонентов
ориентировочной реакции и скорости полного перехода на повторяемый экспериментатором сигнал) не является случайным, было проанализировано изменение времени реакции в такой же ситуации у новой группы испытуемых (13 человек).
Всё это говорит о том, что у ребёнка уже на первом году жизни возникают
ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности.
Чем более неопределённым является прогноз, т. е. чем шире круг физиологических систем, действие которых может понадобиться в прогнозируемой ситуации для достижения цели, тем более многокомпонентной является
ориентировочная реакция.
Полезависимость и узкий диапазон эквивалентности сочетаются с относительно низким уровнем
ориентировочной реакции и длительным угашением, а также с экстраверсией и преобладанием первосигнального способа переработки информации.
К уровню второго критического периода, то есть к трем-пяти месяцам у разных детей появляются некоторые особенности в последовательности и сроках формирования зрительных и слуховых
ориентировочных реакций, эмоций и социального поведения.
Аналогичное замечание можно сделать и по поводу использования вегетативных компонентов
ориентировочных реакций, которые также нельзя принять в качестве адекватного критерия содержательной характеристики процесса восприятия.