Настоящее пособие посвящено актуальным вопросам развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Оно составлено в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) и методическими рекомендациями к ней. Пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений, а также может быть полезно студентам, гувернерам, родителям. В приложении представлен материал для курсов повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Особенности развития и воспитания детей от рождения до трех лет
Принципы и задачи гармоничного развития детей первых лет жизни
Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики.
В результате взаимодействия с окружающей средой в первые три года жизни ребенка особенно интенсивно развиваются функции коры головного мозга. В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития малыша. В решении этих проблем особая роль принадлежит взрослому. Однако воздействия со стороны взрослых будут успешными лишь при условии равноправного сотрудничества родителей и воспитателей, которое строится на основе взаимопонимания и доверия друг к другу. Одновременно следует подчеркнуть, что приоритет в воспитании малыша остается за семьей, так как с момента рождения при тесном эмоциональном контакте с матерью у младенца формируется чувство защищенности, базисное доверие к миру.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот отрезок ребенок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы его жизни. Объем его мозга к 7 месяцам удваивается, к 1 году 6 месяцам утраивается. Новорожденный без посторонней помощи не может изменить положение собственного тела, а к 7 месяцам он успешно осваивает ползание, к 11 месяцам — хождение. Новорожденный не в состоянии разжать кулачок, а к 6 месяцам он берет и удерживает в руке игрушки, к 12 месяцам пытается ставить кубик на кубик. И таких примеров стремительного развития ребенка множество.
Различные функции и системы детского организма в этот период отличаются разной степенью зрелости и формируются в разные сроки. Соответственно, отличаются и задачи развития и воспитания малыша. Они определяются его физическими, психическими, а также возрастными и индивидуальными особенностями. Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина определили ведущие линии развития для каждого возрастного периода. Для первого года жизни — это зрительные и слуховые ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, общие движения и движения руки, действия с предметами, подготовительные этапы развития понимания речи, подготовительные этапы развития активной речи, навыки и умения в режимных процессах; для детей второго года жизни — сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, активная речь, игра, умения и навыки в режимных процессах; для детей третьего года жизни — те же показатели, включая конструирование и изобразительную деятельность.
Эффективная воспитательно-образовательная работа с детьми до трех лет возможна при условии систематического контроля за их развитием. С этой целью на основе ведущих линий развития ученые разработали показатели развития (Н. М. Щелованов, С. М. Кривина, М. Ю. Кистяковская, Э. Л. Фрухт — для детей первого года жизни; Н. М. Аксарина, К. Л. Печора — для детей второго года жизни; Н. М. Аксарина, Г. В. Пантюхина — для детей третьего года жизни). Быстрый темп физического и психического развития ребенка первого года жизни отражен в показателях каждого месяца. На втором году жизни он несколько замедляется, поэтому основные показатели представлены по триместрам. На третьем году жизни новые приобретения ребенка отмечаются 2 раза в год.
1. Удерживает в поле зрения лицо взрослого.
2. Плавно прослеживает движущийся предмет.
3. Появляется первая улыбка.
4. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.
1. Зрительно сосредотачивается в течение длительного времени.
2. Поворачивает голову в сторону говорящего взрослого.
3. Отвечает улыбкой на разговор со взрослым.
4. Лежа на животе, поднимает и удерживает голову.
5. Произносит отдельные звуки.
1. Появляется «комплекс оживления».
2. Случайно наталкивается руками на висящие над грудью игрушки.
3. Лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову.
1. Радуется, узнавая мать.
2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука.
3. Громко смеется в ответ на разговор с ним.
4. Рассматривает, захватывает, ощупывает игрушку.
5. Гулит.
1. По-разному реагирует на лица знакомого и незнакомого взрослого.
2. Узнает голос матери.
3. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.
4. Переворачивается со спины на живот.
5. Подолгу певуче гулит.
1. Свободно берет игрушки из разных положений, подолгу занимается с ними.
2. Переворачивается с живота на спину.
3. Пытается подползать.
4. Произносит отдельные слоги.
5. Пьет из блюдца.
1. Стучит игрушкой, размахивает, бросает ее.
2. Хорошо ползает.
3. На вопрос «Где?» отыскивает взглядом предмет, постоянно находящийся на определенном месте.
4. Подолгу лепечет, повторяет одни и те же слоги.
1. Разнообразно действует с игрушками по подражанию.
2. Встает, стоит и опускается. Переступает, придерживаясь за опору.
3. Сам садится, сидит, ложится.
4. По просьбе взрослого выполняет разученные действия (например, играет в ладушки).
5. Громко, повторно произносит различные слоги.
6. Ест корочку хлеба, держа ее в руке.
7. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
1. Подражает действиям и движениям взрослого.
2. По-разному действует с предметами в зависимости от их свойств.
3. На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их местонахождения.
4. Знает свое имя, оборачивается на зов.
5. Подражает взрослому, повторяя за ним знакомые слоги.
1. Попросьбе взрослого выполняет разученные действия сигрушками.
2. По просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы.
3. По инициативе взрослого выполняет игровые действия.
4. Подражает взрослому, повторяя за ним новые слоги.
1. Выполняет по просьбе взрослого разученные действия с предметами (например, ставит кубик на кубик и т. д.)
2. Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
3. По словесной инструкции взрослого кормит куклу.
4. В понимаемой речи появляются первые обобщения (находит любую куклу среди других игрушек).
5. Произносит первые слова: «кис», «ав-ав» и др.
1. Самостоятельно выполняет разученные действия с любыми игрушками.
2. Различает предметы по форме.
3. Самостоятельно ходит.
4. Понимает названия многих предметов, действия с ними, имена взрослых и детей, слова «нельзя», «дай» и др.
5. Подражает новым слогам, произносит до десяти слов.
6. Самостоятельно пьет из чашки, ест хлеб.
1. Быстро растет запас понимаемых слов.
2. Находясь в радостном настроении, пользуется лепетными и облегченными словами.
3. Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.
4. Воспроизводит в игре разученные действия.
5. Ходит долго, не присаживаясь; меняет положение (приседает, наклоняется и пр.).
6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
1. Обобщает предметы по существенным признакам.
2. Начинает использовать вместо облегченных слов («би-би») полные («машина»).
3. Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
4. Отображает в игре наиболее часто наблюдаемые действия взрослого.
5. Перешагивает через небольшое препятствие приставным шагом.
6. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на вопрос «Где?».
2. В игре обозначает свои действия словами и предложениями, состоящими из двух слов.
3. Ориентируется в трех контрастных величинах предметов с разницей в 2 см.
4. Воспроизводит несложные сюжетные постройки («ворота», «дом» и др.).
5. Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15–20 см), приподнятой над полом на 15–20 см.
6. Раздевается с небольшой помощью взрослого.
1. Понимает короткий рассказ (без показа) о хорошо знакомых событиях.
2. Пользуется предложениями, состоящими из трех слов, употребляя прилагательные и местоимения.
3. Подбирает по образцу и слову взрослого три предмета контрастных цветов.
4. Воспроизводит ряд последовательных игровых действий.
5. Перешагивает через препятствие чередующимся шагом.
6. Надевает некоторые предметы одежды.
1. Употребляет предложения, состоящие более чем из трех слов.
2. Начинает использовать вопросы «Где?», «Куда?» и др.
3. По образцу подбирает основные геометрические фигуры и разнообразные предметы четырех основных цветов.
4. Игра носит сюжетный характер (состоит из 2–3 последовательных действий).
5. Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их.
6. Перешагивает через препятствие, находящееся на высоте 20–28 см от пола.
7. Полностью одевается.
8. Аккуратно самостоятельно ест.
1. Употребляет в речи сложные предложения.
2. Начинает использовать вопросы «Почему?», «Когда?» и др.
3. Использует геометрические фигуры по назначению.
4. Называет четыре основных цвета.
5. Появляется ролевое поведение.
6. Выполняет сложные сюжетные постройки.
7. Изображает простые предметы (в рисовании, лепке) и называет их.
8. Перешагивает через препятствие, находящееся на высоте 30–35 см от пола.
9. Самостоятельно одевается. С незначительной помощью взрослого застегивает пуговицы, пытается завязывать шнурки.
Показатели развития успешно используются персоналом дошкольных учреждений для содержательной работы с воспитанниками и их родителями. С момента рождения у младенцев обнаруживаются различные типологические особенности нервной системы. Одни легко возбудимы, у других преобладает процесс торможения. У некоторых детей ярко выражены проявления тех или иных задатков (в развитии слуха, движений и т. п.), что связано с природными особенностями органов чувств. Все это требует индивидуального подхода при определении задач воспитания и обсуждения их с родителями, после чего намечается общая стратегия воспитания при взаимодействии всех взрослых, воспитывающих малыша.
Контроль за развитием детей осуществляется в определенные эпикризные сроки и носит комплексный характер. При этом учитывается состояние здоровья ребенка, его физические данные на момент обследования, особенности поведения и др.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других