Несомненно, что религия как форма
общественного сознания отражает определённые стороны коллективного бытия.
Контроль над прошлым в сталинское время был одним из важнейших способов манипуляции
общественным сознанием и мобилизации масс.
Библия отразила содержание и уровень развития
общественного сознания людей того далёкого времени и не могла, конечно, не отметить такой феномен, каким является обман.
Например, разработаны и регулярно применяются на практике технологии манипулирования
общественным сознанием.
Текст баллады входил в российское
общественное сознание постепенно, со временем охватывая все большие и большие слои читающей публики.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: антимикотик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Её научная и производственная составляющие прошли определённый период развития в последней четверти XX столетия и сейчас стали базовым технологическим укладом и важным фактором формирования
общественного сознания.
Духовные скрепы, о которых сегодня столько говорится, должны формироваться на основе взаимоуважения народов во всех сферах культуры, но особенно такой деликатной сфере
общественного сознания, как религия.
Чёткая взаимосвязь между серьёзными политическими потрясениями и подъёмом
общественного сознания становится очевидной из данных о тиражах массовых газет.
Декларируя аполитичность, можно было легко огульно критиковать всех политиков, играя на примитивных струнах массового
общественного сознания русских военнопленных.
Сила этих сдвигов видна не только в изменении
общественного сознания, но и в уровне нетерпимости к попыткам ему не соответствовать.
Следовательно, экономическая теория, будучи частью
общественного сознания, нуждается в экономической идеологии и выполняет имманентную ей идеологическую функцию.
В XIX веке рост социальной разобщённости стал серьёзной проблемой для многих стран, и с тех пор он формировал
общественное сознание.
– Всё большее влияние на
общественное сознание начинают оказывать интеллектуальные стратегические клубы.
Сторонники второй позиции полагали, что индивидуальное сознание – уникальное явление, способное определять
общественное сознание.
На практике речь обычно идёт о смешении в
общественном сознании представления о собственном этническом пространстве с понятием государственной территории и о её мифологизации.
Но при условии, что к тому времени
общественное сознание народа будет обладать достаточным уровнем единства, и формулировки идеологических принципов будут хорошо отражать глубинные черты этого смыслового комплекса.
И сегодня мы воочию наблюдаем, как передовые информационные технологии, помимо своего прямого назначения, становятся невиданным доселе по мощи средством управления
общественным сознанием.
Положение дел в системе образования в первой половине 1990-х годов находилось на периферии
общественного сознания.
Языческое восприятие семьи как главной ценности жизни человека на века укоренилось в
общественном сознании россиян разных исторических эпох.
По сей день относительно небольшой круг авторов отваживается на изучение проблем
общественного сознания советской эпохи или истории повседневности.
Поэтому
общественное сознание является основным объектом защиты в условиях современного геополитического соперничества.
– Различные элементы
общественного сознания по-своему отражают общественное бытие.
Будучи продублированным, произошедшим и ожидаемым, второе начало превращается из само собой разумеющегося действия по интуиции в факт
общественного сознания, в ментальную реальность.
Смена господствующего личностного образца в
общественном сознании происходит не путём плавного перехода, а в форме решительного отрицания.
Из этих рисунков можно сделать важные выводы, которые в годы перестройки и реформы были вытеснены из
общественного сознания мифами, но которые необходимы, чтобы трезво оценивать процессы в хозяйственной сфере.
По тем временам, учитывая особенности
общественного сознания, это была вполне разумная и реалистическая идея.
И здесь, конечно же, не стояла цель отяжелить чьи-то кошельки, сколько поставить идеологический контроль над
общественным сознанием граждан.
Самое любопытное, что в
общественном сознании страны до сих пор ещё так и не сформировалось чёткое и взвешенное понимание того, почему и как случилась эта трагедия, каковы её скрытые истоки и пружины.
Одной из доминант современного
общественного сознания становится ощущение некой идейной пустоты.
В ней анализируется постепенное расширение публичной сферы и появление альтернативных версий памяти в постоккупационный период; возникновение новых символических структур
общественного сознания, последующая структуризация и институционализация памяти о нацистском прошлом; и, наконец, закрепление новых ценностей в системе культурных и общественно-политических институтов.
Разумеется, средствами современного медийного комплекса можно постепенно «внедрить» в
общественное сознание идею «российской нации», однако политическая целесообразность этих усилий неочевидна.
Во многом это связано с тем, что в последнее время в
общественном сознании формируется настоящий культ тела, что служит основанием для вывода о кардинальных изменениях (и даже «революции») в отношении современного человека к своей телесности.
По мнению американских исследователей, одной из важных причин массового неприятия научных знаний и распространения суеверий в обществе является несоответствие многих выводов современной науки врождённым свойствам и наклонностям человеческой психики и устоявшимся стереотипам
общественного сознания.
Кардинальные экономические и политические изменения и вызванная ими трансформация
общественного сознания создали потребность в психологическом осмыслении происходящих на наших глазах глобальных социальных процессов и в анализе политического менталитета отдельного человека как субъекта этих процессов.
Все эти процессы вызывают неизбежную перестройку
общественного сознания, хотя и чрезвычайно замедленную, особенно в отношении сознания бюргерства, которое долгое время остаётся в своей массе косным, ограниченным, подверженным всякого рода суевериям и предрассудкам.
Система тайных обществ – это настоящий кладезь для сторонников политических реформ во времена, когда
общественное сознание ещё не освободилось от предрассудков, чтобы воспринять и поддержать проекты улучшения существующих институтов и общественных устоев.
Однако в светском обществе, которое живёт по секулярным правилам, не предполагается прямое воздействие религиозных норм на решения представителей власти и на ценностные установки
общественного сознания, поскольку, к примеру, в большинстве европейских стран различные религиозные традиции присутствуют в рамках системы поддерживаемого властью плюрализма.
Политическая культура советского времени, безапелляционно утверждая «идеологичность» всего и вся, допускала объяснение явлений
общественного сознания, даже связанных с повседневностью, почти исключительно в терминах рациональности.
Или ещё – изменить
общественное сознание.
Она «освободила реформу 1861 года от той роли, которую заставлял её играть в процессе роста нашего политического
общественного сознания политический идеализм».
Чувство страха управляет
общественным сознанием, и многие социологи считают, что современному обществу лучше всего подходит определение «культура страха»3.
Начнём с того, что религиозная и философская формы
общественного сознания возникли приблизительно одновременно.
Однако в странах, где существует свобода слова, где
общественное сознание достаточно просвещено, чтобы не воспринимать идеи, идущие вразрез с основополагающими правилами и принципами государственности, необходимость объединения людей в политических целях будет минимальна.
Надо сказать, что данная проблема – соотношение научных знаний и их восприятия
общественным сознанием, – как и многие другие подобные проблемы, вполне поддаётся естественно-научному исследованию с применением различных тестов, статистического анализа и других научных методик.