Для урегулирования общественной жизни и решения внутренних проблем государственной организации был разработан принцип
народного суверенитета.
Они отставали идею
народного суверенитета в форме демократической республики, неотчуждаемые права человека, в том числе – на революционное низвержение деспотизма и колониализма, воспели идеалы просвещения.
Теория божественного суверенитета привела к абсолютной монархии, теория
народного суверенитета ведёт сначала к суверенитету парламента, а в конечном итоге – к плебисцитарному абсолютизму.
Здесь неясно угадывается, что из
народного суверенитета может выйти деспотизм более основательный, чем из суверенитета божественного.
Самоуправление – краеугольный камень демократии, в то же время включающий необходимость решения национального вопроса, ибо принцип национальности может быть осуществлён только на основе
народного суверенитета.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: боровинка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В системе божественного суверенитета таким организмом неизбежно была церковь. В системе
народного суверенитета это будет парламент.
Представительная форма
народного суверенитета означает делегирование властных полномочий доверенным народным представителям, которые, будучи избраны в представительные органы, осуществляют управленческую деятельность от имени своих избирателей (электората).
Народный суверенитет выражается в характеристике народа как основного источника власти в государстве.
Собственно, демократизация государства через принцип
народного суверенитета позволила впервые создать политическую систему, участие в функционировании которой открыто для любого гражданина, в отличие от взгляда на нацию как преимущественно этническое сообщество, что подразумевает более закрытую систему, доступную лишь представителям определённой этнической общности.
Эти акты утверждения
народного суверенитета, выглядящие весьма самоуверенно, в действительности являются тревожным феноменом политической пассивности и покорности граждан, меняющих физиогномику демократии.
Истиной было то, что национальное государство, в прошлом служившее главным символом
народного суверенитета, больше не представляло народ и было не в состоянии обеспечить его внешнюю и внутреннюю безопасность.
Они отвергают концепцию
народного суверенитета, правления по воле народа и жёстко выдвигают понятие правящей элиты.
Эта теоретическая проблема была успешно решена с помощью имманентной критики теории общественного договора: существовал ли где-либо в истории такой договор; возможно ли провести разделение между обществом и государством в период их возникновения; каким образом доктрина
народного суверенитета может быть реализована на практике?
На практике принцип
народного суверенитета становится как бы отличительным признаком любого государства, провозглашающего и закрепляющего в основных законах (с формально-юридической точки зрения) принципы свободы, справедливости и демократии.
Спор ведётся по поводу соответствия идеи разделения властей принципу неделимости и неотчуждаемости
народного суверенитета.
Такими принципами являлись
народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории, принцип взаимности, свободы речного торгового судоходства и др.
Во многих государствах
народный суверенитет давно отделён от населения и приватизирован олигархическими группами лиц, рассматривающими право как инструмент своей воли.
Методология политической культуры является действенным инструментом для изучения общественного сознания: как развивались политическое участие, массовая мобилизация, идеал
народного суверенитета, понятие гражданских прав и индивидуалистических ценностей в специфических условиях сталинизма.
Народный суверенитет возникает раньше государства.
Всякую попытку со стороны земств и дум вступить с абсолютизмом в соглашение от имени народа демократия должна клеймить, как узурпацию
народного суверенитета, как политическое самозванство.
Автор «Общественного договора» не только абсолютную монархию, но и верховенство парламента по английскому образцу рассматривает как узурпацию прав
народного суверенитета.
Из
народного суверенитета исходит государственный суверенитет.
Этому революционному принципу
народного суверенитета противопоставляется принцип национального суверенитета, воплощённого в монархической конституции 1791 г. и во всех французских конституциях XIX в. (кроме бурбонской хартии 1814 г.).
Здесь из понятия
народного суверенитета выхолащиваются последние остатки политической власти.
Между лозунгами
народного суверенитета и священного права пролегают моря крови.
Всех противников
народного суверенитета.
Рассмотрение только этой, зачастую насильственной борьбы побуждает нас считать национализм просто проблемой, требующей решения, – проблемой, которая исчезнет, как только прояснится вопрос с границами и будет установлен
народный суверенитет.
При этом обычно забывают о том, насколько границы и сам
народный суверенитет связаны с националистическим дискурсом, при помощи которого мы придаём современному миру концептуальную форму и практическую организацию.
Возникновение принципа и идеи суверенитета народа обусловило новое содержание парламентаризма, а именно: верховная власть принадлежит не парламенту, а народу, парламентская власть в этом случае – лишь уполномоченная, акцидентная власть, ибо суверенен народ, а парламент только олицетворяет
народный суверенитет, не внося при этом изменений в объект прав суверенности.
Ряд ученых-юристов определяли
народный суверенитет как политико-правовое свойство (качество) народа, выражающееся в его верховенстве и полновластии в обществе и государстве.
Однако и французская доктрина не менее резко, чем германская, противопоставляет национальный суверенитет
народному суверенитету.
Государственный суверенитет был противопоставлен
народному суверенитету, но в то же время суверенное государство понималось как правовое государство, государство, связанное правом.
Именно консерваторы убедительно раскрыли противоречие между теорией непосредственной демократии (как единственно возможной концепции реализации
народного суверенитета) и концепцией представительной демократии – делегирования воли нации её представителям.
Эта концепция делегированного выражения воли нации её представителями фактически исключает
народный суверенитет и ведёт к обособлению и правовому закреплению особой касты народных избранников.
Принцип
народного суверенитета предопределил осуществление законодательной власти народом.
Это говорит о том, что на самом деле брекзит удалось продавить благодаря тому, что в нём увидели возвращение
народного суверенитета, понимаемого в качестве самостоятельного блага независимо от его реального применения и последствий для тех людей, которым его всучили.
Таким образом, признание государством приоритета прав и свобод личности, их высшей ценности обеспечивает существование
народного суверенитета, который, в свою очередь, является основой для суверенитета государственного.
Отождествление национального суверенитета с
народным суверенитетом характерно для развитых стран со сложившимся гражданским обществом.
Суверенитет нации не равен
народному суверенитету.
Наоборот, как только олигархическая элита укрепила свои конституционные тылы, о принципе народовластия,
народного суверенитета сразу же забыли.
Наконец, в третьей главе ряд революций с 1830‐го по 1871 год рассмотрен сквозь призму иконоборчества и в тесной связи с богатым образным фондом
народного суверенитета.
Но, в отличие от политиков, взявших на вооружение его идеи, он всегда считал
народный суверенитет недостижимым идеалом…
Иными словами, вся власть должна была принадлежать не pays réel(всё население), что предполагал
народный суверенитет, а только pays légal(граждане, имевшие право выбирать).
Обобщив различные интерпретации идеи социализма, нельзя не признать, что его цель уничтожения социального неравенства – умозрительно – в большей степени соответствует началу
народного суверенитета.
Идея
народного суверенитета постепенно ослабевает, сенат утрачивает некоторые свои прерогативы, а законодательство сосредотачивается почти исключительно в руках императора185.
Учение о
народном суверенитете содействовало падению старого порядка и сделало возможным ряд политических опытов, которые в противном случае были бы невозможны.
Анализ литургических возгласов и слaвословий, ангельских званий и песнопений оказался, таким образом, более плодотворным для постижения структуры и функционирования власти, чем многочисленные псевдофилософские изыскания в области
народного суверенитета, Правового государства или коммуникативных процедур, регулирующих формирование общественного мнения и политической воли.
Что касается ещё одного направления дискуссии, то пришлось давать ответ сторонникам ортодоксальных представлений об источнике и носителе верховной власти и принципах организации публичной власти, так как оппоненты упрекали меня в игнорировании
народного суверенитета и разделения властей, отказе народу в праве на власть, отрицании плюрализма, демократии и т. п.
Наконец, в-четвёртых, современный взгляд на национализм акцентирует внимание на его непосредственной связи с идеей
народного суверенитета, то есть с основой модерного политического порядка.