В свою очередь, вам придётся обратить внимание на свои нравственные установки и принципы, насколько они влияют на атмосферу в семье, помогают или мешают развитию
морального сознания ребёнка.
Эмоциональный уровень
морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на явления, отношения.
Общественное
моральное сознание в значительно большей мере, чем индивидуальное, использует опыт нравственных исканий предшествующих поколений.
Моральное сознание человека, как нематериальный элемент капитала, определяет степень рациональности, особенности функционирования и результат движения капитала.
Рациональный уровень является результатом целенаправленного формирования
морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: серянка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Теоретическое
моральное сознание решает проблемы смысла человеческого бытия.
Это переход от эгоизма индивида к
моральному сознанию личности, умеющей руководствоваться интересами окружающих людей.
Говоря о составляющих морали, прежде всего выделяют
моральное сознание и нравственную практику.
Таким образом, каждый из трёх компонентов
морального сознания – разум, чувства, воля – имеет равную значимость и является обязательной составляющей его структуры.
Но в основе нравственного поведения лежат устойчивые принципы, постулаты
морального сознания, которые остаются неизменными.
Л. Колберг выделяет следующие ступени эволюции
морального сознания в процессе формирования человека.
Он создал уровневую концепцию
морального сознания, раскрывающую процесс интериоризации социальных норм.
Нравственность образует такую область действительности – область межчеловеческих отношений, – которую нельзя идентифицировать без апелляции к терминам
морального сознания.
Первый компонент – понятия, представления о высших нравственных ценностях: добре, зле, жизни, любви, совести, долге, то есть разумная часть индивидуального
морального сознания.
Этические проблемы возникают при анализе функционирования и развития сферы
морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения.
Гуманитарное знание как обоснование духовной деятельности в области
морального сознания человека представлено операцией оправдания или осуждения, а в области познавательной (научной) подтверждения, психологической импликации (вообще – условного суждения), предсказания, объяснения, доказательства.
Другой путь – в глубь человеческого сознания, в исследование мотивов, истоков
морального сознания, его форм (или типов) и их взаимосвязей.
Мораль (её принципы, нормы, идеалы и ценности) проявляется в моральной деятельности людей, представляющей собой результат сложного взаимодействия
морального сознания, моральных отношений и морального поведения.
Моральное сознание представляет собой совокупность представлений, определяющих отношения индивида с другими людьми, обществом, миром в целом, где определяющими являются понятия добра и зла, справедливости, совести, достоинства и др.
Будучи антикантианцем, он трактовал нравственный долг не как объясняющий принцип и критерий
морального сознания, а как результат избытка жизненной силы и действия «закона морального плодородия».
Увы, зеркало
морального сознания – кривое зеркало.
Вместе с постоянным воспитанием своего
морального сознания субъект экономики должен с научной точки зрения овладеть моральной сущностью экономики – только так экономическое поведение может стать экономически нравственным.
Качество продукта труда как экономического результата теснейшим образом связано с моральными качествами субъектов экономики: без высокого
морального сознания невозможно «очеловечить» дизайн продукции, производить её с самоотдачей и продавать с искренностью и вниманием.
Следовательно, моральные качества и чувство ответственности хозяйствующих субъектов тесно связаны с качеством продукции: если
моральное сознание невысоко, качество неизбежно будет низким.
Более того, любая историческая эпоха органично вмещает в себя ряд исторических форм
морального сознания, одни из которых могут быть консервативными и даже реакционными, а другие – прогрессивными.
Следует обратиться к пониманию человека как духовного существа, носителя
морального сознания, как существа, ответственного за всё то, что делается на нашей планете.
Предательство всегда расценивалось
моральным сознанием как злодеяние…
Праксеологический аспект дополнительности права и морали может быть выражен применительно к сфере правового воспитания в положении о том, что правовые смыслы одновременно являются и установками
морального сознания.
Живопись переосмысляет объекты, впуская их в пространство
морального сознания.
Тем более что энциклопедическая мудрость характеризует счастье не только как «чувства и состояния полного, высшего удовлетворения», но и как «понятие
морального сознания человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни» или как «состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость от своего бытия, полноту и осмысленность жизни, осуществление своего назначения».
Например, фундамент развитого
морального сознания – когнитивная рефлексия по поводу добра и зла, позволяющая отличать одно от другого.
Моральные принципы, наряду с моральными нормами, также занимают важное место в структуре
морального сознания.
Моральное сознание отражает жизненно-практический опыт людей.
При этом смысловая направленность
морального сознания выражается как антиутилитарность (никогда не позволяй относиться к человеку только как к средству), а правосознания – как антиавторитарность (никогда не позволяй относиться к человеку только как к существу опекаемому и заведуемому).
Наличию бескорыстной мотивации и их исполнение, одно из важных правил для обретение
морального сознания у индивида.
Субъективность
морального сознания проявляется в том, что в нём отражается не сама действительность, а наше отношение к ней.
Актуальное
моральное сознание, образующее субъектную исходную точку этики, включено в процесс становления.
Цензура разумного, будничного сознания стремится так же вытеснить и чувства, которые мы испытываем как священные, возвышенные проявления какого-то тайного восторга или умиления, которые мы иногда переживаем, – поскольку именно они не укладываются в рамки общепризнанного, рационально выразимого
морального сознания.
Классическая этика принимала свидетельства
морального сознания, что называется, за чистую монету и видела свою задачу в том, чтобы обосновать предзаданную ей мораль и найти более совершенную формулировку её требований.
В
моральном сознании выражен определённый стереотип поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.
Роль нравственности в совершенствовании права заключается в воздействии
морального сознания на правовые взгляды общества.
Философский энциклопедический словарь и словарь по этике под счастьем понимают
моральное сознание, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Если, например, нравственные установки личности и мировоззренческие социальные ценности как нормативы
морального сознания общественные моральные нормы не совпадают, мы получаем определённый «разрыв» между двумя модальностями человеческого существования, который порождает известные в психологии, так называемые, «фрустрации», которые формируют двойственное сознание и поведение: думать одно, делать другое, что порождает конъюнктурную мораль: «быть» и «казаться», соответственно разрыв между словом и делом.
Добро и зло являются центральными понятиями, определяющими
моральное сознание человека. Они связаны с оценкой его поступков и всей его деятельности.
Моральное сознание определяет отношение человека к другим людям, к самому себе и к обществу в целом.
Моральная практика и
моральное сознание взаимосвязаны, обуславливают друг друга: от практики – к сознанию и наоборот.
Следует помнить, что единство моральной практики и
морального сознания противоречиво.
Моральное сознание универсально в том смысле, что оно выражает свои суждения обо всех в безлично-анонимной форме, что все явления общественной жизни могут стать его объектом.
Моральное сознание пронизано субъективностью, но в тоже время не идентифицирует себя с каким-либо субъектом.
На самом деле источником субъективно-объективной особенности
морального сознания, его авторитетности является человечество в целом, его идеальные цели, общественные потребности.