Тот, кто хочет создать
метафизику истории, должен быть в такой же мере философом, как и историком.
Метафизика истории является раскрытием абсолютного в относительном; она стремится увидеть, как вечное сияние абсолюта отражается в ограниченной рамке пространства и времени.
Задача эта сверхопытная, метафизическая, и ответ на неё может дать спекулятивная дисциплина, которая носила до сих пор название философии истории, но которую, может быть, правильнее и точнее было бы называть
метафизикой истории.
Цель данной работы – осмысление ключевых проблем
метафизики истории.
Все они так или иначе интересовались вопросами
метафизики истории.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пробуравливание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Точнее предмет данной книги можно назвать православной
метафизикой истории.
Ближайшее по смыслу к
метафизике истории понятие – историософия.
Работ собственно по христианской
метафизике истории очень немного.
Осмысление
метафизики истории возможно лишь на почве религиозного сознания.
Большевики называли истмат марксистской
метафизикой истории.
У них была своеобразная
метафизика истории.
Само собой разумеется, что для философии истории не безразличен конкретный исторический процесс и что, с другой стороны, без неё невозможна
метафизика истории.
Метафизика истории призвана постигать начала и концы мировой истории, а также её логику и движущие силы («причины»).
Традиционный «литературоцентризм» русской духовно-идеологической культуры в советское время поддерживался (и консервировался) официальной идеологией; поэтому он по-достоевски «вдруг», катастрофически утратил свою «ино-научную» общекультурную ауру вместе с крахом второй (кремлевско-советской) империи и её фундамента – футуристически-историцистской
метафизикой истории под знаменем догматизированного марксизма.
Фундаментальная апория позитивизма, пусть и отвергающего метафизические системы, однако в конце концов разработавшего
метафизику истории, отражается в натурализме, который создаёт повествовательные тексты в поле напряжения между трансцендентальным, телеологическим детерминизмом и тенденцией к разрушению этой монокаузальности при помощи хаотичной, фрагментарной картины действительности.
Утверждая бесконечную ценность каждой человеческой личности (не сводимой к миру и бытию в мире), оно тем самым продуцирует новую, современную
метафизику истории, в которой главенствующее место занимают такие понятия, как «прерывность» (беспричинность) и «провидение» (личное провидение), прямо указывающие на «нерелевантную» сущность христианства.
Поэтому важнейшим подспорьем для человека, постигающего христианскую
метафизику истории, являются труды святых отцов.
Причём речь идёт о метафизике с религиозным предикатом, а именно: о православной
метафизике истории.