Однако помимо позитивной функции
культурного канона можно констатировать его негативную сторону.
Возникновение
культурного канона связано с подавлением какой-то части психики, и, следовательно, „я“ индивида в этом случае не может свободно проявляться.
Дело в том, что ради преодоления однобокости, узости
культурного канона, преследующего практические цели, художник становится маргиналом, анархистом и бунтарём.
Такое отклонение от
культурного канона получает поддержку в пробуждении именно коллективного бессознательного с присущей ему стихийной энергией.
Отрицая
культурный канон в форме творческого акта, художник оживляет в коллективном бессознательном вытесненный сознанием материнский архетип, тоже необходимый человеческому сообществу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: обиходность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Другие же позиционируют себя в диаспоре, применяя к себе значимые метафоры из национального
культурного канона.
Однако ритуалы хороши тем, что поддерживают иерархию социальных отношений и постоянство
культурных канонов.
Нация строится через посредство: (1) школьного образования – которое распространяет, например, единый нормативный язык, общее представление о прошлом, общий
культурный канон; (2) армию, во многом выполняющую те же функции; (3) средства массовой информации – сначала массовая печать, «век газет», а затем радио и телевидение, обеспечивающие общенациональную информационную повестку, и (4) создание мест памяти – от национальных монументов до национальных музеев, структура экспозиции которых призвана провести посетителя от глубокой древности к настоящему моменту, показать нацию в истории – как она прошла свой тяжёлый, но неизменно славный путь, чтобы достигнуть настоящего момента и предуготовить славу в будущем, которая превзойдёт или будет достойной прошлого.
Отречение от разума происходит сегодня в значительной степени под влиянием мультикультурализма: отказа от признания существования универсального
культурного канона; утверждения идеи равноценности различных культур; размывания грани между «высокой» и «низкой» культурами – а точнее вследствие подчинения культуры антропологии.
Обратимся к пассивному неприятию официального
культурного канона – низовому нонконформизму последних трёх десятилетий советской власти.
Но его печально известное высказывание, что он видит цель своей образовательной политики в том, чтобы малолетние польские дети пели русские песни, всё же ясно показывает: главное было не в освоении государственного языка, а в том, чтобы с раннего детства поляки усваивали русский
культурный канон.
Подходящий ответ удаётся найти лишь если цветовой шифр рассматривать в контексте социальных связей, как часть
культурного канона отправителя и получателя цветового сообщения.
Картина преобразилась, заняв место в профанно-сакрализованном
культурном каноне – и мы уже готовы смотреть на неё другими глазами.
И тогда даже самый не обременённый талантом человек подгоняет собственное удовольствие от эмоционального воздействия под имеющийся в его время технологический процесс и создаваемые обществом незримые
культурные каноны.
Неравномерный характер протекания этого процесса особенно ощутим при сопоставлении хронологически дистанцированных этапов развития режима: полученный в первой половине 1930‐х годов и очевидно ослабевший к 1936–1938 годам импульс литературного развития к концу десятилетия вновь набирает силу, однако, будучи прерванным начавшейся войной и довольно краткосрочным периодом послевоенного восстановления, достигает апогея уже в период позднего сталинизма, когда и происходит окончательное складывание
культурного канона социалистического реализма.
Эта отнюдь не единственная работа, содержащая анализ текстов об искусстве сталинского периода советской истории, ценна для нас именно тем, что в ней выразилось стремление автора к обобщению и систематизации опыта (преимущественно западных славистов) изучения советского
культурного канона.
Советская власть много сделала для того, чтобы сформировать «советского человека» (русскоязычного, имеющего образование не ниже среднего, верящего в идеалы научно-технического прогресса и гуманизма), но не меньше было сделано и для того, чтобы укрепить – особенно у нерусских элит – национальное самосознание, не умещающееся в официально одобряемый
культурный канон.
Исторических, по любым архитектурным и
культурным канонам выдающихся храмов в стране полно и почти все они заброшены и постепенно разрушаются.
Таким образом, уже в самом начале XIX века мы видим ситуацию, которая в этом столетии (и позже) будет постоянно воспроизводиться: патриархатный
культурный канон обустраивается и перестраивается; контролирующие эти процессы мужчины-идеологи используют понятия женственного и практики женского письма для построения своих теорий и в своей идеологической борьбе, но всё это не имеет прямого отношения к реальным женщинам, а для пишущих женщин, их жизненных и творческих практик создаёт границы, внутри которых им положено существовать и писать.