Обращение современных исследователей к изучению социально-психологических особенностей представителей
криминальной субкультуры российского общества и факторов её формирования подтверждает актуальность этого направления исторической психологии (Королев, 2016).
Осуждённый начинает идентифицировать себя со своим окружением, что выражается в принятии
криминальной субкультуры.
Ценности
криминальной субкультуры являются важнейшим регулятором поведения личности осуждённого, обладают высокой степенью референтности для неё в силу действия механизмов подражания, прессинга, которые постоянно создают ситуации фрустрации, психической травмы, переживания одиночества в условиях групповой изоляции (Лапшина, 2007; Штефан, 2009).
По величине данного показателя можно судить о криминогенности населения конкретной территории, о частоте воспроизводства им из своей среды преступников, о влиянии
криминальной субкультуры на население в регионах, где носители этой субкультуры представлены в большом количестве и т. д.
Так как ценности
криминальной субкультуры выступают реальным стимулом преступного поведения личности и группы, а сама криминальная (тюремная) субкультура является духовной и материальной основой существования и деятельности преступного мира, живущего по своим законам, актуальность изучения данного явления приобретает особую значимость.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ретороманский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Принадлежность к «тайному обществу» – неотъемлемый элемент западной культуры, отличается от восточного аналога: там «тайное общество», как правило, воспринимается как проявление
криминальной субкультуры (китайские «триады», японские «бориокудан», известные более как якудза и т. п.), либо это – неофициальный круг общения восточного правителя, редко сопровождаемый специальными обрядами.
Данные лица являются носителями специфической
криминальной субкультуры, субъектами неформальных отношений в преступной среде.
Он станет знатоком
криминальной субкультуры.
Ярчайшим примером этого стала так называемая «сучья война», оказавшая огромное влияние на становление
криминальной субкультуры в нашей стране.
– Рассуждая об амбивалентности
криминальной субкультуры, он сослался на первоисточник.
Всё это создаёт идеальные условия для стремительного расширения сферы
криминальной субкультуры.
Разрушительные тенденции в нравственной сфере, системе социальных норм, правил, этических принципов, аморальное поведение, распространение ценностей
криминальной субкультуры обусловливают аномию, рост криминализации общества (Богорев, 2008; Давыдов, 1990; Мертон, 1966; Осинский, 2006; Сучкова, 2011; Юревич, Ушаков, 2011; и др.).
Подростки, которые, по мере прохождения социализации, находясь на стадии становления как личности, всегда некоторым образом противопоставляют себя обществу, а, следовательно, могут найти в
криминальной субкультуре именно тот духовный базис, который и поможет им рассматривать те отклонения, которые являются нарушением закона.
Раскрывая механизм возникновения и развития
криминальной субкультуры как объективной реальности, имеющей собственные закономерности развития в уголовно-исполнительной системе, остановимся на главной, на наш взгляд, её составляющей – криминальной идеологии.
Необходимо заметить, что возникновение и формирование различных неформальных объединений осуждённых в своей основе имеет объективный характер, поскольку обусловлено целым рядом факторов, определяющим из которых является существование в местах лишения свободы
криминальной субкультуры.
Как правило,
криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями, если более точно сказать, противопоставляет свои представления о справедливости, достоинстве официальным ценностям.
Попадая в преступную группу, восприняв её субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм
криминальной субкультуры.
Естественно, что в таком формате
криминальная субкультура представляет собой социально-негативное явление, при этом она оказывает влияние и на всю культуру общества и многие социальные процессы.
Криминальная субкультура рассматривается в работах по криминологии, уголовно-исполнительному праву и юридической психологии практически на всём протяжении их существования.
Режим не допускал никаких легальных конкурирующих с ним объединений граждан, поэтому в период тотальной дезорганизации на какое-то время
криминальная субкультура осталась чуть ли не единственным организованным слоем общества.
Элементы
криминальной субкультуры способны оказывать серьёзное и заметное влияние на культуру социума в целом.
Некоторые особенности
криминальной субкультуры способны проникать и в другие сферы жизни общества, влиять на его жизнь.
Так, сегодня
криминальная субкультура успешно адаптировалась в образовательной среде (начиная с начальной школы и заканчивая высшим образованием), в спорте, в профессиональной деятельности, даже на госслужбе и в высших эшелонах власти.
Важнейшим признаком
криминальной субкультуры является строгое деление на своих и чужих, а также стратификация «своих», в рамках которой происходит определение социальных статусов и ролей преступников.
Речь идёт о своеобразной
криминальной субкультуре.
Непременным атрибутом
криминальной субкультуры выступают также клички (прозвища), в которых рельефно проявляются особенности неформальных взаимоотношений в среде отверженных.
Так я рекомендовал поступить и с ижевской школой-интернатом – настолько прочно поселилась там
криминальная субкультура.
При этом я полагался даже не на свои ощущения – хотя они, конечно, были первыми, – но на мнение профессионалов, которые посмотрели на сложившуюся в интернате обстановку и сказали: бесполезно, здесь ничего не исправить, сложилась
криминальная субкультура, здесь только преступников будут воспитывать за государственные деньги.
Гораздо активнее в ходу были «понятия» – некий негласный кодекс
криминальной субкультуры.
Под понятием
криминальной субкультуры понимается образ жизни людей либо объединившихся в преступные сообщества и придерживающихся сложившихся в них порядков и традиций (понятий), либо по тем или иным причинам, попавших в места не столь отдалённые и вынужденных там провести часть своей жизни.
Тем не менее, в рамках
криминальной субкультуры у людей формируется представление о пребывании в учреждениях уголовно-исполнительной системы не как о наказании, поскольку эти люди начинают чувствовать себя в местах лишения свободы порой лучше, чем дома.
Основная идея, на которой строится
криминальная субкультура, состоит в неприятии отношений, правил и норм, сложившихся в обществе, не говоря уже о его официальных институтах.
Распространение
криминальной субкультуры детерминируется состоянием, динамикой, уровнем, характером и структурой преступности.
Криминальная субкультура занимает особое место среди внутренних источников воспроизводства преступности.
Но такая атака
криминальной субкультуры будет иметь успех лишь в случаях слабости и недостатков в позитивной культуре, её неустойчивых позициях.
Можно утверждать, что в современном российском обществе
криминальная субкультура обладает гораздо большей пассионарностью, чем культура традиционная и, тем более, официальная.
Что уж говорить о профессиональной и организованной преступности, представить которую вне
криминальной субкультуры просто невозможно.
При этом его идеологическая принадлежность к
криминальной субкультуре может как присутствовать, так и отсутствовать (и даже прямо отвергаться).
Законопроект, в частности, предусматривал досудебный порядок блокировки сайтов, пропагандирующих
криминальную субкультуру.
– У нас нет
криминальной субкультуры.
Анализируя сущность данного феномена, автор делает вывод о том, что осуждённые по-разному приспосабливаются к нормам, правилам, ценностям
криминальной субкультуры (Clemmer, 1958).
Таким образом, на основе проведённого анализа исследуемого явления и имеющейся на этот счёт литературы можно сделать вывод, что
криминальная субкультура представляет собой своеобразную межличностную связь привычных правонарушителей в относительно замкнутой среде, основанную на системе искажённых ценностных ориентаций, языке-жаргоне, знаках-символах, которые выступают регулятивными установлениями, принципами, представлениями, правилами и внешними атрибутами совместной противоправной деятельности и антиобщественного образа жизни.
Характерны и такие утверждения социологов: «Элементы
криминальной субкультуры сегодня так или иначе присутствуют во всех сферах жизни российского общества – от повседневной жизни до правил организации экономической и политической „игры“, от межличностных отношений до социальных институтов» (там же, с. 38).
Уже в двадцать втором веке петухизахватили власть в мужском сегменте русской уголовной общины и радикально трансформировали все ценности
криминальной субкультуры.