Формирование
коммуникативной компетентности школьников – сложная и ответственная задача современной школы.
Глава о способах развития
коммуникативной компетентности и разновидностях коммуникативного тренинга – важный ориентир для практикующих психологов в деле обучения персонала умениям межличностного взаимодействия и общения.
Автор концепции формирования высших уровней
коммуникативной компетентности, соавтор программ развития школы смыслообразующего обучения с 1997 г. по настоящее время.
Динамика уровневых показателей сформированности
коммуникативной компетентности учащихся является одним из основных условий социализации личности.
Коммуникативная компетентность предполагает адекватность в любой ситуации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: подкидать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Я уверен, что успех любого дела как минимум на 50 % зависит от
коммуникативной компетентности человека.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Общая
коммуникативная компетентность, или просто умение общаться, является показателем социально-психологической приспособленности любого человека.
Перечисленные внешние, поведенческие проявления характерны для людей с высокой
коммуникативной компетентностью.
Социальная и
коммуникативная компетентность рассматриваются нами как важная часть жизненной компетенции индивида.
Однако, несмотря на заявленную определяющую роль
коммуникативной компетентности, наши педагоги продолжают отмечать снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников.
Эффективность реализации программы обусловлена
коммуникативной компетентностью взрослых, окружающих ребёнка в детском саду и дома.
Умение общаться – основная составляющая
коммуникативной компетентности.
Современные социальные условия требуют развития
коммуникативной компетентности будущих специалистов в сфере экономики.
В дошкольном образовании тесная взаимосвязь этих структурных компонентов
коммуникативной компетентности рассматривается как взаимосвязь коммуникативных и речевых умений ребёнка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта, познание, развитие творческих способностей дошкольников.
Коммуникативная компетентность является одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога, так как в сфере образования речь служит средством профессиональной деятельности, и является главным фактором качественного педагогического общения.
Становление высших уровней
коммуникативной компетентности современные исследователи непременно связывают со способами мыслительной деятельности субъекта, с одной стороны, и возможностями его социальной реализации в мире постоянных технологических и общественно–политических перемен, с другой стороны.
Проблема работы:отсутствие целостной системы условий по формированию высших уровней
коммуникативной компетентности старшеклассников в общеобразовательной школе.
Так, Ю. Н. Караулов утверждает, что «языковая личность» проявляется уровнями организации структуры её деятельности, в связи с чем в практике школьного обучения задаче
коммуникативной компетентности отводится особое место.
Обмен новостями позволяет тренировать способности, то есть приобретать
коммуникативную компетентность.
Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии
коммуникативной компетентности.
Специально организованный процесс формирования
коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.
Для старших школьников в возрасте 15–17 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно
коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Школа, в свою очередь, неустанно трудится над формированием
коммуникативной компетентности учеников, сознавая свою беспомощность из–за отсутствия обобщённости подходов к формированию речи как с позиций дидактики предметного гуманитарного знания, так и с позиций психологических основ мышления и речи.
При этом определяющим способом формирования
коммуникативной компетентности становится диалог, для организации которого учитель предлагает к решению учебные задачи разных уровней, а поэтапные совместные (партнёрские) учебные действия обеспечивают динамику мыслительных операций и становление новых генетических форм мыслительной деятельности учеников.
Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие
коммуникативной компетентности.
Эффективность обмена информацией и всего процесса коммуникации во многом зависит от познаваемости субъектами коммуникации предмета обсуждения (обмена информации) и
коммуникативной компетентности субъектов познания.
Этой особенностью была недостаточная
коммуникативная компетентность этих людей.
Поэтому возможным начальном этапом в виде активных методов практической психологии будет тренинг
коммуникативной компетентности.
Умение выстраивать конструктивные, здоровые отношения называют
коммуникативной компетентностью человека.
Все эти моменты можно отнести к
коммуникативной компетентности журналиста, которая достигается, по мнению психологов, за счёт тренировки психологической наблюдательности.
Эффективное поведение в конфликте рассматривается как компонент общей
коммуникативной компетентности личности и обозначается как конфликтная компетентность [Гришина 1993].
Изложенные в монографии идеи процесса подготовки будущего менеджера позволят эффективно формировать и развивать
коммуникативную компетентность, усиливая конкурентоспособность студента на современном рынке труда.
Актуальность нашей работы заключается в определении психолого-педагогических аспектов формирования и развития
коммуникативной компетентности студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Менеджмент».
Предложены тесты и задания, направленные на оптимизацию делового взаимодействия, развития
коммуникативной компетентности руководителей, государственных служащих всех уровней, формирование коммуникативных навыков и умений, понимание других людей, их индивидуально-психологических особенностей.
Однако в условиях цифровой социализации
коммуникативная компетентность относится к группе социальных дефицитов, поскольку современные люди не умеют и не хотят общаться в режиме непосредственного диалога, не знают, как выразить свои мысли и получить поддержку.
Особое значение, на наш взгляд, представляет то обстоятельство, что коммуникативный минимум может быть использован как основа для оценки
коммуникативной компетентности менеджера.
Общекультурная
коммуникативная компетентность характеризует способность человека к общению в различных ситуациях и реализуется на уровне повседневных коммуникационных практик.
Специальная
коммуникативная компетентность необходима в профессиональной деятельности личности и отличается специфическим содержанием.
Работа по формированию у студентов
коммуникативной компетентности требует высокого уровня владения культурой речи.
Коммуникативная компетентность связана также с общепедагогическими компетентностями: педагогической, креативной и методологической.
Известно, что
коммуникативная компетентность занимает ключевые позиции при определении конкурентного статуса современных менеджеров во всём мире.
Коммуникативная толерантность является тем аспектом
коммуникативной компетентности, который показывает, в какой степени человек переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности других людей, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления.
Для того чтобы приобрести способность к выполнению речевых действий, т. е. овладеть
коммуникативной компетентностью, учащийся должен научиться использовать знания об изучаемом языке, соблюдая правила и нормы языковой системы.
Паттерсон, приводя данные собственных исследований и результаты других учёных, сообщает, что в семьях с детьми с ограниченными возможностями развитая
коммуникативная компетентность является самым важным из девяти механизмов совладания со стрессом, которые определены в литературе как семейные защитные механизмы.
Проводя опросы в студенческой среде, мы обратили внимание на следующие аспекты применения активных форм обучения: сами обучающие предпочитают традиционному семинарскому занятию занятие с использованием активных форм; включение интерактивных форм работы в структуру лекции способствует лучшему усвоению материала; развивается
коммуникативная компетентность студентов.
В пособии содержится также материал, использование которого может помочь педагогу и педагогу-психологу в диагностической деятельности (например, при изучении
коммуникативной компетентности, социального мышления дошкольников, уровня их психологической культуры, стилей поведения родителей, их психологической культуры).
Чтобы воспитать такую личность, учеников необходимо научить
коммуникативной компетентности, состоящей из речевой, лингвистической и социолингвистической компетенции.
ИКТ выражаются в ориентации на межличностное взаимодействие в образовательном процессе, а также в направленности на повышение
коммуникативной компетентности школьников.
Вслед за учёными мы считаем, что
коммуникативная компетентность выступает необходимой составляющей профессиональной компетентности, и наша работа является попыткой решения проблемы преодоления коммуникативного кризиса, о котором пишут многие исследователи [20; 124; 163; 415 и др.], сохранить школу живого слова.