Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании

Е. А. Леванова, 2017

Учебное пособие предназначено для студентов, осваивающих дисциплины: «Педагогические технологии», «Образовательные технологии», «Образовательные системы и педагогические технологии», «Дидактика», «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Педагогика здоровья», «Профессиональное здоровье работников образования», «Педагогика среды» и обучающихся: • по направлениям подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование; 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование (уровень образования бакалавриат); • по направлениям подготовки 44.04.01 – Педагогическое образование; 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование (уровень образования магистратура); • по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки работников образования). Настоящее учебное пособие обобщает исследования последних лет, касающиеся развития образовательных систем и педагогических технологий. Особое внимание в учебном пособии уделяется дидактическому наполнению курса, практикуму, фонду оценочных средств. Разделы и материалы учебного пособия прошли апробацию: на факультете педагогики и психологии МПГУ и в Институте физической культуры, спорта и здоровья МПГУ в 2014–2015, 2015–2016 и 2016–2017 учебных годах.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава I. Педагогические технологии в общем образовании

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

Педагогические технологии в общем образовании

1.1. Педагогические и образовательные технологии

С точки зрения историко-педагогической ретроспективы понятие «педагогическая технология» имеет несколько эволюционных периодов. Сам термин «технология» был заимствован из промышленного производства. В 1940–1950 гг. в оборот вошло понятие «технология в образовании», что было связано с применением аудиовизуальных средств в учебном процессе. В 50–60 гг. XX в. данное понятие стало рассматриваться в контексте программированного обучения, и только в 1970 гг. технология в образовании уже трактовалась как педагогическая технология, что подразумевало проектирование учебно-воспитательного процесса с запланированной целью.

Образовательная технология и педагогическая технология не синонимичные понятия. Образовательная технология шире педагогической, так как образовательный процесс крупнее учебно-воспитательного и педагогического. В образовательном процессе общеобразовательной организации могут использоваться следующие технологии: управленческие, педагогические, здоровьесберегающие, социально-адаптирующие, физкультурно-оздоровительные, медико-гигиенические, лечебно-профилактические технологии, технологии безопасности жизнедеятельности и другие.

Именно в педагогическом процессе проявляются в концентрированном виде личностные и профессиональные качества учителя, который выстраивает данный целенаправленный процесс следуя педагогическим принципам посредством использования форм, методов, средств, приемов обучения, воспитания и развития личности, а также применения педагогических технологий.

Педагогическая технология представляет собой такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимой цели как результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер[1].

Педагогическая технология понимается как системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей[2].

Педагогическую технологию не следует отождествлять с применением жесткого алгоритма, так как в ней действия всегда носят вариативный характер[3].

Атрибутивные черты педагогической технологии:

— наличие конкретной педагогической идеи, под которую разрабатывается педагогическая технология;

— наличие ценностно-смысловых установок и достижимых целей;

— реализация с учетом закономерностей и принципов педагогической науки и школьной практики;

— технологический цикл совокупности педагогических действий (способов, приемов, методов, форм работы и др.) строится в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение запланированного результата;

— реализация педагогической технологии предусматривает субъект-субъектное взаимодействие в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-класс»;

— наличие диагностических процедур в рамках оценки качества образования;

— наличие в педагогической технологии устойчивых алгоритмов и вариативных частей.

К признакам педагогической технологии относятся: технологичность; целенаправленность; результативность; эффективность; качество; воспроизводимость; транслируемость.

К критериям технологичности педагогической технологии относятся:

— концептуальность как реализация конкретной педагогической идеи, обоснованной в педагогической концепции;

— системность как принцип целостного образовательного процесса и взаимосвязи всех частей педагогической технологии;

— управляемость как реализация управленческого цикла в образовательном процессе через педагогическую технологию;

— воспроизводимость как свойство инвариантности и возможности повторения технологии другими;

— эффективность как гарантия качества и достижимость запланированного результата с учетом оптимальности.

В процессе реализации содержания общего образования необходимо использовать четыре основные группы педагогических технологий:

1. Технологии объяснительно-иллюстративного обучения (строятся на объяснении, информировании, иллюстрировании обучающихся; ориентированы на реализацию репродуктивного уровня сформированности универсальных учебных действий школьников). Объяснительно-иллюстративный вид обучения представляет собой один из видов традиционного обучения, главными методами которого являются объяснение в сочетании с наглядностью. Технологии объяснительно-иллюстративного обучения направлены на передачу знаний, обеспечивают усвоение школьниками содержание обучения. Ведущими видами деятельности обучающихся на уроке становятся слушание и запоминание. Объяснительно-иллюстративные технологии имеют ограниченные возможности принципов индивидуализации и дифференциации обучения.

2. Технологии личностно-ориентированного обучения (реализуются на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся; строятся с учетом индивидуальных особенностей развития личности; направлены на реализацию продуктивного и креативного уровней сформированности универсальных учебных действий школьников). При реализации технологий личностно-ориентированного обучения учитывается индивидуальность обучающегося — личность как уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантом развития.

3. Технологии развивающего обучения (строятся на основе активизации учения школьников, мотивации обучающихся, включения внутренних механизмов личностного развития учеников; направлены на реализацию креативного уровня сформированности универсальных учебных действий школьников; ключевая задача учителя и ученика — развитие обучающегося в процессе освоения содержания образования). Технологии развивающего обучения (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) пришли на смену объяснительно-иллюстративным технологиям. При активно-деятельностном способе обучения учитываются особенности прогрессивного развития личности как процесса физического и психического изменения индивида во времени, а также индивидуальность, свойства и закономерности психофизиологического развития школьника. Технологии развивающего обучения направлены на целостное гармоничное развитие личности обучающегося, где проявляется совокупность личностных качеств. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств личности.

4. Технологии проблемного обучения (позволяют закрепить теоретические знания на практике, перейти от репродуктивного и продуктивного освоения содержания образования к креативному). Проблемное обучение представляет собой организацию обучения с целью: активизации учения школьников и повышения их познавательного интереса; мотивации обучающихся самостоятельно добывать знания в процессе собственного решения ими учебных задач. Технологии проблемного обучения способствуют формированию креативного уровня универсальных учебных действий обучающихся, при котором возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности школьников. Технология проблемного обучения заключается в последовательности следующих действий: во-первых, создание педагогом проблемной ситуации (проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия); во-вторых, анализ обучающимся имеющегося в его распоряжении арсенала знаний и практик по данному вопросу; в-третьих, этапы решения проблемы; в-четвертых, проверка полученных результатов, сопоставление их с исходной гипотезой, систематизация и обобщение добытых знаний.

Ответом в решении проблемы поиска эффективных образовательных технологий в условиях развития современного общества информационного типа стали инновации в образовании. С точки зрения педагогики, инновации — это, прежде всего, введение нового в содержание, методы, формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности преподавателя и студента с целью эффективности, результативности и качества образования.

Информационно-коммуникационные технологии — ИКТ. Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляют получение и преобразование информации. Применение Икт-технологий способствует появлению широкого спектра дистанционных образовательных технологий и форм электронного обучения. ИКТ выражаются в ориентации на межличностное взаимодействие в образовательном процессе, а также в направленности на повышение коммуникативной компетентности школьников.

Информатизация обучения представляет собой процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Компьютеризация — это необходимое условие информатизации образования. ИКТ способствуют: повышению познавательной активности обучающихся, расширению рамок образовательного процесса, повышению практической направленности учебно-воспитательного процесса, интенсификации самостоятельной работы школьников.

Технология развития критического мышления заимствована из американской педагогики 1990-х гг. и направлена: на творческое сотрудничество педагога и обучающихся; на развитие у школьников аналитического подхода к учебному материалу; не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения; на использование когнитивных техник, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного образовательного результата; на творческую интеграцию идей и возможностей, переосмысление и перестройку информации.

Технологии адаптивного обучения предполагают гибкую систему организации образовательного процесса с учетом: индивидуальных особенностей школьников; психофизиологических особенностей, способностей и склонностей детей; социокультурных особенностей региона; социальных запросов населения; требований государства; образовательных стандартов. Главные задачи технологии адаптивного обучения состоят в поддержке динамического равновесия организма, что подразумевает охрану здоровья ребенка и формирование у школьников здорового образа жизни, а также социальную адаптацию к окружающей среде[4].

Целью технологии рефлексивного обучения является активизация внутренних саморегулирующих механизмов развития личности за счет рефлексии собственной учебной деятельности. Усилению внутренней мотивации к учению способствует осознание обучающимися задач саморазвития. Рефлексия — это совместная деятельность учителя и ученика, позволяющая совершенствовать учебно-воспитательный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося. Задача педагога — создание условий для реализации рефлексивной деятельности школьников. Главным звеном на уроке становится рефлексия, побуждающая к осмыслению собственной деятельности, межличностных отношений и субъект-субъектного взаимодействия.

Технология модульного обучения способствует субъект-субъектному взаимодействию в системе «учитель-ученик». Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технологии овладения им в систему высокого уровня целостности. Модуль выступает средством модульного обучения, в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модульное обучение основано на идее о том, что обучающийся учится сам и достигает конкретных образовательных целей в процессе работы с модулем, а педагог управляет учением школьника (анализирует, планирует, мотивирует, организовывает, координирует и регулирует, консультирует и контролирует).

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая формулируется для обучающегося и содержит в себе указание на объем изучаемого содержания и на уровень его усвоения.

Технологии коллективной мыследеятельности (КМД). Коллективная мыследеятельность — это обмен мыслями всех участников коллектива: коллективное обдумывание, выбор наиболее оптимального варианта ответа, взаимная рефлексия. Коллективная мыследеятельность в учебно-воспитательном процессе происходит с применением реплик, перекрещивающихся диалогов, перерастающих в полилог. Коллективная мыследеятельность имеет специальную организацию, когда распределяются роли участников — генератор идей, критик, хранитель информации и др. Результатом является развитие целеустремленности и инициативности, наличие смелых решений, усиление саморефлексии, взаимное обогащение опытом и знаниями, повышение эмоционального фона общения, сокращение срока выработки решения, повышение интереса к познанию.

Дальтон-технология (Хелен Паркерхерст (США), Шамова Т. И. (Россия)) имеет своей целью обеспечение индивидуального развития школьника и развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в образовательной деятельности. При реализации дальтон-технологии необходимо следовать следующим принципам: свобода, самостоятельность, сотрудничество, гуманизм. Требования к заданиям: задания носят уровневый характер и охватывают достаточный объем учебного материала; четко формулируется цель задания; задание рассчитано на возможность обучающегося самостоятельно справиться с ним, для чего даются указания, литература, сроки выполнения; задания предполагают различные способы их выполнения, возможность сотрудничества с другими; в заданиях предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля; содержание задания предполагает предварительное и последующие обсуждения.

Технология портфолио как технология «безотметочного» обучения дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и представляет собой качественно новый подход в общем образовании, направленный на учет динамики результатов, достигнутых школьником в разных видах деятельности. Обучающийся рассматривается как субъект познавательной деятельности, а одним из положительных аспектов реализации технологии портфолио является создание ситуации успеха для ученика. Технология портфолио способствует развитию критического отношения школьника к своей учебной деятельности, повышению самооценки в условиях свободы выбора видов деятельности и форм ее реализации, усилению активизации учения школьников.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем разница между педагогической технологией и образовательной технологией?

2. Раскройте сущность понятия «педагогическая технология».

3. Каковы атрибутивные черты педагогической технологии?

4. Назовите критерии технологичности педагогической технологии.

5. Перечислите четыре основные группы педагогических технологий.

6. Каковы особенности технологии объяснительно-иллюстративного обучения?

7. Раскройте сущность технологий личностно-ориентированного обучения.

8. Каковы особенности технологий развивающего обучения?

9. В чем заключается технология проблемного обучения?

10. Назовите особенности информационно-коммуникационных технологий обучения.

11. Что представляет собой информатизация обучения?

12. В чем суть технологии портфолио?

13. На что направлена технология развития критического мышления?

14. Что предполагает технология адаптивного обучения?

15. Какова цель применения технологий рефлексивного обучения?

16. Раскройте технологию модульного обучения.

17. С какой целью применяют технологии коллективной мыследеятельности?

18. Какова цель дальтон-технологии в обучении? Раскройте ее сущность.

1.2. Модели, организационные формы и методы обучения

В общеобразовательной организации в учебно-воспитательном процессе применяются пассивная, активная и интерактивная модели обучения.

Пассивная модель обучения — самая традиционная и довольно часто используется в педагогической практике, она заключается в том, что обучающимися усваивается материал со слов учителя или из текста учебника, при этом ученик является объектом обучения.

Современными требованиями к структуре урока является использование активных и интерактивных методов и моделей обучения.

Активная модель обучения предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся. К особенностям активного обучения относят: вынужденную активизацию мышления; продолжительную вовлеченность школьников в образовательный процесс; субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе; индивидуализацию педагогического взаимодействия; выработку творческих решений; повышение мотивации. В активной модели обучения ученик является субъектом в учебно-воспитательном процессе.

Уровни учебной активности школьников:

активность воспроизведения (стремление обучаемого, запомнить, воспроизвести знания и овладеть способами его применения);

активность интерпретации (стремление обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладевать способами применения знаний в измененных условиях);

творческая активность (устремленность обучаемого к осмыслению знаний через самостоятельный поиск решения учебных задач; интенсивное проявление познавательных интересов школьника).

Интерактивная модель обучения означает обучение, основанное на активном субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса. В интерактивной модели обучения ученик и учитель являются равноправными субъектами учебной деятельности. Таким образом, интерактивное обучение предполагает организованный образовательный процесс с учетом рефлексивного подхода, предполагающего хорошую обратную связь субъектов учебной деятельности.

К организационным формам обучения относятся: индивидуальное, фронтальное и коллективно-групповое обучение (См. табл. 1).

Таблица 1

Организационные формы обучения и их содержание.

Методы обучения:

алгоритмический метод (инструктирование обучающихся об алгоритмах учебных действий, направленное на репродуктивную работу учеников);

монологический метод (направлен на репродуктивную работу обучающихся, реализуется через доминантную роль, монологическую речь учителя и исполнительскую деятельность учеников);

программированный метод (направлен на репродуктивную и продуктивную самостоятельную работу обучающихся посредством пошаговой разбивки учебного материала на основе постановки вопросов и заданий);

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава I. Педагогические технологии в общем образовании

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. — М: Педагогическое общество России, 2000. — 224 с.

2

Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения. // Советская педагогика. 1984. — № 4. — С. 117–122.

3

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.

4

Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. — М: Новая школа, 1997. — 352 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я