Деловое общение в государственном аппарате

Лидия Вечер, 2015

В пособии рассматривается широкий спектр проблем делового общения в государственном аппарате: понятие и структура, особенности, индивидуальный ассессмент государственного служащего, технологии управления стрессовыми состояниями, межличностное восприятие, речевое и неречевое общение, технология проведения деловых бесед и совещаний, способы и методы ведения переговоров, конфликт и стратегии поведения, ценностные ориентации государственного служащего. Описываются конкретные технологии, направленные на оптимизацию делового взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности руководителей и специалистов. Для слушателей системы дополнительного образования взрослых, государственных служащих, преподавателей вузов, студентов и практических работников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деловое общение в государственном аппарате предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Вечер Л.С., 2015

© Оформление. УП «Издательство „Вышэйшая школа“», 2015

Предисловие

Государственный аппарат — это совокупность государственных служащих, принадлежащих системе государственных органов, учреждений и лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечение деятельности государственного аппарата.

Обязательная составляющая профессиональной квалификации государственного служащего — его коммуникативные навыки, т. е. умение четко формулировать задачи, эффективно проводить деловые переговоры и совещания, разрешать спорные и конфликтные ситуации, представлять свою организацию в различных ситуациях делового взаимодействия. Все это требует специальной подготовки и постоянного развития коммуникативных навыков и умений.

Нормативные и правовые документы выступают в качестве регуляторов поведения государственных служащих, а также формы общественного воздействия. В первую очередь государственным служащим в деловом общении следует руководствоваться Законом «О государственной службе в Республике Беларусь», где четко указано (гл. 2, ст. 21, п. 1.6), что государственный служащий обязан соблюдать культуру общения и не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу (гл. 2, ст. 21, п. 1.7).

В настоящее время написано большое количество научных и популярных книг и учебных пособий по общению. В каждой из опубликованных работ авторы делают акцент на каком-то одном аспекте проблемы общения, например, у Л. П. Буевой (1978), М. С. Кагана (1988), В. И. Федиловой (2007) — это философское рассмотрение проблемы, у М. И. Лисиной (1986) — онтогенетическое, у А. В. Мурина (1981) и В. А. Кан-Калика (1987) — педагогическое, у Г. В. Бороздиной (1999), Е. И. Зарецкой (2006), А. П. Панфиловой (2001) — деловое общение и т. д.

Деловое общение настолько многогранный феномен, что его изучают представители многих наук — философы, историки, социологи, психологи, филологи, управленцы и др. В Академии управления проблемами делового общения занимаются многие кафедры, выделяя в зависимости от специализации ту или иную его сторону. Теория и практика государственного управления, государственная кадровая политика и государственная служба интегрируют в себе все стороны делового общения, так как управление есть организация деятельности людей в соответствии с требованием объективных законов во всех ее проявлениях.

Специфика управленческой деятельности — это непрерывный процесс делового общения, деловых отношений. Предпосылкой эффективной профессиональной деятельности является соответствие профессионального уровня требованиям времени и характеру решаемых задач. Поэтому важнейшее направление профессиональной деятельности государственного служащего — это овладение сущностью и спецификой делового общения как средством сознательной ориентации и адаптации в любой жизненной и профессиональной ситуации, способами управления собой и поведением других людей. Известно, что умение управлять другими начинается с умения управления собой. Восточная поговорка гласит: «Знать, чтобы уметь».

Основной целью данной работы является систематизация и закрепление знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Деловое общение в государственном аппарате».

Профессиональная компетентность руководителя складывается из его умения успешно вести деловую беседу, переговоры, владения культурой речи, умения сформировать положительную репутацию, грамотно вести себя в конфликтной ситуации.

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты делового общения. Предложены тесты и задания, направленные на оптимизацию делового взаимодействия, развития коммуникативной компетентности руководителей, государственных служащих всех уровней, формирование коммуникативных навыков и умений, понимание других людей, их индивидуально-психологических особенностей.

Владение информацией еще не есть овладение умениями и навыками делового общения. Для этого также необходимы постоянный тренинг, упражнения, освоение технологий и приемов, закрепление их в игровом моделировании (разыгрывание ситуаций и ролевой игры, учебные и деловые игры, воспроизводящие практику делового взаимодействия) и только затем возможна демонстрация приобретенных знаний в деловом партнерстве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деловое общение в государственном аппарате предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я