Так как почти на всём протяжении нашего исследования мы не имеем параллельных текстов для применения сравнительного метода, единственным приёмом
исторической критики будет анализ связей между событиями.
В то же время современная
историческая критика единодушно отдаёт должное его беспристрастности, тщательности исследований и здравомыслию критического взгляда.
А между тем весь этот текст, по нашему крайнему разумению, нисколько не в состоянии выдержать
исторической критики, не затемнённой предвзятыми идеями и толкованиями.
Таким образом, мы избегнем аберрации дальности, одной из наиболее частых ошибок
исторической критики.
Эти этнографические имена задали трудную работу
исторической критике.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: щегловый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Потому строгая
историческая критика совершенно не может допустить того, что исследователи кельтических древностей приписывают древним кельтам на основании позднейших источников и преданий.
Но ведь методика
исторической критики и сейчас не всегда принципиально отличается от средневековой, а кроме того, как истина, так и ложь всегда смешаны между собою, хотя и в разных пропорциях.
Многие сказания, начиная с легенды о призвании варягов, подвергнуты детальной
исторической критике, позволившей либо установить истину, либо отказаться от заведомых вымыслов как от явно вставных новелл.
Достоверность исторических источников ныне ограничена
исторической критикой, основанной на принципе сомнения.
Легитимная
историческая критика, по крайней мере до сих пор, не подвергала сомнению самобытность греческой философии.
Конечно, какой же учёный признаёт, что увлекается беспочвенным воображением и не доверяет
исторической критике?
Историческая критика тут помочь не в состоянии, потому что по отношению к пропускам событий, не связанных причинно-следственной зависимостью, она бессильна.
Достоверной информацией мы называем сведения источников, прошедшие через горнило
исторической критики и получившие интерпретацию, не вызывающую сомнений.
Историческая критика давно поставила под сомнение древность некоторых из этих трактатов.
Это даёт возможность применения
исторической критики, как правило, весьма умеренной.
В современной
исторической критике укоренилась практика без разбора относить все факты или события, хоть как-то связанные с чудесами и сверхъестественным, к разряду более поздних домыслов.
Такой неопределённости со стороны
исторической критики подлежит и происхождение учения о переселениях душ.
Острота
исторической критики и литературное дарование автора очевидны.
Эти замечания сделаны не с целью умалить значение критического направления в истории философии, а для того, чтобы подчеркнуть, что
историческая критика должна основывать свои выводы на достоверных фактах, а не «априорных предположениях», придающих им псевдоисторический характер.
По всем этим причинам предстоящий труд не может удовлетворить всем требованиям
исторической критики; приспособительно к тому, насколько для него были осуществимы все необходимые условия, в нём имелось в виду не столько полное, сколько по возможности верное и точное историко-критическое изображение древнего учения о душепереселении, что и составляет задачу нашего исследования.
Другое дело, что в те времена приёмов
исторической критики ещё не существовали и историк вынужден был руководствоваться интуицией, здравым смыслом (а тогда греки верили в чудеса, приметы и предсказания оракулов) и собственным жизненным опытом.
Давая в своём труде редкий образец
исторической критики, он утверждал, что гомеровский эпос не мог быть произведением отдельной личности, а был постепенно, органически созданным произведением поэтического гения целого народа.
Как бы то ни было, но и такого рода демоскопические источники при всей их уязвимости с точки зрения строго научных критериев
исторической критики, равно как и соображений сугубо конъюнктурно-политического свойства, могут послужить существенным подспорьем в исследовании исторического сознания.
Путь
исторической критики, которым мы намерены идти в предпринимаемом исследовании, помимо всех частных его преимуществ, обусловливаемых самым свойством нашего предмета, имеющего по преимуществу исторический характер и значение, имеет высокое общенаучное достоинство.
Впоследствии его признают основателем новой школы
исторической критики.
Но мой рассказ о слишком недавних событиях, чтобы быть предметом
исторической критики.
Этот выбор поэтому никогда не есть какая-то
историческая критика, которая всякий раз вынуждена оставаться внутри её эпохи.
Этот шаг в работе не специфичен для устной истории, он – часть стандартного репертуара
исторической критики источников {58}.
Ряд современных учёных считают его идею
исторической критики наиболее выдающейся для того времени.
Королевским датским научным обществом (Академией наук) и сформулированную следующим образом: «Исследовать с помощью
исторической критики и проиллюстрировать подходящими примерами, из какого источника можно наиболее достоверно вывести древний скандинавский язык; объяснить природные свойства языка и взаимные отношения, в которых он находился как со скандинавскими, так и с германскими диалектами; а также точно определить правила, на которых следует основывать все выведения и сопоставления в этих наречиях».
Перед нами два алгоритма: один – традиционной
исторической критики, другой – источниковедческого метода.
АБЕРРАЦИЯ(близости и дальности) – понятие в теории
исторической критики о событиях, произошедших в недавнем и удалённом прошлом.
Научная
историческая критика должна быть совершенно свободна, и её работа может иметь очищающее и освобождающее для христианского сознания значение.
На помощь ему является
историческая критика, дающая возможность разобраться среди противоречивых показаний господ биографов.
Имя покойного принадлежит русской историографии, в летописях которой
историческая критика отведёт его учёным трудам подобающее почётное место.
Христианство образовалось и кристаллизовалось, когда доверчиво принимали мифы и легенды за реальности, когда ещё не существовало
исторической критики и исторической науки.
Официальная церковная история не допускает возникновения подобной проблемы, ибо не допускает, чтобы
историческая критика прикасалась к святыням.
Мифологическая теория, исторически очень сомнительная, была даже полезна для обнаружения границ
исторической критики.
Поскольку последний убеждает отказаться от духовной герменевтикив пользу
исторической критики,он хочет пересадить его на чуждую ему почву, навязать ему перспективу, исходящую из совершенно чуждых ему предпосылок современной западной философии.
Дальнейшее обособление наукообразной истории от литературы художественной произошло частью под влиянием развития методологии источниковедения и в особенности
исторической критики, частью благодаря возраставшему вниманию историков к той связи, в какой история находится с юридическими и политическими науками, и усилившемуся их интересу к внутренней культурной истории.
Мы имеем одно описание нравов племён славянских, расселявшихся в разных местах восточной равнины, – очень давно уже обращающееся в руках
исторической критики.
Эти споры и привели возникновению
исторической критики документов-дипломов, или «дипломатической критики».
Но в легендах и
исторической критике эпитет «Грозный» стал синонимом жестокости без смысла и без оправдания, чисто варварского происхождения, доведённого до крайностей в своих проявлениях, и для того, кто знаком с могуществом слов, последствия не оставляют сомнения; слово наложило ложное понятие на вещи.
Оно показало необходимость и актуальность непосредственной разработки и полной реконструкции персонального состава тайных обществ, а также насущность выдвижения в качестве исследовательской задачи
исторической критики материалов следственного процесса как важнейшего источника для подобной реконструкции.
Историческая критика отдельных источников, характеристика и оценка достоверности информации, содержащейся в конкретных документальных свидетельствах, прежде всего в документах следствия и в мемуаристике, дана в тексте работы.
Но историк может только влагать в уста своих героев такие слова, которые сохранились в летописях или в других исторических актах, хотя часто слова сии принадлежат летописцу, а не герою; должен соображать исторические материалы, часто одни другим противоречащие, и, освещая мрак прошедшего светильником
исторической критики, говорить читателю: так было, или так долженствовало быть.
Если в его образовании наблюдался почти полный пробел в отношении
исторической критики, а в жизни отсутствовало какое бы то ни было соприкосновение с внешним миром, то, с другой стороны, он, вполне естественно, являлся врагом обычного филистерства, поверхностности, фальши и слабости.
Позднее эта версия была подвергнута весьма обоснованной
исторической критике, но тем не менее осталась во многих советских учебниках и справочных изданиях.
Так, например, в западной – особенно протестантской – богословской науке мы можем встретить взгляд, утверждающий идею превалирования
исторической критики над историко-богословским анализом библейских текстов или, напротив, идею определённого примата богословия над контекстом истории, идею литературной «коррекции» действительной истории в соответствии со священным замыслом.
Если к тому же учесть, как мало пишет
историческая критика о ценности как сырых, так и уже обработанных материалов реальной истории, о достоверности документов и деяний, – и как мало философия истории согласна сама с собой относительно формы и основных законов обращения с этой наукой: из этого следует, что в области истории, то есть в той области, на непоколебимости которой позитивные теологи и юристы полагают свои усовершенствованные доктринальные сооружения, а эмпирические реформаторы морали и естественного права – свои принципы, также происходит сотрясение, которое, хотя в целом и более незаметное, не менее достойно внимания, чем сотрясение самой метафизики.