Такое противостояние центральных, губернских и
земских органов не способствовало эффективной помощи крестьянам.
К ведению
земских органов относились сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам.
Земские органы помогают в мобилизации и медицинском обеспечении армии.
Городские и
земские органы самоуправления вместе с благотворительными обществами и меценатами были создателями таких культурных очагов, как библиотеки открытого типа.
С деятельностью городских и
земских органов самоуправления связан такой значительный шаг вперёд в организации здравоохранения, как введение медицинского страхования, которое позволяло обеспечивать лечебной помощью малообеспеченные и неимущие слои населения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: малодетность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Реформами 1863–1864 гг. были сокращены функции попечителей учебных округов и инспекторов училищ, часть которых была передана
земским органам, уездным и губернским училищным советам.
История земского самоуправления, обрисованная славянофилами, приводила к выводу о том, что новые
земские органы должны быть так же отдельны от государственных учреждений.
Одной из первых мер властей стало решение восстановить милицию и комплектовать её через
земские органы на основе исполнения натуральной повинности.
Вместе с
земскими органами институты городского самоуправления сумели придать воскресному школьному образованию “второе дыхание”.
Однако когда дело доходило до конкретизации того, как именно должны быть устроены
земские органы, их точки зрения расходились.
Повсеместно были образованы губные и
земские органы самоуправления.
При этом более 40 тыс. школ принадлежало общественной образовательной системе, содержавшейся за счёт городских и
земских органов самоуправления, благотворительных обществ и частных жертвователей, что позволяет представить достаточно полно реальный вклад общественности в дело народного образования.
Однако новая система земского самоуправления также имела недочёты: наличие
земских органов только на средних административных уровнях (в губернии и в уезде) и отсутствие земских учреждений в центре и в волостях.
На территории 51 губернии и области, где проживал 61 млн человек, они не действовали38, а во-вторых, наличие
земских органов само по себе не превращало их в лидеров, способных повести за собой массы.
Упор при этом делали на самоорганизацию активной части населения, поскольку властные полномочия
земских органов были весьма ограничены.
Готовыми структурами скрытой оппозиции были выборные
земские органы.
Жёсткий контроль за оппозицией, за
земскими органами сразу ослабел.
Земские органы местного самоуправления с момента своего возникновения большое внимание стали уделять подготовке учителей.
Земские органы самоуправления в научно-исторической литературе описаны достаточно подробно и в подавляющем количестве источников отнесены к органам самоуправления.
На всех этапах обсуждения проекта без изменений оставался приоритет дворянского представительства в
земских органах.
При этом, на первых этапах становления самодержавия, верховная власть не желала видеть крепкую опору в лице
земских органов.
Учитывая место и роль
земских органов в общей системе государственного управления, а также их влияние в обществе, правительство вынуждено было так или иначе реагировать на эти ходатайства, обращаться к представителям земских органов при разработке реформ, прежде всего местного самоуправления, а также преобразований в сфере аграрных отношений и налогообложения.
Таким образом, государственно-общественное управление педагогическим образованием опиралось на деятельность министерств и ведомств,
земские органы самоуправления, частно-общественную инициативу, имело чёткую иерархическую структуру исполнителей, осуществлявших выработку направлений деятельности, контроль и непосредственное исполнение.
Приняв от приказов общественного призрения всего лишь около сотни богаделен, сиротских домов и других учреждений,
земские органы к концу XIX в. расширили сеть заведений общественного призрения до более 5 тыс. благотворительных учреждений.
Второй этап первого периода – это время формирования и работы
земских органов общественного управления, введённых царским правительством.
Другим документом, регулировавшим деятельность
земских органов, было «Соборное уложение о службе» (1556), которое оговаривало «список» служебных обязанностей.
Известно, что воеводское управление приходило на смену
земским органам власти.
Компетенция
земских органов была обширной: все ветви управления – полицейское, финансовое, судебное – сосредоточивались в их руках.
Поэтому тему ответственности
земских органов, как правило, рассматривается в контексте с органами городского общественного управления под общим названием: «ответственность органов местного самоуправления».
Земские органы не были подчинены местной правительственной администрации, но свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице губернаторов и министра внутренних дел.
Об отношении к данному уровню управления, со стороны местных сообществ, красноречиво говорит факт строительства специальных зданий для организации работы
земских органов.
Половинчатость реформы, отразившая, по его словам, «компромисс между либеральными идеалами и бюрократическими ограничениями», сказалась и в определении компетенции и властных полномочий
земских органов.
Недостатки российского земства были очевидны: урезанная структура – отсутствие волостных земств на низшем уровне и общероссийского земского собрания наверху (земство называли «зданием без фундамента и крыши»); решительное преобладание дворянства во всех
земских органах; скудость средств.
При этом речь шла о подготовке совместных единовременных обращений
земских органов к власти, прежде всего по проблемам, затрагивающим их непосредственные интересы.