Зависимая личность характеризуется повышенным ощущением беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.
Зависимая личность ищет спасения в отношениях, чтобы не сталкиваться с чувством одиночества и беззащитности.
Самооценка ребёнка подавляется, и он вырастает
зависимой личностью,хорошо описанной как в классической литературе (характерный пример – Тихон в «Грозе» А. Н. Островского), так и в работах психологов.
Ни о каком лечении «психодрамой» в отношении настоящих эмоционально‑
зависимых личностей говорить не приходится.
Типичные черты, которые характеризуют тип
зависимой личности, приведены ниже.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: барионный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
– Массовая манипуляция сознанием? Прежде чем прокатать «на массах», экспериментировали на группах психически
зависимых личностей?
Позже американские психологи предложили назвать такой тип личности
зависимой личностью.
Для
зависимой личности характерны два основных симптома: настойчивое желание передать другому человеку право принимать решения вместо себя, какими бы важными они ни были, а также настоятельная потребность подчинять свои потребности желаниям другого человека.
Таким образом,
зависимая личность отличается повышенной готовностью подчиниться и «прилипнуть», «прицепиться» к другому человеку.
– Здесь мы можем говорить об элементе
зависимой личности.
Как потоки воды толкают её лопасти, так и бессознательные потоки заблудившейся психической энергии толкают
зависимую личность рюмка за рюмкой к иллюзии всё большего и большего счастья.
Серьёзной проблемой семей
зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией – неспособностью родителей выражать в словах свои чувства (понимать их, обозначать и проговаривать).
Остановка на этой стадии развития формирует симбиотически
зависимую личность, не мыслящую себя вне пары.
Высокий интеллект или возможность, пользуясь багажом знаний, разнообразно интерпретировать информацию, в этом случае не снижают восприимчивости
зависимой личности к пропаганде, зато помогают найти разумные объяснения существованию неудобных фактов, логически оправдать ошибочные выводы фашистских идеологов.
При наличии подходящего опекуна
зависимая личность «расцветает» и способна действовать очень эффективно.
Успешное эмоциональное образование ребёнка на этом этапе гарантирует в будущем то, что он не станет
зависимой личностью, то есть не будет страдать пограничным расстройством личности.
Характерными чертами
зависимой личности являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать – сказать «нет» (то, что называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и, как следствие, безоговорочное подчинение значимым людям.
Кроме того, для
зависимой личности свойственны страх одиночества и желание его избегать, часто – социальная неприспособленность, характеризующаяся узким кругом общения (может общаться со многими людьми, но очень поверхностно), неумением высказаться, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением планировать своё время, неспособностью добиваться поставленных целей.
Для
зависимой личности характерно отсутствие постоянной работы.
А когда дети выросли, вы остались
зависимой личностью с кучей обид, претензий и болезней и ожидаете от всех обратной отдачи за то, что вы потратили на них все свои ресурсы (здоровье, время-долгие годы, своя самореализация в профессии и в обществе, умственное и когнитивное здоровье, попросту отупение, сидя дома и занимаясь только детьми и хозяйством).