Характер не приговор

Мурад Сидярович Алискеров, 2021

Изучая разные взгляды на проблему, автор пытается ответить на сложный философский и в то же время совершенно практический вопрос: возможно ли изменить свой характер или это данность, которая подчиняет человека, формируя его судьбу и жизненные установки вне зависимости от усилий самой личности. Издание посвящено рассмотрению разных аспектов работы над собой и своим нравом, исходя из указанного типа характера. Каждая линия повествования – от религиозного подхода к теме до научно-обоснованных практик – сопровождается авторскими комментариями и оценками. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

В состоянии ли я измениться самостоятельно?

Ответ на этот вопрос прозвучит не из моих личных убеждений, а из надёжных источников, с которыми трудно поспорить: среди них религия, наука, общество, Интернет.

Разберём каждый пласт в отдельности.

А) Исламская религия

Мне понравился ответ шейха Халида Аль Джунди на вечный вопрос, который озадачил мир с самого начала создания: «Является ли человек управляемым или имеет право выбора?» Упрощённый ответ состоял в том, что относительно всего, о чём человек будет спрошен и будет нести ответственность, — он имеет право выбора, а касаемо всего, за что он не будет спрошен, он управляемый.

Это подводит нас к следующему вопросу: факт присутствия во мне нежелательных черт характера (таких как эмоциональность, циничность, ворчливость, капризы, чрезмерная чувствительность, упрямство, равнодушие, скептицизм, высокомерие, хитрость, самовлюблённость или властность) приведёт меня к ответу за них перед Всевышним в Судный день? Или я смогу оправдаться своей наследственностью, воспитанием или окружающей средой, в которой я вырос?

Скорее всего, вам не понравится то, что вы прочтёте, но ответ таков: да, ты будешь спрошен и будешь нести ответственность за все свои поступки.

Раз дела обстоят так и я в ответе за все свои действия и поступки, то будет справедливо и разумно взять себя под контроль и прилагать усилия для перемен.

Слова Абу Хамида аль-Газали ясно и недвусмысленно признают этот принцип: «Если бы для человеческого характера были неприемлемы изменения и перемены, тогда и завещания, проповеди, воспитание потеряли бы смысл». Соответственно, Аллах не стал бы изначально посылать к людям каких-либо пророков и посланников, мир им. Стремление всех проповедников, пророков и посланников, да пребудет над ними мир, основывалось на том, что человек имеет склонность к переменам. Возьмём, к примеру, переход из первобытности в цивилизацию, из эгоизма и самолюбия — в любовь и мир, из язычества — в монотеизм, как и из невежества — в ислам.

Что касается ресурсов, необходимых для перемен, мыслитель Ибрахим аль-Асас уверяет нас, что мы обладаем этими возможностями, приводя в качестве доказательства благородный аят из Корана: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике».9 Отсюда следует, что у человека есть шанс, и это его зона ответственности, следовательно, он непременно будет спрошен за упущение этого самого шанса.

О том же повествуют и следующие благородные аяты из книги Аллаха: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».10

«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик и внушил ей порочность её и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто скрыл её (опорочил, облёк в несправедливость)».10 «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями».11

Все эти аяты в совокупности представляют ясные и неоспоримые доводы о том, что человек понесёт ответ за всё, что он совершает.

Многие учёные, подтверждая мысль о способности человека измениться, говорили, что если человек обременяет себя и обращается за помощью к терпению, то оно со временем становится чертой его характера. Как сказано в хадисе Пророка e: «Тот, кто желает стать терпеливым, таковым и становится». В заключении он хочет указать на следующий посыл: тот, кто не может описать себя качеством «терпеливости», может его приобрести при должном уровне усердия. А для тех, кто всё ещё склонен считать пословицу «Волны перемен разбиваются о скалы характера» правдой, мы скажем, что вы не одни.

Например, необходимо отметить, что часть учёных тоже в этом убеждена. Например, Ибн Абу Бакр ад-Димашки говорит: «Это вопрос, относительно которого люди расходятся в оценке, размышляя о том, может ли человек приобрести хотя бы одну похвальную черту характера или все его попытки стать лучше тщетны перед его натурой?» Он приводит несколько примеров со слов поэта, один из которых звучит так: «О тот, кто не украсил себя благим характером, воистину, нрав достигается посредством стремления и усердия».

Оппоненты сказали: «Аллах, Пресвят Он, завершил сотворение всего и вся, начиная с характера, пропитания и заканчивая смертью», намекая тем самым на то, что отныне ни у кого нет возможности измениться. Однако позже учёный снова продолжает тему о том, что человек может трансформироваться, и подтверждает этот тезис, приводя противоречивые примеры: кто-то стоит на том, что нрав можно обрести ровно так же, как и ум, благоразумие, щедрость, великодушие, мужество (и бытие служит тому свидетельством), другая сторона утверждает, что «практика прививает привычку». Третьи же сказали: «Привычки вытесняют природный характер», поэтому человек не перестаёт прилагать усилия для того, чтобы стать терпеливым, до тех пор, пока это терпение не внедряется в его обиход; ровно так же, как он не перестаёт прилагать усилия для того, чтобы приобрести прекрасные и безупречные качества, которые со временем станут его верными спутниками.

Выделим некоторые моменты из магистерской работы исследователя Абдуллы Мухаммада аш-Шарифина «Изменение человеческой личности в свете исламского воспитания»:

Концепция изменения поведения в исламском образовании — это тезис, обладающий весьма широким смыслом, и, возможно, он представляет собой одно из наиболее важных понятий, осуществляющих свою цель и задачу, — как теория самоочищения и совершенствования, повеления благодетельного и предотвращения предосудительного.

Исправление человеческого поведения и характера относится к основополагающим правилам, на которых и построен принцип исламского просвещения.

Цель изменений поведения и темперамента в исламском просвещении состоит в том, чтобы принести благо и устранить вред, подтолкнув человека идти уверенными шагами к цели, ради которой он был создан.

B

) Христианская религия

Христианская религия ничем не отличается от ислама в отношении кодекса морали, поэтому давайте обратим внимание на то, что отец Шенуда писал о самообольщении: «Каждый человек обязан познать себя наилучшим образом». Это же подтверждает наука философия: «Лучший из людей — это тот, кто знает самого себя». Такой человек не впадает в высокомерие, не выходит за пределы невозможного и не приписывает себе то, чего нет у него на самом деле. Скорее, он ясно убеждён в том, что создан из земли. Тут я вспоминаю отрывок из поэмы:

«Скажи тому, кто дорожит своими титулами и почестями, когда он крикнет из горделивости своей: “Есть кто величественней меня?!” — “Ты что, забыл свою основу? В основе ты и есть — та, грязная земля!”»

Отец Шенуда также замечает: «…В том числе нам важно понимать связь знаний с действиями. Какой толк в том, что, познав всё о добродетели, не станете ей следовать? Нет сомнений, что чем больше знаний у человека, тем больше он должен…»

Отец Башир Бадр, в свою очередь, подчеркнул в своём обращении необходимость перемен для тех, кто нуждается в этом, говоря: «Наш господин Иисус пришёл с желанием изменить человека, а не мир, как это сделал Ленин». Разумеется, это приведёт к постепенному, но тотальному изменению.

Рассматривая некоторые заповеди, которые христианство несло в себе как в древние времена, так и в наши дни, можно заметить:

Полный запрет на прелюбодеяние, сквернословие, ал-коголь, страсти, гнев, конфликты, смуту, притворство, ненависть, хвастовство, надменность, зависть, пустую и глупую речь (Ев.5:3,4).

Запрет на убийство и кражу.

Запрет на клевету и свидетельство ложных аргументов (доводов, показаний) против своего соседа.

Запрет на мысль о покушении на дом или жену свое-го соседа, а также на любую собственность ближнего. «Мудрость пребывает со смиренностью, а не с высокомерием, равно как и саженцы растут на равнине, а не на горе».

Логично, что наш господин Иисус, мир ему, адекватно оценивал человеческий потенциал и способность к переменам, дабы требовать этого от людей.

C

) Психиатрия и психология

«Эта фраза ошибочна» — ответ психиатра Фалахаат-Тамими на мой вопрос о пословице «Волны перемен разбиваются о скалы характера».

Помнится, как один из психологов уподобил характер мышцам, объясняя это тем, что при упорных тренировках человек становится сильнее и здоровее, а вот пренебрежительное отношение сделает его больным и слабым.

Мы видим, насколько сильна вера психологии и психиатрии в отношении способности человека к изменению, и, чтобы избежать путаницы между этими двумя дисциплинами, приведём определения, касаемые различий между психологией и психиатрией.

Психология является одной из гуманитарных наук, в то время как психиатрия представляет собой одну из вспомогательных областей медицины, и разница между ними достаточно большая.

Психология изучает правила и законы, регулирующие поведение человека в целом, а также его ощущения, восприятие, память, интеллект, мотивацию, эмоции… Причём как в случае психического здоровья, так и в случае болезни. Она имеет несколько прикладных ветвей, которые включают в себя всё, что связано с человеческой жизнью во всех областях, начиная от образования (например, педагогическая психология) и вплоть до военной и политической составляющей психологии.

Психиатрия — одна из медицинских специализаций. В курс психиатрии в медицинском образовательном учреждении входит изучение органических функций головного мозга, а также расстройств и нарушений, которые влияют на эти функции; обучающиеся овладевают способами лечения этих кризов с помощью лекарств или хирургического вмешательства. Была выявлена тесная связь между психикой и телом и их взаимным влиянием друг на друга, поэтому интерес к психологическим функциям в медицинских колледжах и возрос. Возможно, общая область между психиатрией и психологией — это душевная болезнь, её причины, диагностика и лечение.

Стоит отметить, что выпускник факультета психологии не имеет права назначать лекарственные препараты, но он участвует в индивидуальном и групповом лечении психических расстройств, а также применяет стандарты и психологические тесты в той области, в которой специализируется; психолог не называется ни врачом, ни доктором до тех пор, пока не достигнет докторской степени.

Скорее всего, эти определения являются в некоторой степени специализированными и не относятся к области исследования, но они представляют большую пользу. Стоит также отметить, что между ними нет никаких противоречий или различий в отношении способности человека изменять собственное поведение. На этом мы не ограничиваем рассмотрение вопроса, а изложим его в более развёрнутой форме, чтобы иметь полное представление о его отдельных отраслях. Так, психология развития направлена на изучение различных этапов психологического развития до и после нашей эры, через которые проходит в своей жизни каждая личность.

Отрасли психологии:

Детская;

Подростковая и взрослая; — Старческая.

Ниже приведены цели психологии развития, которые в конечном итоге установят в людях предрасположенность к изменению своего поведения.

Всестороннее познание природы личности и её компонентов, выявление связи каждого человека, опираясь на его наследственность и окружающую среду, формирование его желаний, мотивов и модели поведения, факторов, которые управляют его созреванием, изменением или его исправлением, а также правильное понимание природы развития и его проявлений.

Понимание поведения в различных ситуациях и выявление факторов, влияющих на него положительно либо отрицательно, а также наиболее подходящих методов социального воспитания, умение судить, оценивать и контролировать характер таким образом, чтобы суметь достичь личностного счастья и благополучия всего общества.

Знание индивидуальных и гендерных различий на пути психологического становления; установка соответствующих образовательных программ с целью создания учебного плана, отвечающего требованиям развития. Поскольку необходимо на постоянной основе удовлетворять потребности роста и развития, нужна многогранная и регулярная работа над конструированием новой учебной деятельности, чтобы оставаться на плаву в нынешнюю эпоху.

Эта наука рассматривает вопрос о разногласиях между индивидуумами и всевозможными факторами, влияющими на них. Фокус работы направлен на то, чтобы контролировать и оценивать поведение человека с начала его формирования и исправлять, если обнаружатся отклонения.

Что касается личности и её классификаций, то психология всегда выступала в роли вешалки, на которую люди накидывали свою неспособность измениться. Например, если один из пользователей той самой вешалки характеризуется интровертом, то он упорно стоит на своей позиции об изоляции от мира, оправдывая это типом своей личности.

Итак, что мы подразумеваем под личностью и какова её история?

В свободной энциклопедии «Википедия» мы можем прочитать следующее определение: «Личность — это набор идей, особенностей поведения, эмоций и способов взаимосвязи с окружающими людьми, который отличает одного человека от другого».

Существует несколько типов личностей, каждая область или специальность классифицирует их в соответствии со своими потребностями. Например, типология в психологии не такая, как в науке управления, и эти деления пересекаются и сливаются друг с другом настолько, что их трудно вычислить.

Это не наша область изучения, но здесь нас интересует то, что в природе личности не существует проблем, как объясняет это доктор Тарик Хабиб: «Общая форма или личность человека не представляют собой болезнь, но если нарушение затрагивает одну из четырёх важных составляющих: функциональную, социальную, профессиональную

или семейную, то человек заражается расстройством личности…»

Возникает вопрос: что такое расстройство личности? Оно представляет собой личностный тип или поведенческую тенденцию, характеризующуюся значительным дискомфортом и отклонениями от норм, принятых в данной культуре.

Модели расстройств личности подразделяются на следующие разновидности:

Скептическая личность характеризуется недоверием к другим и сомневается без весомых доказательств.

Диссоциативная личность — редкое психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором личность человека разделяется, как бы образуя в теле одного человека несколько разных личностей. При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение» — одна личность сменяет другую. Эти «личности» могут иметь разный пол, возраст, национальность, темперамент, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. После «переключения» человек может не помнить, что с ним происходило.

Антисоциальная личность проявляет отрицательное отношение к социальным нормам или стандартам поведения, в том числе и к традициям той или иной социальной группы людей, стремится противодействовать им.

Маргинальная личность — это человек, который живёт и участвует в культурной жизни и традициях двух разных народов. Он никогда не может порвать со своим прошлым, традициями и не может быть принят в новое общество, в котором он пытается найти своё место. Это личность на рубеже двух культур и двух обществ, ценности которых могут быть разными.

Истеричная личность характеризуется качествами самодраматизации, театральности, эгоцентризма, эмоциональной лабильностью, преувеличенным выражением эмоций, стремлением к нахождению в центре внимания и чрезмерной озабоченностью физической привлекательностью.

Нарциссическая личность — расстройство личности, характеризующееся убеждённостью в собственной уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми, грандиозностью; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил и так далее.

Зависимая личность характеризуется повышенным ощущением беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.

Личность с навязчивым состоянием, или обсессивно-компульсивное расстройство, характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, движений и действий, а также разнообразными патологическими страхами.

Избегающая личность характеризуется постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганием социального взаимодействия. Люди с тревожным расстройством личности часто считают, что они не умеют общаться или что их личность непривлекательна, избегают социального взаимодействия из-за страха быть осмеянными, униженными, отверженными… Часто они преподносят себя как индивидуалистов и говорят о чувстве отчуждённости от общества.

Депрессивная личность характеризуется стойким паттерном депрессивных когниций и поведения.

Что же делать человеку, который узнал себя в одном из вышеперечисленных пунктов: оставаться одному или принуждать окружающих к чтению пособий о том, как правильно взаимодействовать и выстраивать отношения с трудными и расстроенными личностями? А может быть, есть какое-то лекарство или способ излечиться от этих расстройств?

Например, Фалахат-Тамими считает, что «человек с расстройством личности несёт ответственность за все черты своего характера и его последствия и, следовательно, несёт полную ответственность за его исправление и изменение». Далее доктор возмущённо задаётся вопросом: «Почему большинство этих людей исправляются, находясь напротив чиновника или закона, но не исправляются, находясь со своей семьёй?! Это также привлекает наше особое внимание к удивительной способности «скоростной камеры» изменять характер вождения человека за рулём!»

Хотя специалисты признают, что нелегко узнать причины отклонений, которые возникают у личностей с расстройством, они также признают, что расстройство личности гораздо легче лечить, чем психические заболевания, что открывает широкие двери для больших и малых изменений.

D

) Социология

Здесь мы кратко рассмотрим мнение социологов относительно «реверсирования»: изменение — это естественная практика, зависящая от всех аспектов вселенной и жизненных дел, и социальные перемены не являются исключением. Изменение проявляется во всех значениях общественной жизни, что побудило мыслителей и социологов сказать, что общества без изменений нет, а есть социальные взаимодействия и процессы в постоянных выяснениях отношений. Что касается застоя в плане прогресса, он не приемлем ни на одном этапе человеческой жизни, поскольку различные человеческие общества с самого начала их возникновения претерпели значительные перемены в своей истории.

В то же время, социальные перемены не ограничены одной лишь стороной человеческой и общественной жизни. Если они начнутся, весьма затруднительна остановка этого процесса.

E

) Мнения людей

Было проведено исследование, нацеленное на случайную подборку из 132 человек разного возраста, пола и уровня образования. Анкета состояла из пяти пунктов:

Общие данные: имя, возраст и др.

Каков уровень рациональности пословицы «Волны перемен разбиваются о скалы характера»?

В какой степени респонденту удалось справиться со своими отрицательными чертами характера?

В какой степени различные факторы, такие как образование, дружба и др., способствовали внутреннему изменению респондента?

Графа примеров или иллюстрации из своего личного опыта…

По итогам опроса статистика показала следующее.

Мнение относительно рациональности высказывания «Волны перемен разбиваются о скалы характера»:

Вариант «да» выбрали 89 человек (67,4%).

Вариант «нет» выбрали 39 человек (29,5%).

Воздержались от ответа 4 человека (3%).

Из опроса видно, что ни пол, ни возраст, ни какие-либо другие факторы не повлияли на веру людей в правдивость поговорки.

К вопросу о том, насколько респонденты сумели обуздать свой характер, было предложено два варианта: «значительным образом» либо «полностью». 38,6% опрашиваемых побороли в себе упрёки за совершённое благодеяние и 61,4% перебороли своё упрямство. Иными словами, эта доля людей сумела либо значительным образом, либо полностью изменить свой характер и преобразиться.

Так в чём же суть данной фразы? Результаты опроса показали, что немногие размышляют об истинном значении пословиц, считая их априори верными.

Однако среди опрашиваемых были и те, кто признал изменение и подтвердил это реалистичными примерами из жизни.

Приведём некоторые из них.

Положительные мотивации

А) Смена работы послужила стимулом для одной из участниц опроса избавиться от алчного характера. Она писала: «Я стала больше обращаться к себе. Изменила свою жизнь, и это научило меня больше любить, ценить себя. Сделав это, я даже сбросила лишний вес». Один из молодых людей поделился: «Я обнаружил, что смена рода деятельности очень помогла мне снизить интенсивность дискуссий, и я начал пытаться достигать своих целей и задач в кратчайшие сроки».

B)

Брак и дети имеют большое преимущество в транс-формации некоторых людей, особенно в отношении характеров, отличающихся опрометчивостью, чрезмерностью и эгоизмом. Многие согласились с тем, что женитьба избавила их от безрассудства, они перестали повышать скорость на дорогах, заботясь о том, чтобы обеспечить своим детям максимально безопасную жизнь.

C)

Немаловажную роль в изменении характера для ко-го-то сыграли путешествия и знакомства с различными культурами. Респондент писал: «Жизнь в среде, свободной от поспешного проявления гнева и от готовых суждений быстро заставила меня избавиться от этих двух отрицательных черт поведения». Другой признался: «Решающим мотивом, повлиявшим на моё поведение и отношения с людьми, послужили поездки, благодаря которым я познакомился с новым образом жизни и освоил разные пути взаимоотношений с людьми. Изменился даже стиль мышления…»

D)

Понимание религии и совершение хаджа — именно это поселило покой и гармонию в сердцах многих участников опроса. Они познали то, для чего их сотворил Аллах, что заставило их думать об изменениях к лучшему. Одна из участниц процитировала благословенный аят из Корана, обращённый к Пророку

e

:

«Воистину, твой нрав превосходен»

.

12

Это говорит о том, что мы обязаны закладывать благие черты характера и превосходный нрав в себя, в своих детей и общество.

Негативные мотивации

А) Критика людей оказала существенное влияние, избавив одну участницу опроса от импульсивного характера и вспыльчивости. Она поделилась: «Один из моих коллег напомнил мне о моих сильных эмоциях по вопросам, которые должны быть реализованы на важной конференции, и о том, что моя резкая реакция вызывает излишнее напряжение и влияет на их выступление. Это и побудило меня стать собой и попытаться сохранить самообладание в подобных ситуациях».

B) Развод и сопутствующие обстоятельства послужили незаменимым опытом: одна женщина стала лучше разбираться в людях и их взглядах, что заставило её вести себя мудрее.

Здесь отмечается, что способность человека к трансформации и его убеждённость в этой возможности превращают отрицательный фактор в положительный или, как говорят мусульманские исследователи поведения, «трансформируют беду в подарок».

Но не все примеры — изменения к лучшему, а иные вовсе привели к плачевному итогу. Рассмотрим некоторые из

них…

Отрицательные изменения

А) Респондент — женщина с высшим образованием: «Я стала меньше поддаваться эмоциям, сдерживала свою импульсивность, чтобы избежать проблем и последствий… Потом и вовсе стала прибегать к молчанию и тушить свой гнев таким образом».

B)

Женщина, 40 лет: «В начале своей семейной жизни я всегда стремилась к совершенству, и это вызывало у меня напряжение и нервозность, особенно в отношениях с моими детьми, но за эти годы я полностью осознала, что в этом бытии нет совершенства, и я научилась контролировать свой характер и сохранять самообладание во многих ситуациях».

В данном случае — женщина не изменилась, но она всё же понизила свои ожидания, что и оправдывает её ответ «да» по поводу веры в пословицу.

C)

Мужчина, 40 лет: «Я не верил в магию и шарлатанов и старался держаться от таких людей подальше. Однажды из моего дома была украдена драгоценность, и я поймал себя на том, что ищу колдунов, чтобы найти вора».

Есть прекрасная пословица, которая точным образом описывает этот случай: «Тот, чья рука в огне, не поймёт того, кто держит руку в воде»13.

В завершение нашего разговора и для полноты картины обратимся к интернет-источникам по данной теме.

Вопрос: «Человек растёт с естественными чертами характера, такими как вспыльчивость, спешка и так далее. Может ли он изменить свой характер

Ответ уважаемого брата Хасана, да хранит его Аллах: «Нет сомнений в том, что многочисленные черты характера, которыми отличается каждый человек, на самом деле приобретённые и выученные. В то же время есть некоторые черты характера, коих мало, которые непосредственно присущи личности. Другими словами, определённую роль в нём играет и генетика, поскольку человек может утратить изученное и приобретённое. Основываясь на этом принципе, человек может изменить свой характер, особенно свои плохие качества, одновременно стремясь закрепить и усилить свои хорошие качества».

Известно, что возрастной этап и социальные условия играют большую роль в воздействии на характер человека и его поведение. Так, например, в жизни бывают периоды, в которых изобилуют гнев, торопливость и беспокойство. Человек должен распознавать отрицательные черты, что в нём заложены, ибо когда человек принимает и понимает свои свойства, он может изменить их, ища против них контрмеры. Как мы всегда говорим, Всевышний Аллах создал мир с удивительной двойственностью, ибо у каждой вещи есть своя противоположность.

Как вы успели заметить, несмотря на то, что в ответах содержится много оптимизма относительно способности к трансформации, они ограничены лишь приобретёнными чертами характера. В следующих главах мы увидим, что человек способен преобразить даже унаследованное по природе.

Ответ уважаемого брата Абдуллы, да хранит его Аллах: «На мой взгляд, человек может изменить свою природу — не всю, но определённую часть точно. Ведь как человек становится знающим? Не иначе, как посредством усердного обучения и старания, равно как и буйный становится терпеливым, приложив к этому упорство. Исходя из этого, посредством прививания каких-то положительных качеств и привычек человек вполне способен преобразить себя».

Здесь мы замечаем осмотрительный оптимизм со стороны автора ответа, но мы в этой книге стремимся добиться абсолютного оптимизма, без всяких оговорок и осторожности.

«Я вижу в нём свойства характера, которые меняются со временем, но сами черты неизменны». К примеру, нервный человек, если он и может снизить свою нервозность, то на время. И кардинальных мер изменить себя он не предпринимает. Но если человек антисоциальный, то, общаясь с людьми, выстраивая с ними взаимоотношения и набираясь навыков, он может измениться и стать активной частью социума.

Анализируя результаты опроса, примеры и ответы, мы обнаружили, что вопросы, касающиеся внутреннего преображения, всё ещё остаются размытыми для большого процента людей.

Миссия этой книги состоит в том, чтобы расставить всё на свои места, твёрдо убедиться в нашей способности меняться и в необходимости перемен, как доказали и показали нам это религия, психология и социология.

Примечания

9

Сура «Смоковница», 4 10 Сура «Гром», 11.

10

Сура «Солнце», 7-10.

11

Сура «Паук», 69.

12

Сура «Аль-Калам», 4

13

Тоже своего рода необычная пословица, смысл которой, насколько я понимаю, таков: «сытый голодного не разумеет». Можно заменить этим.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я