Гидра. Том 1

Николай Алексеевич Сергеев

Честно о фашизме, без лжи и идеологической шелухи. Книга, описывающая фашизм как универсальную политическую систему управления государством и обществом, в основе которой ложь, ненависть и страх.Книга написана в 1998 и рассчитана на массового читателя, в ней я попытался кратко и по возможности просто описать объективные признаки фашизма, дать им понятное объяснение, сделать это в форме, доступной любому, независимо от возраста. Надеюсь, что это у меня получилось.

Оглавление

1.4. Культовое сознание

Культ — это почитание реального человека, вымышленного персонажа, каких-либо предметов, настоящих или фантастических существ, различных явлений природы, событий истории, социальных явлений и тому подобное.

Культом также называют общину почитателей, совокупность символов и обрядов, связанных с таким почитанием.

Культы могут быть религиозными, псевдорелигиозными и нерелигиозными (политическими, историческими, эстетическими, этическими, философскими и пр.).

Религиозные культы связаны с верой в высшие нематериальные силы, сверхъестественные существа (вера в богов, божественных животных и прочее), явления природы (культы солнца, огня, неба, воды и прочее), а также в существование человеческой личности после физической смерти, с наделением её сверхъестественными свойствами в загробной жизни (культы предков, жизни после смерти и им подобные), перевоплощение сверхъестественных существ в реальной жизни (культы царей и жрецов, являющихся прямыми потомками богов и подобные).

Псевдорелигиозные культы иногда могут восприниматься сторонними наблюдателями в качестве религиозных, но на самом деле, их сходство внешнее и обманчивое, несмотря на то что они могут включать в себя отдельные признаки, свойственные настоящим религиозным культам. Например, вера в абсолютную истинность математики, породила в VI—IV веках до нашей эры псевдорелигиозный культ, именуемый в настоящее время «пифагорейство». Вера в божественную природу арийской нации породила в XIX веке новую ведическую европейскую псевдорелигию, которая позднее была использована для создания нацистской идеологии. Несмотря на наличие в нацистской псведорелигии элементов поклонения высшим силам, божественным существам и мифическим предкам, нацистская вера в исключительность арийцев и принадлежность немцев к арийской расе не может быть признана религиозной, это псевдонаучный политический культ (псевдоисторический, псевдоантропологический и пр.).

Нерелигиозные культы основаны не на вере в сверхъестественное, в какие-либо высшие существа или явления природы, а связаны с почитанием вполне обыденных явлений, исторических событий, вымышленных персонажей или реальных людей. Вера в особое состояние общества, именуемое «коммунизм», породила псевдорелигию с одноимённым названием.

Главный признак любого культа — слепая вера, которая, по мнению её адептов, не может быть подвергнута сомнению. Критический анализ основ такой веры абсолютно неприемлем для поклонника культа. Когда такие поклонники культа собираются вместе, у них возникает уютное чувство сопричастности к чему-то важному, приятное ощущение безопасности, что вокруг друзья, с одинаковыми взглядами и пристрастиями. Группа лиц, замкнувшихся в своих узких понятиях о природе и предназначении культа, защищает свою веру неистово.

Человека, который считает что-либо конкретное настолько важным, что оно перевешивает вообще все остальное, обычно называют фанатиком.

Фанатизм отличается от энтузиазма тем, что энтузиазм предполагает возможность добровольного, без внешнего воздействия, отказа от совершения действий, а фанатизм нет. Энтузиазм может быть источником прогрессивного, полезного, а фанатизм деструктивен по своей природе, потому как отрицает значимость всего остального, а также потому, что он патологически пристрастен и всегда включает в себя ненависть.

Если основополагающий принцип или некоторый набор принципов, закон существования или развития имеет достоверное доказательство, то обычно говорят о теории. Если речь идёт о спорном или ещё непроверенном доказательстве, то такие принципы или законы называют предположением или гипотезой.

Культ же, предполагая слепое поклонение, основан исключительно на иррациональных свойствах психики человека. Взывать к разуму, как правило, бесполезно, фанатик всегда будет апеллировать к мифам, традициям, псевдонаучным доказательствам обнаруженным кем-то другим, мнению религиозных авторитетов и тому подобному, но никогда к логике.

Истинность основ культа не нуждается в доказательствах, так как вера основана на чувствах человека и его сильном желании видеть мир таким каким он его хочет видеть. Именно поэтому, фанатично верящие во что-либо не слышат и не понимают никаких аргументов, противоречащих их мировоззрению и вере.

Например, политический культ может абсолютно бездоказательно отнести отдельные исторически значимые события, общественные явления и политические процессы к заранее кем-то предсказанным и предопределённым, вытекающими из естественного хода истории. Все исторические события, по мнению адептов, только подтверждают основы культа и не могли быть результатом случайного стечения обстоятельств, влияния других процессов, не имеющих отношения к предмету культа.

Следуя идеологическим установкам, пропагандисты культа могут относить положительные эффекты на исключительные качества адептов, а отрицательные последствия объявить результатом чьей-то злой воли, подлого заговора со стороны врагов, стоящими за этими неудачами. При этом враги обязательно должны действовать разумно — из корысти, амбиций, по природной злобе или из иных низменных интересов.

Фашистские политические культы очень похожи на религиозные, псевдорелигиозные и любые другие культы. Они также основаны на человеческой психологии и на технологиях манипуляции массовым сознанием.

Поклонник фашистского культа, точно так же, как и любой другой фанатик, воспринимает окружающую действительность сквозь призму своих убеждений, даже если они далеки от реальности.

Сама по себе информация нейтральна. Лишь мы сами наделяем эту информацию смыслом, в силу особенностей человеческой психики. Инстинктивно всё, что соответствует нашим представлениям о мире и нашим убеждениям, мы считаем правильным и ценным, а факты, которые расходятся с нашими взглядами, просто отметаем, относя их к недостоверным. Любые доказательства объявляются глупыми и несущественными, следовательно, отметаются нами ради ошибочных представлений, с которыми мы не в силах расстаться.

Человеку очень сложно изменить своё мнение, если он уже какое-то время придерживался определённых взглядов. Тем сложнее, если он на основе своих взглядов принял серьёзное решение, имеющее далеко идущие последствия. Это обстоятельство однозначно доказано многочисленными современными научными исследованиями в области психологии. Именно поэтому человека, ставшего адептом религиозного или нерелигиозного культа, очень трудно убедить отказаться от этого культа.

Все противоречащие догматике культа факты либо полностью игнорируются, либо отвергаются с помощью тех же самых положений, которые составляют базис веры. Часто факты интерпретируются фанатиком таким образом, что из противоречащих превращаются в подтверждающие.

Многие люди не могут избежать соблазна самооправданий, самовозвеличивания. Нравится среднестатистическому человеку считать, что он непогрешим, умён, обладает уникальными морально-этическими качествами.

Самокритичность сильно зависит от способности к анализу, а чаще всего от физиологического фактора — умственного развития. Человек со средними умственными способностями редко сомневается в своей правоте и часто полагает, что оправдываться ему не в чем. Главным отличительным признаком интеллектуала во все времена были сомнение и критическое отношение не только к окружающему миру, но прежде всего к самому себе. Таких, к сожалению, в любом обществе меньшинство. Поэтому социум может легко управляться методами, эксплуатирующими различные недостатки человеческой природы.

Сила самообмана настолько велика, что человек под его влиянием способен неосознанно корректировать свои воспоминания в нужную сторону, чтобы выглядеть в собственных глазах в более выгодном свете. Из восприятия прошлых событий исключаются вина, ответственность за совершённые неблаговидные поступки. В результате человек, всегда заведомо уверенный в своей правоте, перестаёт понимать разницу между добром и злом.

Привычка к самооправданию порождает аморальные проступки, которые воспринимаются как нормальные, а объективно их анализировать может далеко не каждый. Для этого нужно иметь, кроме способности к критическому анализу, ещё и смелость. Я уверен, что читающие эту книгу не так часто встречали людей, которые по собственной инициативе, а не под давлением внешних обстоятельств, публично признавали свою неправоту и извинялись за свои поступки. Часто даже когда люди на словах признают свою неправоту, в глубине души они считают себя правыми, но вынужденными идти на компромисс, соглашаться с негативными оценками их поступков и высказываний.

Хорошо поддаются массовой психологической обработке люди, до этого считавшие себя слабыми, жалкими и ничтожными, даже если это их убеждение не имеет никаких серьёзных оснований. Инстинктивно люди с низкой самооценкой или комплексом неполноценности стремятся выйти из этого состояния, находя прибежище в спасительном самообмане, иногда наведённом в их голове различными манипуляторами. У таких личностей развито чувство ненависти к богатым, или более удачливым, их сознание радикализировано, и они готовы к любым решительным действиям. Такие люди подвержены искажениям собственного сознания, в том числе в угоду своему возрождающемуся, благодаря фашистской пропаганде, самомнению.

Отчасти по указанной выше причине, благодатной почвой для фашизма являются низшие слои общества. Они представляют особый интерес для фашистских партий, именно вследствие своих психологических особенностей, готовности к разрушительным действиям, направленным против государства и общества.

Количество людей с заниженной самооценкой возрастает в моменты острых экономических и политических кризисов, в периоды быстрых реформ, когда разрушаются привычные экономические связи, происходит обнищание целых слоёв населения, рушатся социальные структуры. В качестве примера можно привести Европу, где масштабный экономический кризис, последовавший сразу после окончания Первой мировой войны, привёл к лавинообразному росту безработицы и маргинализации целых социальных групп. То же самое происходило ещё недавно в России, когда после либерализации цен огромная часть населения была поставлена на грань выживания.

Ещё одной категорией людей, легко поддающейся чужому влиянию вообще и фашистской пропаганде в частности — молодёжь. Это связано с тем, что в этот период ещё не полностью сформирован характер, только формируется мировоззрение. Для молодого человека свойственны максимализм и категоричность в собственных суждениях, его мышление эгоцентрично, следствием чего является искажённое восприятие окружающего мира, неадекватное объективно существующей действительности.

Из-за особенностей строения развивающегося мозга, гормонального фона в организме, у молодых людей эмоции влияют на мышление гораздо сильнее, чем это наблюдается у большинства взрослых образованных социально адаптированных людей. Из-за этого у них наиболее сильно выражена неосознанная внушаемость, резко меняется настроение по незначительному поводу.

У молодых гораздо ниже инерция нервной системы, в результате, та намного легче возбуждается. Свои эмоции молодой человек воспринимает не как свою реакцию на внешние раздражители, что было бы естественно, а как часть самосознания, в результате чего возникает чувство своей особенности, непохожести на других людей, причём в широком диапазоне — от осознания собственной сверхценности, до выводов о своей неполноценности.

Амбивалентность, являющаяся одним из основных симптомов серьёзных психических заболеваний в зрелом возрасте (шизофрения и другие шизоидные состояния), в юном возрасте абсолютно нормальна. Этим объясняется осознание одновременно своей гениальности и собственного ничтожества, ситуация, когда чем больше неприязнь к знакомому человеку, тем больше к нему же притягательная сила.

Из-за особенностей психики молодого человека, у него в любой момент и на сколь угодно длительное время, может возникнуть ощущение одиночества и как следствие этого острая потребность в одобрении окружающими, в идентификации себя с какой-либо группой.

Из-за подростковой неуверенности и беспричинного страха молодые люди предпочитают находится в группе постоянно, так, как только в этом случае они ощущают безопасность.

Исследования психологов говорят о том, что именно страх и неуверенность является основной причиной появления подростковых банд. Фактически хулиганствующие молодёжные банды есть не что иное, как коллектив трусов, пытающихся компенсировать свой страх агрессией, совершая противоправные действия на виду у остальных членов группы. Именно по этой причине подавляющее количество преступлений среди молодёжи носят групповой характер и совершаются под влиянием группы.

Одновременно с пренебрежительным отношением к окружающим, критикой общепринятых в обществе норм, а в некоторых случаях и открытое противодействие, у молодых людей, в особенности у подростков, прекрасно сочетаются с абсолютным конформизмом по отношению к группе, с которой они себя идентифицируют. Причиной тому — огромное влияние мнения членов группы, в особенности её лидеров, что отчётливо проявляется в бездумном примитивном подражании вкусам, моде в одежде, кино и музыке, жаргону, стилям общения и поведения, принятых в группе.

Люмпены, маргиналы и молодёжь являются лёгкой добычей любого политического радикализма и фашизм в этом отношении не исключение. Фашизм использует их в качестве своего вооружённого авангарда, боевой силы, которая не задаёт лишних вопросов и не рефлексирует по поводу своих действий.

Сначала из эмоций возникают наши убеждения, затем мы, перефразируя знаменитое высказывание Олдоса Хаксли, начинаем поиск сомнительных причин для их обоснования.

Если некто станет пристрастно искать доказательства чьей-то злой воли в наборе разрозненных, никак не связанных друг с другом фактов, то легко их найдёт. Эти доказательства всенепременно будут соответствовать теории, которую он сам же придумал в обоснование своих предубеждений. В большой политике, попытки народных масс искать закономерности и злую волю в цепи случайных событий могут привести к разрушительным последствиям.

В сознании обработанного фашистской пропагандой человека цепь случайных событий выстраивается в простую до примитивности логическую цепочку. Возникает иллюзия целостного представления картины событий. Даже если у произошедших событий очевидно множество различных причин, такому человеку ближе самое простое из всех объяснений — всё плохое происходит от неких тайных или явных, внешних или внутренних врагов. Мышление фанатика напоминает мышление параноика, которому всюду мерещатся заговоры.

Стремление объяснить причины своего бедственного положения наличием зловещих врагов, а случайные события объединять в теорию об их тайных планах, рождает один из главных фашистских культов — культ ненависти.

Врагам обычно приписывается невообразимые в реальной жизни возможности легко и эффективно контролировать и управлять сложнейшими социальными и политическими процессами, действуя при этом в ущерб интересам численно доминирующей привилегированной группы, от имени которой действуют фашисты.

Поддавшийся воздействию пропаганды человек, как правило, переносит на предполагаемых врагов свои негативные личностные свойства. В своём сознании образ врага фанатик подсознательно формирует из свойств собственной личности. Эти негативные свойства личности предполагаемого врага приобретают явно преувеличенный характер, демонизируя при этом воображаемый образ потенциального злодея. Подобный психологический трюк позволяет снять любые моральные ограничения по отношению к врагам. Уничтожающий своих предполагаемых врагов становится в собственных глазах уже не преступником, а героем.

Для наиболее простого объяснения исторических фактов или современных сложных общественных явлений пропагандисты прибегают к псевдологическим доказательствам.

Идеологи и «теоретики» создают псевдонаучные теории, обосновывающие истинность догматической базы культа. Эти псевдоучёные и идеологи, по большей части, занимаются не сбором и анализом новых доказательств, опровергающих или подтверждающих основы культа, а интерпретируют уже имеющиеся факты в пользу истинности этих основ. Так, гораздо проще объяснить люмпену или просто малообразованному человеку основы культа, не вводя новых сущностей, не плодя новых доказательств. Все факты, опровергающие истинность догм, попросту игнорируются, объявляются ненаучными или выдумками врагов. При этом аргументация подкрепляется призывами к чувствам адептов культа, разжигая в них лютую ненависть к любому, кто пытается анализировать основы веры. Мозг фанатика под воздействием сильных чувств попросту отказывается воспринимать логически правильные доводы.

Самая высокая степень риска подпасть под влияние фашистской пропаганды — у зависимых личностей, неспособных брать на себя ответственность за свою жизнь и чувствующих себя уверенно лишь в группе приверженцев культа. В этом случае высокий уровень интеллекта и надлежащее образование лишь усугубляют ситуацию. Высокий интеллект или возможность, пользуясь багажом знаний, разнообразно интерпретировать информацию, в этом случае не снижают восприимчивости зависимой личности к пропаганде, зато помогают найти разумные объяснения существованию неудобных фактов, логически оправдать ошибочные выводы фашистских идеологов.

Чем больше человек теряет свою уникальность и индивидуальность, чем чаще привлекает свой интеллект и знания для оправдания фашистской идеологии, тем сильнее он нуждается в идентификации с группой фанатиков. Это как болото, чем больше совершаешь усилий, тем глубже погружаешься. Количество таких зависимых людей немного, по причине того, что высокий уровень интеллекта, аналитический склад ума и хорошее образование плохо совместимы с культовым сознанием и сильной зависимостью от чужого мнения. Их количество в любом социуме всегда примерно одинаково и мало меняется со временем, эти черты человеческого характера имеют преимущественно биологическую природу и лишь в малой степени являются результатом воспитания.

В больших масштабах рост восприимчивости обычных людей к различным религиозным и нерелигиозным культам совпадает с периодами экономической и (или) политической нестабильности.

В современную эпоху народных масс поражение в войне, обнищание народа в результате кризиса, необдуманные быстрые экономические или политические реформы, массовые беспорядки, порождённые политическим кризисом, а также иные другие им подобные события, приводят не только к радикализации всего общества, но и к стремлению найти наиболее простое объяснение происходящего с иррациональной точки зрения, руководствуясь исключительно своими чувствами и устойчивыми предубеждениями.

Склонный по тем или иным причинам, к формированию культового сознания человек, пытаясь объяснить для себя истоки кризиса, не желает анализировать ситуацию, искать объективные причины проблем.

В качестве субъектов ответственных за кризис могут выступать реальные люди, религиозные, социальные или национальные группы, мифические персонажи, а в случае религиозных культов — сверхъестественные существа (демоны, нечистая сила и пр.), которые могут действовать в том числе в сговоре с недоброжелателями, принадлежащими к роду человеческому.

Пытаясь найти более простое объяснение, он совершенно незаметно для себя, действуя на уровне подсознания, на уровне древнего инстинкта, непременно начнёт поиск врагов, которые этот кризис организовали и управляют им. Это лишь вопрос времени.

В момент кризиса численность предрасположенных к культовому сознанию людей возрастает многократно за счёт целых социальных групп. Эти группы состоят из людей недовольных своим экономическим, социальным или политическим положением. Кризис выставляет на первый план, спрятанные в обычное время в подсознание, иррациональные стороны психики, в результате чего люди начинают воспринимать окружающий их мир преимущественно с помощью чувств, не прибегая к здравому смыслу.

Первое, что бросается в глаза в кризисное время, это преобладание у огромного количества граждан негативных эмоций — злость, обида, зависть и подобные им чувства. Именно вследствие этой причины, в результате даже небольшой психологической обработки, огромное количество людей становятся лёгкими жертвами пропагандистов. Меняется их повседневное поведение, они всегда и везде, с раздражением и злобой, стараются найти только самые простые и от этого самые радикальные решения проблем.

Не ограничиваясь политической и общественной жизнью, они переносят своё стремление «покончить с проблемой одним махом, раз и навсегда» на личные, рабочие и бытовые отношения. Часто кардинальным образом меняется всё мировоззрение человека, его ценностные ориентиры.

Для благополучного существования и развития культа необходим как постоянный приток людей, так и отлаженный пропагандистский механизм поддержания и закрепления веры у почитателей культа. В основе пропаганды любого культа всегда лежат специальные психологические приёмы, которые вызывают у манипулируемых строго определённые и предсказуемые эмоции.

Манипуляторы стараются привести человека к такому состоянию, когда в его голове рождаются чувства и мысли, которые в других обстоятельствах бы не возникли. Под влиянием искажённой информации или анализа истинной информации, но основанного на ошибочных логических построениях (причём часто даже сам манипулятор не всегда осознаёт ущербность своей логики), создаётся «новое мышление» и формируется иная личность.

Под влиянием такой обработки человек полностью теряет способность к критической оценке и не замечает того, что им манипулируют. Такое воздействие на сознание ведёт к глубокому изменению личности и в дальнейшем к возникновению психологической зависимости от культа. Фанатик, подобно наркоману, начинает остро нуждаться в регулярной дозе пропаганды, но с течением времени воздействие пропаганды ослабевает и ему нужно с каждым разом всё более сильное воздействие, более мощная доза лжи.

Действенные способы обращения в веру должны, по возможности, исключать возможности распознавания манипуляции с сознанием. Тот, кто явно обнаружит попытку контролировать его сознание вряд ли станет неофитом пропагандируемого культа.

Маловероятно также, что он равнодушно отнесётся к такому обману и останется нейтральным по отношению к культу. Скорее всего, он навсегда превратится в противника культа. Пропаганда должна действовать на человека по возможности аккуратно, чтобы у него сложилось впечатление о том, что он самостоятельно принял решение, угодное манипуляторам.

Главной целью манипуляторов в отношении подвергаемых психологическим воздействиям людей становятся:

1. Внедрение дихотомичного восприятия, это когда весь мир вокруг делится на абсолютные пары-категории, например «истина — ложь», «добро — зло», «друг — враг», не принимая других, более сложных состояний и свойств. Когда весь мир делится только на чёрное и белое, без промежуточных оттенков и цветов.

2. Создание убеждённости в своей уникальности и исключительности.

3. Убеждение в необходимости обособления группы адептов культа от остального мира.

4. Самоидентификация членов группы в качестве избранных. В результате чего фанатики пытаются «исправить» окружающий их мир, для чего возлагают на себя миссию обращения всех в свою веру.

5. Подавление индивидуальных особенностей психики, с целью создания возможности для беспрекословного подчинения личности человека идеям, предметам культа, обрядам, символам, отдельным личностям.

6. Добровольное табу на любую критику основ культа внутри группы, самоцензура и самоограничение своего мышления.

После соответствующей психологической обработки общество сторонников культа приобретает идеологически однородную структуру, в которой на пользу культа используется всё, что возможно, а противоречащее культу — отвергается.

Психологическая обработка, в случае ее успешного применения, порождает личность особого типа.

Фанатик обладает специфически определённой совокупностью личных качеств, характеризующих его поведение, сознание, мышление и самоопределение. Самым важным для него становится выглядеть, говорить и действовать в рамках установленных культом правил, как все остальные адепты.

Нахождение внутри группы единоверцев рождает чувство безопасности, надёжности и уверенности в будущем. Поклонник культа верит в то, что только в пределах своей группы он сможет найти понимание, истинное счастье и любовь.

У него формируется мифологичный тип сознания — вера в абсолютную истинность основ культа, в непререкаемый авторитет лидеров, стремление к установленным культом идеальным образам государства, общества и человека, не подвергать сомнению религиозных, философских, исторических и «научных» основ культа, бороться с любыми отступлениями от ортодоксальной трактовки этих основ.

В основе самоидентификации такого фанатика — убеждение в собственной сверхполноценности. Для него мораль находится в нём самом и определяется только им самим.

Фанатики, будучи уверенными в том, что окружены врагами своей веры, любую трактовку основ культа, хоть немного отличающуюся от ортодоксальной, считают враждебным актом по отношению к себе, направленным на злонамеренное изменение мысли, а следовательно, на уничтожения веры или в целях нанесения оскорбления. Любая, даже совершенно невинная критика культа может вызывать ненависть.

Вера, если это действительно настоящая вера, а не симуляция, всегда тоталитарна. Слепо верующий в какого-нибудь бога, спасительную идею, гениального и непогрешимого вождя, богоизбранность народа, не только никогда не сомневается в своей правоте, но и желает изменить мир вокруг себя, часто даже ценой собственной жизни. Он желает создать справедливое общество, возможно, с помощью разрушения основ существующего или полной реформации государственных и общественных институтов. Фанатик культа не исключает жестокости по отношению к врагам или заблудшим, он искренне желает сделать всех вокруг счастливыми, пусть даже насильно.

Фашистская идеология может основываться как на нерелигиозных, так и на религиозных культах. Даже если религия является основной частью идеологии, фашизм, будучи явлением политическим, всегда использует, хоть в какой-то мере, политические культы наравне с религиозными и одновременно с ними. Это происходит по причине того, что сами по себе религиозные культы малопригодны для политических целей.

Не связанные, на первый взгляд, с политикой исторические или культы традиций, этические, эстетические и прочие культы, в фашистской идеологии и массовой пропаганде всегда приобретают политическое значение.

Причина придания фашистами светским неполитическим культам политической окраски очевидна — невозможно непосредственно влиять на политику неполитическими методами, а как мы знаем, целью фашизма всегда является власть.

Нет оснований связывать фашизм исключительно с древними представлениями о природе человека, народной мифологией, мистицизмом, религиозностью. Атеисты, сделавшие из своего безбожия культ, не сильно отличаются от религиозных фанатиков.

Я не вижу большой разницы между католическими монахами, сжигающими еретика и сотрудниками НКВД, стреляющими в затылок православному священнику.

Человеконенавистническая идеология может быть основана на материалистических и даже псевдогуманистических принципах. Уничтожать одних людей для того, чтобы другие жили счастливо или «лишать прав и свобод в целях защиты прав и свобод», вполне в духе фашизма.

Идея убивать американских судей, несправедливо осудивших чернокожих американцев, это не борьба с белым расизмом за равенство и свободу граждан с другим цветом кожи. К свободе и равенству такой экстремизм не имеет никакого отношения, это скорее месть чёрных националистов отдельным белым расистам и по своей сути тот же расизм и фашизм.

Фашизм — это невиданное до XX века явление, независимое и самодостаточное. Фашизм может иметь в своей основе что угодно, он способен взойти на любой почве, но на основе фашизма возникнуть больше ничего не может, кроме другого фашизма. Именно это я имел в виду, когда писал в предыдущих главах о том, что фашизм больше метод, чем идеология.

В случае фашистских культов, особое место в их пропаганде занимает взращивание в людях тщеславия, которое, по определению Виктора Гюго, есть возвеличенная низость. Тщеславие — самый простой и действенный способ обмануть себя, создав иллюзию собственного величия. Для самоутверждения и повышения чувства собственной значимости проще опускать окружающих, делая это в своих мыслях или высказываясь публично, нежели самому развиваться, добиваться каких-либо успехов в жизни.

Тщеславие — всегда обратная сторона унижения. Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Этим умело пользуются фашисты, создавая свою идеологию.

Чувство сильного унижения итальянцев, вызванное социальными и внешнеполитическими причинами, привело Муссолини и его партию к победе.

Не ненависть к евреям стали для NSDAP главным локомотивом, который привёл нацистов к власти, а страх перед коммунистической революцией и сильнейшее унижение, которым страны Антанты подвергли немцев, заключив позорный для Германии Версальский мирный договор. В сознании униженного немецкого народа, усилиями фашистской пропаганды, на место различным страхам и чувству обиды, приходило тщеславие и самодовольное чувство превосходства, которые постепенно сменялись яростью и истерическим агрессивным национализмом.

Ничтожество выискивает слабые места людей, чтобы почувствовать превосходство над ними.

Не основанное ни на чём тщеславие, пропагандируемое фашистами в качестве гордости человека за свою исключительность, на деле является умственной и нравственной деградацией человека. Пропаганда политических культов, основанных на тщеславии, непременно ведёт к вырождению всего общества, к примитивизации отношений, снижению культурного разнообразия, принижению общечеловеческих ценностей.

Осознание своей малозначимости, неудавшейся карьеры, бессилия, которые «маленький человек» постоянно противопоставляет благополучию и власти элиты, возбуждает в нём зависть, обидное чувство собственной неполноценности и полной зависимости от власть имущих, рождают в нём одновременно гнев и страх. И чем больше этот страх, тем больше гнев «маленького человека», больше раздражения от сложившегося положения вещей и больше чувство унижения. Это порождает потребность такого человека в защите, которую он находит в обществе себе подобных и в культе, который служит инструментом самообмана, повышения чувства собственной значимости в собственных глазах, даёт возможность возвысить себя путём унижения других, оправдания своих низменных стремлений.

Культ создаёт в сознании оболваненного пропагандой человека иллюзию возможности влиять на ситуацию, иллюзию собственной способности изменить окружающую его действительность в интересах массы таких же, как и он.

При этом «маленький человек» не осознаёт, что им манипулируют и никто на самом деле не собирается включать его в механизм принятия решений, распределения материальных благ и привилегий. Не догадывается он о том, что даже если действовать манипуляторы будут от его имени, то только не в его интересах. Он в лучшем случае останется в своём нынешнем положении «маленького человека», а наиболее вероятно, что с приходом фашистов к власти его положение ещё больше ухудшится.

Учитывая изложенное выше, можно сделать следующий вывод: стремление к нахождению в группе и групповому поклонению культу заложено в самой природе человека.

Для фашистов такое поклонение культам имеет смысл именно тогда, когда оно не индивидуальное, а именно массовое, подкреплённое соответствующими ритуалами.

Таким образом, если потребность в культе имеет социально-психологическую природу, то это значит, что возможность создания нового культа или использование уже существующего культа, в каких-либо политических, экономических или любых других целей, возможно в любое время и в любой стране, при возникновении соответствующих условий.

Единственной преградой к распространению культового сознания и фанатизма является абсолютная терпимость по отношению к чужим взглядам, образу жизни, которая заключается в ненаказуемости любого мнения или любого поведения, пока оно не ведёт к каким-либо явным криминальным действиям.

Допустим, кто-то нацепил на себя нацистскую форму, взял в руки флаг со свастикой и вышел на московскую улицу в день рождения Гитлера, при этом кричит о свободе выражать свои фашистские взгляды. А другой, «патриот-антифашист» требует сжечь в печи, закопать живьём или хотя бы просто поставить к стенке и расстрелять этого первого. На том основании, что первый осквернил память деда, который геройски погиб, сражаясь с гитлеровцами. Кто из них опасней для общества? Опасней именно «патриот», он и есть самый настоящий фашист. Первый, возможно, просто идиот. Часто приходится наблюдать, как такой «патриот-антифашист» яростно защищает то, в борьбе с чем погиб его дед. Внук героя сам стал фашистом. Так иногда бывает.

Преследование за слова, мысли, идеи — один из симптомов фашизма. Для фашиста инаковость уже сама по себе является поводом для ненависти и неважно, представляет ли этой инакомыслящий или инакочувствующий какую-либо реальную опасность для фашистского режима.

Нельзя наказывать людей за любые слова, за ношение чего-либо или чтение запрещённых книг.

Парадокс заключается в том, что запрещать фашистские идеи, фашистскую литературу, есть не что иное, как тот же самый фашизм. Бороться с фашизмом фашистскими методами невозможно, так как уничтожая один фашизм, своими руками тут же создаёшь другой.

Век масс — это не только век идей, но и век возникновения принципиально нового вида интеллектуального продукта — массовой культуры.

Если раньше искусство было ориентировано на элитарное потребление, то есть всё, что создавалось поэтами, драматургами, композиторами, художниками, скульпторами было адресовано образованному аристократу или, в более позднее время — взыскательному буржуа, то новое искусство, родившееся в середине XIX века, было примитивно и понятно любому.

С помощью литературы, музыки, кино, радио и телевидения гораздо проще, в отличие от лозунгов и псевдонаучных теорий, возбудить в людях необходимые манипуляторам чувства. Лозунги слишком просты, чтобы в них сразу и безоговорочно мог поверить интеллигент, а теории слишком сложны для понимания малообразованного человека.

Под влиянием специально созданных произведений искусства человеку гораздо проще поверить, что внушаемые фашистами мысли и чувства не привнесены извне, а являются его собственными. Так меньше заметно манипулирование его сознанием.

В начале XX века с развитием идей фашизма, возникло фашистское искусство, предназначенное для насаждения культового сознания конвейерным методом, в огромном масштабе, целым народам и расам.

Для насаждения культового сознания крайне важны массовые мероприятия (политические, культурные, спортивные и прочие). Публичное выступление фашистского лидера на многолюдном митинге или совместные действия огромной толпы вызывают у присутствующих на мероприятии сторонников фашизма общие эмоции, индивидуальность растворяется в толпе, пробуждается стадный инстинкт подражания, возникает сильное психофизическое возбуждение, аналогичное эйфории от приёма психоактивных веществ. Человек становится восприимчивым, как бы под гипнозом. В результате такого воздействия происходит полная деиндивидуализация и человек легче поддаётся любому внушению. Человеческому сознанию в таком возбуждённом состоянии можно привить любой культ.

Лаконичные эмоциональные лозунги, облечённые в строгие короткие словесные формулы, строгие геометрические формы в контрастных цветах на агитационных плакатах и листовках, демонстрации с портретами вождя, факельные шествия, строгая форма военного образца для гражданских служащих, военные марши, радостные песни с чётким ритмическим рисунком — всё это в комплексе воспринимается людьми на эмоциональном уровне как единое целое и служит формированию культового сознания.

Для освобождения от культового сознания необходимо применять специальные методы контрпропаганды, целью которых является развитие у человека чувства собственного достоинства, осознание им собственной индивидуальности и уникальности, создания условий для возникновения критического и творческого мышления.

В качестве контрпропаганды необходимо менять устоявшиеся в обществе ложные представления об окружающем мире, необходимо помогать людям самостоятельно искать истинные причины исторических событий, действительной мотивировки других людей.

Нужно предоставить возможность каждому человеку внимательно исследовать фашистскую идеологию с помощью логики, проанализировать известные факты вне фашистского представления о мире, помочь провести собственный системный анализ вскрытых противоречий. Важно наглядно показать и подробно объяснить весь механизм идеологической обработки, которой человек был подвергнут фашистскими пропагандистами.

Иногда случается так, что в результате воздействия пропаганды мышление человека нарушено необратимо и навязанные манипуляторами мысли могут остаться в сознании навсегда. Как только какой-то факт противоречит основам культа или выпадает из смыслового поля фашистского культа, то этот факт непроизвольно игнорируется сознанием. В этом случае пропагандистскую идеологему невозможно устранить из сознания, так как она попросту отключает ту часть логического мышления, с помощью которой вообще возможно доказать несостоятельность этой идеологемы.

Получается порочный замкнутый круг: как только речь заходит о некоем значимом для восприятия культа предмете, событии или явлении, то у фашистского фанатика сразу возникают сильнейшие эмоции и его мозг сразу переключается на эту идеологему. Фанатизм начинает бурно фонтанировать, в результате чего человек вообще не способен понимать чужую речь, тем более смысл чужих доводов. Таким образом, навязанная фашистскими идеологами модель окружающего мира неразрывно связана у такого фанатика с очень сильными, не поддающимися никакому контролю эмоциями и разрушить эту связь не всегда возможно.

Особенно это справедливо для слишком эмоциональных людей и лиц с серьёзными нарушениями психики, у которых даже само упоминание о чём-то связанном с фашистским культом немедленно вызывает сильные переживания и ощущения. Эти переживания и ощущения захватывают контроль над мышлением и начинают полностью определять поведение человека. В таких случаях просвещение бесполезно, работу с ними следует поручить психологам, а с основательно запущенными случаями — психиатрам. Оптимизм внушает тот факт, что подобных клинических проявлений фашистского фанатизма крайне незначительный процент.

Предположение, что если хорошо знать историю, то люди уже не повторят старых ошибок, представляется мне одним из самых опасных заблуждений современности.

Ошибки будут каждый раз повторяться, с некоторой регулярностью, и очередной народ будет с восторгом прыгать по кругу, по старым граблям.

Для того, чтобы не повторять ошибок прошлого, необходимо понимать главные причины этих ошибок, суть процессов, которые привели к этим ошибкам, а не только исторические условия, существовавшие в тот момент, когда они совершались. Нужно не вспоминать детали исторических событий, а понять глубинные процессы, возникающие в сознании людей при воздействии на них фашистской пропаганды.

Не существует никакого другого рецепта противостоять этой заразе, кроме как, просвещать население относительно пропагандистских приёмов и опасности прихода фашистов к власти, прививать терпимость к чужому мнению и привычку критически относиться к окружающему миру.

Немецкий философ Иммануил Кант на вопрос, что же такое Просвещение, нашёл замечательный ответ — «Имей мужество пользоваться собственным умом!».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я