По нарастающей шли процессы разделения единого
древнерусского государства на два самостоятельных, правда объединённые единой религией.
Если до конца X века феодальные отношения существовали ещё вперемежку с остатками общинно-родового строя, то уже в следующих двух столетиях они одерживают полную победу на всей территории
древнерусского государства.
О том, где и когда возникло
древнерусское государство, идут споры до сих пор.
Первым делом давайте поищем мотивы возникновения
древнерусского государства.
По мере осознания общей полезности власти создавались условия для развития
древнерусского государства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: натасчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В раннем средневековье норманское происхождение
древнерусского государства и правящей династии не вызывало никаких споров.
Период 862–980 гг. характеризуется становлением
древнерусского государства.
Его специализация – история
древнерусского государства, и он по уши увяз в архивных документах, пытаясь закончить курсовую работу, сроки которой безжалостно поджимали.
Антинорманнская –
Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин.
Древнерусское государство вступило в период расцвета и во многом благодаря утверждению христианства в качестве единой государственной религии.
Очевидно, что столица
древнерусского государства была оставлена без регулярного и достаточного воинского охранения.
Подобно другим раннефеодальным государствам,
древнерусское государство оказалось недолговечным.
Так или иначе, Киев продолжал оставаться номинальным центром
древнерусского государства, но ряд своих полномочий всё же растерял.
Приходится констатировать, что время формирования русского народа в исторической науке практически совпадает со временем образования
древнерусского государства, что соответствует сложившемуся в советские времена представлению о древнерусской народности.
Согласно византийской традиции новообразовавшаяся в
древнерусском государстве церковь должна была стать одним из звеньев структурной цепочки государственного управления и признать власть киевского князя как богоустановленное начало, которому должны повиноваться всё, в том числе и церковный институт власти.
Роль скандинавов в создании
древнерусского государства косвенно признают даже противники так называемой «норманнской теории», столь яростно с ней полемизируя, что поневоле начинаешь вслушиваться в аргументацию их оппонентов.
Часть мордовских земель вошла в состав
древнерусского государства.
Если мы обратимся к истокам отечественной истории и культурообразующей духовной традиции, то увидим, что «культура веры» византийского типа была принята на этапе формирования
древнерусского государства в готовом, постдогматическом виде.
Ещё в ХIX в. существовало мнение, что каждый славянский народ имел свой этнический субстрат в границах
древнерусского государства, на базе которого сформировались украинцы, белорусы, русские.
Древнерусское государство распалось на множество самостоятельных феодальных княжеств, уделов, земель.
В это время сформировалось
древнерусское государство, политическая жизнь стала унифицированной, а культурные традиции сложились в единое целое.
Не стоит удивляться, что «единое»
древнерусское государство существовало совсем недолго; в сущности, такое единство – скорее иллюзия, навеянная нам привычкой облекать любое общество в чёткие границы с понятным источником власти.
Что же послужило причиной распада огромного
древнерусского государства, каковы были последствия этого процесса и когда он начался?
Политический строй
древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой первобытной общины.
Древнерусское государство сложилось в начале IX в. и просуществовало до XII в.
Укрепление
древнерусского государства требовало введения монотеистической (единобожной) религии.
Значительно позже на этом западном рубеже
древнерусского государства расселились поляки, в начале ХV века – татары, в начале ХVI века – евреи.
Кровопролитные столкновения княжеских коалиций, создававшихся, как правило, на родственной основе, превращались в череду нескончаемых потрясений, разрушающих планы и замыслы основателей
древнерусского государства.
Жители
древнерусского государства регулярно ходили в бани, которые обычно были в каждом доме.
Вооружённая сила
древнерусского государства состояла из старшей и младшей дружин князя, из дружин его бояр и воев – городского и сельского ополчения.
Эта функция имела большое значение в условиях общего ослабления
древнерусского государства эпохи распада.
Для нас важна оценка политических событий, предопределивших выход
древнерусского государства из кризиса, вызванного ордынским нашествием.
Древнерусское государство принято считать раннефеодальной монархией.
Татарский мир вступил в полосу удельных государств и тотальной раздробленности – в полосу, которую пережило
древнерусское государство перед нашествием татаро-монголов!
Ввиду того, что
древнерусское государство носило многонациональный характер, ведь его населяли восточнославянские, балтийские, финно-угорские племена, задача викингов заключалась в консолидации восточнославянских племён.
Носителем такой власти, сконцентрированной в руках социальных верхов, становилось формировавшееся
древнерусское государство, которое нуждалось в своей идеологии, которой тогда могла стать только религия, способная объединить различные по своему уровню развития группы, не существующие в рамках единого раннефеодального классового государства.
Ряд институтов
древнерусского государства уходит своими корнями в догосударственную эпоху.
Ко времени образования
древнерусского государства соседская община вытеснила родовую.
Древнерусское государство вело широкую внутреннюю и внешнюю торговлю.
Итак,
Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию с типично феодальной экономикой, развитой социальной структурой, проводившее на всём протяжении своей истории активную внешнюю политику.
Даже киевские князья, которых мы считаем великими творцами
древнерусского государства, частенько сами не ведали, что творят.
Древнерусское государство стремительно развивалось, благодаря принятию христианства его правовая и государственная культура усложнялась.
Его «Повесть временных лет» охватывает всю предысторию
древнерусского государства и его историю 852–1117 годов.
Однако явления в севернорусской литературе были тождественны явлениям в южнорусской литературе, что свидетельствует не только о наблюдаемом едином литературном процессе, но и о единой древнерусской литературе, получившей компромиссное наименование «литературы
древнерусского государства».
Но холопы
древнерусского государства всё же отличались от рабов античного мира.
Обе школы, по-видимому, противоположны как по своей исходной точке (общечеловеческие начала права и национальность), так и по своим главным выводам (относительно рода или общины, как основных форм
древнерусского государства, и относительно роли участия общества в создании государства и права).
Правовыми актами
древнерусского государства были также и договоры (устные и письменные, княжеские, внутренние и международные).
Вече хотя рассматривается в литературе обычно как «орган республиканского самоуправления» – не государственный орган, а институт непосредственной демократии
древнерусского государства.
Другая причина состоит в том, что
древнерусское государство приняло в качестве официальной религии восточное христианство.
Добросовестно и основательно исследовав русские летописи, они пришли к выводу, что варяги, основавшие
древнерусское государство, были не кем иным, как викингами (норманнами, скандинавами) – отсюда и «норманнская теория», «норманнская проблема», «норманнский вопрос».