Обеспечение правовых норм нередко требует применения мер
государственного принуждения.
Земельно-правовые нормы– строго установленные и санкционированные государственными органами, обеспеченные силой
государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных правоотношений.
Объясняется это возможностью существенного ограничения конституционных прав и свобод личности в ходе уголовного судопроизводства, широкого применения
государственного принуждения к участникам уголовного процесса.
Правовые нормы обеспечиваются возможностью
государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом, но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении.
Оно формируется, с одной стороны, путём приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – путём введения новых правил поведения, обеспеченных
государственным принуждением.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: провеянный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Другим важным фактором, хотя и внеэкономическим, являлось применение жесточайших методов
государственного принуждения населения к обязательному и плохо оплачиваемому труду.
Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода, поддерживаемые
государственным принуждением.
Между тем, зачастую попытки самостоятельного урегулирования долгового конфликта между кредитором и должником не оканчиваются взаимовыгодным для сторон результатом – возникает потребность в задействовании механизма
государственного принуждения.
Это, конечно, не означает, что в современных условиях между административной и уголовной ответственностью не может быть ничего общего, а в законодательном обеспечении этих двух видов
государственного принуждения недопустимы какие-либо параллели (совпадения).
Опора на возможность
государственного принуждения является одним из важнейших признаков права в целом, условием его существования и функционирования как общеобязательного регулятора поведения людей.
Данный тезис подтверждает, например, тот факт, что меры
государственного принуждения применяются к правонарушителю даже в том случае, если требование закона не является социально полезным или наносит вред объективно сложившимся общественным отношениям.
При этом функция нормотворчества составляет содержание законодательной ветви власти, функция принятия административно-управленческих решений – исполнительной, а функция осуществления
государственного принуждения – судебной.
Особо выделен в исполнительном производстве, поскольку судебные приставы непосредственно осуществляют
государственное принуждение, в рамках которого неминуемо затрагиваются личные неимущественные права как должника, так и иных лиц.
Это не означает, что оно вообще не обеспечено
государственным принуждением.
Отсюда вытекает совершенно конкретный практический вывод: хотя демократизация нашей страны и нужна, но она может принести хорошие плоды только в том случае, если будет сопровождаться радикальным сужением сферы
государственного принуждения и расширением сферы добровольного взаимодействия людей.
Так, в отсутствие эффективного
государственного принуждения к исполнению судебных решений функционирование судебных органов оказалось бы несравненно менее эффективным, что поставило бы под сомнение осуществимость конституционного права каждого на судебную защиту.
Сюда относится также производимое средствами
государственного принуждения переселение доминантной группы, сопровождающееся изгнанием местных жителей из домов, хотя и не из всего общества.
Но с постепенным отделением военной организации от гражданства и превращением войска в орудие государства сакральная основа воинской дисциплины стала уже недостаточной и начала дополняться системой
государственного принуждения, публично-правового регулирования.
Охранительные нормы предусматривают отрицательную реакцию государства на неправомерное поведение, предусматривают применение к нарушителю негативных мер в форме
государственного принуждения.
Исторически законодательство развивалось таким образом, что уголовно-правовая его составляющая слишком многое забрала себе из других правовых отраслей и теперь зачастую навязывает гражданам
государственное принуждение для разрешения тех ситуаций, в которых его применение вовсе не требуется.
Он не только наделил правом на осуществление репрессий практически весь аппарат
государственного принуждения, но и каждому члену общества вменил в обязанность поиск среди родных и близких «врагов народа».
Политическая власть представляет собой способность официальных структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части при помощи
государственного принуждения.
Материально-правовой аспект взаимодействия разноотраслевых видов
государственного принуждения заключается в установлении в отраслевых законах (кодексах) принудительных мер, оснований, условий и порядка их применения; закреплении правового статуса лиц, уполномоченных применять принудительные меры, и лиц, подвергающихся этим мерам; определении в законе обстоятельств, исключающих применение принудительных мер, а в отношении мер юридической ответственности – также смягчающих и отягчающих обстоятельств, сроков давности привлечения к ответственности и т. д.
Позитивное (государственное) право – это система облечённых в юридические (прежде всего законодательные) формы актов государственного волеизъявления, обеспеченных системой государственных гарантий и санкций, в том числе легальным
государственным принуждением.
Реализация мер
государственного принуждения осуществляется в рамках охранительных правоотношений, отличающихся от регулятивных правоотношений основанием возникновения, содержанием, соотношением прав и обязанностей субъектов правоотношения.
Моментом возникновения статического
государственного принуждения следует считать день опубликования нормативного правового акта, устанавливающего основания применения конкретной меры принуждения.
Естественно, что в таком обществе возрастает роль
государственного принуждения, которое является плодом той же примитивной «силовой» культуры и потому не слишком способно к внутреннему самоограничению.
Следовательно, в сфере налогообложения основанием применения
государственного принуждения может быть не только совершение правонарушения, но и юридические факты, свидетельствующие лишь о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.
Иными словами, статическое
государственное принуждение влияет исключительно на психику потенциальных правонарушителей.
При этом «административный ресурс» и институты
государственного принуждения начали использоваться и в целях политической борьбы.
Уже в силу такого разнообразия самых различных мер, входящих в понятие
государственного принуждения, оно не может быть сущностным признаком уголовного наказания, ибо по такой сущности невозможно будет отличить уголовное наказание от других, даже внеправовых явлений.
Согласно приведенному ранее определению меры все
государственное принуждение представляет собой явление определенного качества – оно есть подавление воли, ограничение свободы (в широком значении этого слова) личности через приведение ее поведения к требуемому варианту вопреки ее воле.
Государственное принуждение имеет большое значение.
Более того,
государственное принуждение возможно в виде мер безопасности или социальной защиты, предусмотренных специальными правовыми нормами, и даже вне правовых рамок в виде, например, оперативного внеправового принуждения – репрессий.
Действительно, возможность использования
государственного принуждения создаёт в глазах индивидов весомость правовых норм, обеспечивает необходимость подчинять им своё поведение и согласовывать свои действия с правовыми предписаниями, отказ от следования которым может привести к наступлению неблагоприятных последствий путём установления соответствующих санкций.
Как мера
государственного принуждения наказание применяется от имени государства специально уполномоченными на то органами государственной (судебной, исполнительной) власти, независимо от согласия лица, признанного виновным, подвергнуться наказанию.
Как правило, к материальным придаткам государства относят институты, при помощи которых реализуется
государственное принуждение: вооружённые силы, полицию (милицию), органы безопасности, исправительные учреждения и т. д.
Ибо здесь не даётся ответ на вопрос: почему правовые нормы предполагают
государственное принуждение, а моральные нормы не только не предполагают его, но применение такого принуждения противоречило бы самой их природе, а выражение «принудительная мораль» вообще имеет вид перформативного противоречия.
Если тебя обидели чем-то, ты можешь попробовать в ответ, образно говоря, «избить» обидчика, используя данные законом средства, в том числе
государственного принуждения.
Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным
государственным принуждением, в т. ч. судебным.
Государственное принуждение служило средством хозяйственно-политических мероприятий, направленных к поддержанию и улучшению финансов.
Напротив, в отношении лиц, уже поступивших на работу и принявших на себя выполнение определённой трудовой функции, всегда может быть применено
государственное принуждение, обеспечивающее осуществление установившегося правового отношения.
Государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву использования принуждения и силы другими органами в пределах данного государства.
Ещё глупее и вреднее – пытаться уговорить других людей к такому же скудоумию или прямо навязывать им это скудоумие в порядке
государственного принуждения, как это делают коммунисты, предписывая материалистическое преподавание в школах и давая социальные преимущества безбожникам и воинствующим материалистам.
Эту особенность в недостаточной степени подчёркивают те авторы, которые, сосредоточив своё внимание на «свободном рынке», в конце концов начинают трактовать его как чистую противоположность
государственного принуждения.
Социальные ограничения и
государственное принуждение распространяются на людей в тех случаях, когда имеющиеся психические отклонения или расстройства несут в себе угрозу нарушения законных прав других граждан.
Обеспеченная
государственным принуждением способность государственного аппарата подчинять поведение отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом принимаемым от имени государства общезначимым правилам поведения (юридическим нормам) (22, с. 437).
Деньги – это универсальный товар, обмениваемый на другие товары именно в силу своей имманентной универсальности, или же социальный конструкт, который участвует в товарообмене благодаря негласному общественному контракту (вариант: гласному
государственному принуждению)?