Любое совершение
общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, предполагает нарушение чьих-то охраняемых интересов.
Очень важно определить точный возраст лица, совершившего
общественно опасное деяние.
Преступление – это совершенное в реальной жизни конкретное
общественно опасное деяние.
При этом, согласно теории государства и права, правонарушение – это виновное, противоправное,
общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности.
Состав преступления – это совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих
общественно опасное деяние как преступление.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перезалог — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для юридической оценки
общественно опасного деяния большое значение имеют виды составов преступлений, если исходить из степени общественной опасности деяния.
Цель преступления – это представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершая
общественно опасное деяние.
Итак, квалификация преступления – это установление соответствия состава
общественно опасного деяния составу, предусмотренному уголовно-правовой нормой.
Квалификация по объективной стороне преступления – это установление тождество между внешней стороной
общественно опасного деяния.
Во многих случаях
общественно опасное деяние причиняет вред либо угрожает причинением вреда сразу нескольким непосредственным объектам.
Преступления против общественной безопасности – это умышленные или неосторожные
общественно опасные деяния, причиняющие существенный вред или создающие реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям жизни общества.
Во-первых, состав преступления как основание криминализации
общественно опасных деяний.
Деятельность органов дознания и следствия по установлению и юридическому закреплению точного соответствия между признаками совершенного
общественно опасного деяния и признаками состава преступления подразделяется на несколько этапов.
Отсюда можно предположить, что фактический контроль над преступностью начинается не с факта
общественно опасного деяния, способного причинить вред охраняемым уголовным законом интересам и даже не в досудебном производстве по уголовному делу, с чего начинается уголовная статистика, а на последней стадии уголовного правосудия, завершающейся обвинительным приговором суда, при условии последующего вступления его в законную силу.
Установление предмета преступного воздействия в каждом конкретном преступлении позволяет выяснить механизм причинения вреда его объекту, а также способствует установлению характера и размера последствий
общественно опасного деяния.
Одной из задач построения системы особенной части уголовного права является создание возможности для судей, правоохранительных органов, других органов и лиц применить нормы уголовного права, правильно квалифицировать
общественно опасное деяние виновного.
Таким образом, вполне допустимо определять квалификацию преступлений (что и делает ряд исследователей) как установление соответствия признаков содеянного
общественно опасного деяния признакам преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой.
Вместе с тем нужно учитывать, что при криминализации того или иного
общественно опасного деяния законодатель исходит из необходимости обеспечения защиты не абстрактных интересов, а охраны от преступных посягательств конкретно определённой группы общественных отношений.
Обоснованно квалифицировать
общественно опасное деяние можно только с учётом признаков состава о субъекте преступления: физического лица, вменяемости или ограниченной вменяемости (психического расстройства, не исключающего вменяемости), достижения установленного в уголовном законе возраста, с которого наступает уголовная ответственность лица; признака специального субъекта.
Субъектом преступленияпо уголовному праву считается лицо, совершившее запрещённое уголовным законом
общественно опасное деяние и способное нести за него уголовную ответственность.
Специалисты относят импульсивно возникающее непреодолимое влечение к совершению определённого
общественно опасного деяния к психической болезни – патологии влечений.
Применение нормы уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление, уже есть не только её реализация (претворение закона в жизнь), но и сам процесс квалификации
общественно опасных деяний.
Известно, что результатом совершения
общественно опасного деяния является наступление вредных изменений в объектах, охраняемых уголовным законом.
Впервые понятие «налоговая преступность» как самостоятельный вид
общественно опасных деяний обозначен в учебнике «Криминология», подготовленном членами криминологической ассоциации, где данным деяниям посвящена отдельная глава.
Традиционно в теории уголовного права
общественно опасным деянием признаётся действие или бездействие, посягающее на охраняемые уголовным законом общественные отношения, причиняющее им вред или ставящее их в опасность причинения такого вреда.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения
общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий.
Представляется, что наиболее динамично круг
общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, будет пополняться за счёт появления новых общественных отношений главным образом в сфере новых технологий, например, в области медицины, информации, энергетики, экологической безопасности.
Наказуемость означает, что за предусмотренные уголовным законом и совершенные виновно
общественно опасные деяния может быть назначено наказание, установленное в санкции уголовно-правовой нормы.
От слабо выраженной, как в хитрости и плутовстве, до наиболее высокой, превращающей её в уголовно наказуемое
общественно опасное деяние, как, например, мошенничество, имеющее квалификацию преступления с соответствующим составом и санкцией пресечения.
Более правильными представляются те определения состава, в которых подчёркивается, что это совокупность признаков
общественно опасного деяния, определяющих его согласно уголовному закону как преступное и уголовно наказуемое.
Выявляя закономерности возникновения и становления правовой ответственности за посягательства на безопасность жизни и здоровья потребителей, необходимо отметить, что «краеугольным камнем всей теории криминализации является проблема уголовно-правового запрета, т. е. тех правообразующих факторов, которые обусловливают допустимость, возможность и целесообразность признания
общественно опасного деяния преступным и уголовно наказуемым».
Принцип соответствия наказания тяжести совершенного преступления означает, что наказание, назначаемое за конкретное преступление, должно быть справедливым, чем более
общественно опасное деяние совершено, тем более суровое наказание должно быть назначено.
При таком подходе получается, что человек, игнорирующий и даже презирающий общепринятые ценности и сознательно совершающий
общественно опасное деяние, поступает несвободно.
В уголовно-правовом смысле корпоративная преступность (преступность коллективных образований) охватывает всю совокупность
общественно опасных деяний, совершаемых корпоративными (коллективными) образованиями и признанных национальным или международным уголовным законодательством в качестве преступления.
Общественно опасное деяние совершается в конкретных местах, времени и окружающей обстановке.
Уголовная ответственность возникает не только при оконченных преступлениях, но и при так называемой неоконченной преступной деятельности (приготовление, покушение), то есть не только тогда, когда умышленное
общественно опасное деяние уже совершено, но и когда кто-либо только готовится его совершить и когда это деяние находится непосредственно в процессе осуществления.
Таким образом, исходя даже из чисто объективных характеристик
общественно опасных деяний, можно сказать, что для возникновения уголовной ответственности по той или иной статье уголовного закона требуется наличие определённой общественной опасности личности.
Наиболее распространённой формой
общественно опасного деяния является активное поведение субъекта, которое в уголовном праве называется действием.
Данное обстоятельство позволило распространить юрисдикцию уголовного закона на большинство
общественно опасных деяний и должностных проступков по службе и работе, практически заменив и вытеснив нормы дисциплинарной ответственности.
Общественно опасное деяние выражается в действии или бездействии, которое противоречит системе общественных отношений и причиняет им вред.
То же самое мы встречаем и у других авторов: «Для признания того или иного преступления единым с точки зрения правовой необходимо, чтобы составляющие его, связанные между собой в реальной жизни противоправные действия были зафиксированы, выделены в законе в качестве одного, единого состава преступления»; «общепринятым в теории уголовного права является мнение, согласно которому под единичным преступлением понимается
общественно опасное деяние, подпадающее под действие одной уголовно-правовой нормы, т. е. содержащее признаки одного состава преступления»; «единичным преступлением признается такое деяние, которое содержит состав одного преступления и квалифицируется по одной статье или ее части».
Кроме того, в связи с возможностью совершения больными
общественно опасных деяний за психиатрией была исторически закреплена косвенная немедицинская функция – поддержание общественного порядка.
Несмотря на значительное число научных и иных публикаций, посвящённых проблемам борьбы с корпоративными преступлениями, приходится констатировать отсутствие чёткого комплексного исследования, единообразного понимания сути и форм изучаемого явления, а также мер по противодействию, что негативно сказывается на профилактике соответствующих
общественно опасных деяний.
Общее значение предмета доказывания определяется тем, что все противоправные
общественно опасные деяния характеризуются одними и теми же юридическими элементами, установление которых обеспечивается доказыванием общих для всех преступлений обстоятельств.
Экономия уголовно-правового принуждения принимает различные формы: декриминализации
общественно опасных деяний и перевода их в разряд административных деликтов, замены уголовной ответственности за совершённые преступления иной ответственностью и т. п.
Образуя правовую модель преступного деяния, законодатель, по существу, абстрагируется от некоторых признаков отдельных
общественно опасных деяний и закрепляет в уголовном законе лишь те, которые в основном повторяются при совершении любого преступления.
Первое –через скрупулёзный учёт при криминализации, пенализации и назначении наказания социального свойства
общественно опасных деяний, т. е. реализация уравнивающей стороны справедливости посредством максимального совершенствования точности её основания (критерия, меры, масштаба).
Таким образом, совокупность вышеперечисленных элементов характеризует
общественно опасное деяние как конкретное преступление.
Отказаться от этих правил или существенно изменить их, сделав, допустим, предмет доказывания полностью автономным от состава преступления или возложив обязанность расследования
общественно опасных деяний на частное лицо (потерпевшего), не может ни один современный законодатель, что и составляет его «вертикальную зависимость» от объективных уголовно-процессуальных закономерностей (правил).
Установление уголовной наказуемости
общественно опасных деяний осуществляется различными способами.