Изложив то, что
ближайшим образом касается только самого этого наипростейшего, логического начала, мы можем ещё прибавить следующие дальнейшие соображения.
Во всём и при всем он
ближайшим образом наслаждается только собою самим – это справедливо уже относительно наслаждений физических, а ещё в гораздо большей мере относительно духовных.
Никто, наверное, не будет оспаривать, что духовное
ближайшим образом связано со смыслом, и особенно с наиболее важным для человека, – со смыслом его собственной жизни.
– Да, и когда банкротство неотразимо, то коммерческий суд (слушайте хорошенько), тот коммерческий суд, от которого он
ближайшим образом зависит, имеет право назначить ликвидаторов.
Это пред-полагание следует понимать так, что движение самой субстанции совершается
ближайшим образом под формой одного из моментов её понятия, под формой в-себе-бытия, что определённость одной из находящихся между собой в отношении субстанций есть вместе с тем и определённость самого этого отношения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: апрески — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Хотя субъективно-идеалистические выводы
ближайшим образом действительно вытекают из принципа специфических энергий, их более глубокое основание лежит в том общем исходном положении, которое и характеризует рассматриваемую концепцию именно как рецепторную.
Относительно плана и содержания труда в его целом я
ближайшим образом высказался в предварительных изысканиях (Книга первая).
Можно по-разному пророчествовать о том, в какие конкретные формы отольется это брожение
ближайшим образом, – но общий смысл кризиса ясен, Разум, в своей очищенной, научной форме, захватил единовластие, то есть узурпировал права целостного духа.
По словам того же биографа, он «рано подметил большие музыкальные дарования сына и принял зависевшие от него меры к развитию их», то есть, говоря проще, начал обучать его тому, что знал сам, именно
ближайшим образом игре на скрипке, а затем отчасти и на клавесине.
Так как здесь идёт
ближайшим образом речь об отношении логики (а не науки вообще) к истине, то следует далее согласиться также и с тем, что логика, как формальная наука, не может и не должна содержать в себе также и той реальности, которая составляет содержание дальнейших частей философии, наук о природе и духе.
В непосредственном единстве его различенность или положенность, во-первых, сама
ближайшим образом проста и есть только некоторая видимость, так что моменты различия суть непосредственно тотальность понятия и образуют собой только понятие как таковое.
Но так как непосредственно само это единство, как соединяющий средний член, и моменты, как самостоятельные крайние члены,
ближайшим образом противостоят друг другу, то это противоречивое отношение, имеющее место в формальном умозаключении, снимает себя, и полнота понятия переходит в единство тотальности, субъективность понятия – в его объективность.
Ибо «я», это непосредственное самосознание, само представляется
ближайшим образом отчасти чем-то непосредственным, отчасти чем-то в гораздо более высоком смысле известным, чем какое-либо другое представление.
Аполлоническое и дионисийское – это, в первую очередь, силы природы – «художественные силы, прорывающиеся из самой природы, без посредства художника-человека, в коих художественные позывы получают
ближайшим образом и прямым путём своё удовлетворение» (§2, ср. §§4, 5, 6 и 8).
Рассмотрение определённости воли есть дело рассудка и не является
ближайшим образом спекулятивным.
Это то, что отличает его по отношению к другим существам, то, благодаря чему он является венцом
ближайшим образом связанного с ним творения.
Это содержание или различённое определение воли
ближайшим образом – непосредственно.
Слово литературоведа рефлективно,
ближайшим образом направлено на преднаходимое слово.
Не разбрасываясь по другим специальностям и не захватывая не принадлежащего материала, церковный археолог
ближайшим образом имеет дело с двумя категориями данных, именно: с формами церковного богослужения (культа) и отчасти древнехристианского быта.
Причём необходимыми считаются те, которые
ближайшим образом связаны с исполнением государственных обязанностей.
Поле, о котором мы ведём речь, может быть
ближайшим образом описано сообразно его содержанию, то есть тем вещам, которые в нём находятся: это могут быть камни, деревья, море, и т. д.
Отсюда
ближайшим образом следует очень важное различие, состоящее в том, что способности, которые проявляются у мистика-европейца только невольно и бессознательно, у нас, наоборот, вполне произвольны и сознательны.
Отсюда
ближайшим образом следует, что то, что служит началом, не может быть конкретным, таким, что содержит отношение внутри себя самого.
Эта первая ступень религиозного развития, на которой божественное начало скрыто за миром природных явлений и прямым предметом религиозного сознания являются лишь служебные существа и силы, непосредственно действующие в природе и
ближайшим образом определяющие материальную жизнь и судьбу человека, – эта первая главная ступень представляется политеизмом в широком смысле этого слова, то есть всеми мифологическими или так называемыми религиями природы.
Солнечная система представляет собою
ближайшим образом множество самостоятельных тел, существенно соотносящихся друг с другом, обладающих тяжестью, но сохраняющих себя в самом этом соотношении и полагающих своё единство в ином, лежащем вне их.
– Дай
ближайший образ и покажи на карте. Нам надо будет переговорить с королём, устрой встречу на закате.
Но бытие-для-другого есть, во-первых, отрицание простого соотношения бытия с собою, соотношения, которым
ближайшим образом должно быть наличное бытие и нечто; поскольку нечто есть в некотором другом или для некоторого другого, оно лишено собственного бытия.
Существо разногласия состоит
ближайшим образом в понимании смысла упомянутых выше «идеальных» элементов бытия.
Напротив, душевные переживания и явления духовного порядка
ближайшим образом предстоят нам как содержания непосредственного опыта, и лишь позднее, в рефлексии – и всегда лишь частично – могут стать предметом суждения.
Разумеется, открываемые при этом связи между идеями в свою очередь постригаются
ближайшим образом тоже отвлечённо, именно в понятиях отношений, т. е. в их «идеальной сущности»; но в конечном итоге мы наталкиваемся на последние (точнее, первичные) связующие моменты как начала «не», впервые конституирующего определённость как таковую, так и начала «есть», соответствующего «связке» суждения; но и то и другое есть уже не «идея», а нечто совсем иное, что мы уже не мыслим пластически-образно, о чем подробнее тотчас же ниже.
Лучшее то, которое
ближайшим образом преимущественно достигает до своего предмета.
Обозреть наибольшее пространство государства, особенно края, самые отдалённые от столиц;
ближайшим образом познакомиться с теми местами, которые составляют средоточие населённости или исключительной промышленности народа; настигнуть, сколько позволит время и направление пути, любопытнейшие сроки торговых съездов и другие местные эпохи: вот что предстояло в путешествии.
Он предполагает знание того, что есть, т. е. наше предметное понимание, и для него наши волевые действия,
ближайшим образом направленные на изменения вне нас или в нас, могут быть вместе с тем и средствами установления ценностей наших жизненных моментов, равно как и внешних предметов, если они возбуждают наш интерес.
Эксперимент, как он сложился в постгалилеевское время, есть особого рода познавательная деятельность, которая,
ближайшим образом пытаясь обеспечить – инженерно-техническими средствами! – выполнение заданных в теории условий протекания изучаемых процессов, по сути дела оказывается призванной поставлять «контрпримеры» («опровержения») против модельных представлений о тех или иных – всегда идеальных! – «объектах изучения», типа «математического маятника», «свободно падающего тела» или «идеального газа».
Хотя пути к человеческому могуществу и знанию
ближайшим образом сплетены один с другим и едва ли не одни и те же, однако вследствие пагубной застарелой привычки обращения к абстрактному гораздо безопаснее начинать и строить науки от тех оснований, которые связаны с действенной частью, чтобы она сама обозначила и определила созерцательную часть.
Сущность, возникая из бытия, по-видимому, противостоит ему; это непосредственное бытие есть
ближайшим образом несущественное.
Ближайшим образом рефлексия есть движение от ничто к ничто и тем самым совпадающее с самим собою отрицание.
В определении рефлексии есть, следовательно, две стороны,
ближайшим образом различающиеся.
Но его становление, как и становление вообще, имеет то значение, что оно есть рефлексия того, что переходит в его основание, и что то, что
ближайшим образом кажется другим, в которое переходит первое, составляет истину этого первого.
Но он есть в себе и для себя, лишь каков он в мышлении; каков он в воззрении или представлении, он есть явление; мышление снимает его непосредственность, с какою он
ближайшим образом привходит к нам, и делает его, таким образом, положенным; а это его положение есть его бытие в себе и для себя или его объективность.
Вывод из него реального, если он может быть назван выводом, состоит по существу
ближайшим образом в том, что понятие в своей формальной отвлечённости оказывается недостаточным и через обоснованную в нём самом диалектику переходит в реальность так, что производит её из себя, а не так, что снова возвращается к готовой, найденной в противоположность ему реальности и прибегает к чему-то, оказавшемуся несущественным явления, как бы так, что понятие в своих поисках лучшего не нашло последнего.
В непосредственном единстве его различение или положение, во-первых, само
ближайшим образом просто и есть только некоторая видимость, так что моменты различения суть непосредственно полнота понятия и образуют собою понятие, как таковое.
Но так как непосредственно это единство, как соединяющее среднее, а моменты, как самостоятельные крайние,
ближайшим образом противоположны, то это противоречивое отношение, имеющее место в формальном умозаключении, снимает себя, и полнота понятия переходит в единство целостности, субъективность понятия в его объективность.
Так и тот, кто приступает к науке, находит в логике
ближайшим образом разрозненную систему отвлечённостей, ограниченную в самой себе, не захватывающую других знаний и наук.
После такого простого изложения того, что свойственно
ближайшим образом этому самопростейшему, логическому началу, можно прибавить ещё следующие дальнейшие соображения; но они должны служить не столько к разъяснению и подтверждению этого изложения, которое само по себе достаточно, сколько считаться вызванными теми представлениями и размышлениями, которые могут предварительно встретиться нам на пути; хотя, конечно, как все прочие предварительные предрассудки, они находят разрешение в самой науке, и потому здесь собственно, самое большее, лишь терпимы.
Это ведёт к некоторому дальнейшему определению, В-себе-бытие и бытие-для-другого
ближайшим образом разны, но то обстоятельство, что нечто имеет то же самое, что оно есть в себе, также и в нём, и что, наоборот, то, что оно есть как бытие-для-другого, оно есть также и в себе – в этом состоит тождество в-себе-бытия и бытия-для-другого, согласно тому определению, что само нечто есть тождество (ein und dasselbe) обоих моментов и что они, следовательно, в нём нераздельны.
Переход определения и характера друг в друга есть
ближайшим образом снятие их различия; тем самым положено наличное бытие или нечто вообще, а так как оно есть результат указанного различия, обнимающего собою также и качественное инобытиё, то имеются два нечто, но не только вообще другие по отношению друг к другу, так что это отрицание оказалось бы в таком случае ещё абстрактным и находило бы место лишь в нашем сравнивании их между собою, а это отрицание теперь имеется как имманентное этим ничто.
Нечто, следовательно, есть непосредственное соотносящееся с собою наличное бытие и имеет границу
ближайшим образом как границу в отношении другого; она есть небытие другого, а не самого нечто; последнее ограничивает в ней своё другое.
Попадая в мир романа «Зависть», мы обнаруживаем, что его топологические характеристики даны
ближайшим образом в горизонте персонажа-рассказчика и зависят от его ценностных приоритетов.
Но наличное бытие как включающее в себя небытие есть определённое бытие, подвергшееся внутри себя отрицанию, а затем
ближайшим образом – иное; но так как оно в то же время и сохраняется, подвергнув себя отрицанию, то оно есть лишь бытие-для-иного.