Кто не постигнет четырёх
благородных истин, будет долго блуждать в потёмках.
Каждый свой тезис об очередной
благородной истине проповедник повторял трижды.
Эта надежда выражена третьей
благородной истиной, а четвёртая описывает путь к обещанному освобождению36.
Первая
благородная истина буддизма гласит: «Всё есть страдание».
Вторая
благородная истина говорит о том, что страдание есть результат не какой-то случайности, но вполне определённых причин.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: посулиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Всё как раз наоборот: это касается чувствительности к боли, осознания быстротечности жизни, готовности принять этот мир со всеми страданиями (или неудовлетворенностью – зависит от того, как вы понимаете первую
благородную истину буддизма).
Четвёртая
благородная истина говорит о пути, ведущим к освобождению от страданий.
Вторая
благородная истина говорит о причине страдания.
Первая
благородная истина заключается в тирании страдания.
Вторая
благородная истина называется тришной (с санскр. «хватание», «цепляние»), выражает учение о причинах страдания.
Четыре
благородные истины могут быть названы истинами ариев, истинами благородных, поскольку человек видит каждую истину лишь после того, как становится арием, благородным, когда воспринимает пустотность.
Правда, даже в объяснении этих терминов из 4-х
благородных истин есть очень тонкие нюансы, которые, с одной стороны, были несколько утрачены и искажены в некоторых, но не всех буддийских школах, а с другой стороны, всё очень и очень индивидуально.
Таким образом, вторая
благородная истина указывает, что у страдания есть причины, которые заключаются в желании утвердиться в сансарном бытии.
Буддизм зиждется на четырёх основных принципах, которые принято называть
благородными истинами.
Третья
благородная истина учит, как избавиться от страданий.
Первая
благородная истина дукха (с санскр. «страдание») гласит, что жизнь, которую ведёт человек, есть страдание, и он видит страдание везде, сам страдает и, естественно, задаёт себе вопросы: почему всё устроено так, какова причина страдания?
Первая
благородная истина утверждает, что страдание носит универсальный характер и обнаруживается в повседневном опыте.
Буддизм говорит, что жизнь – это страдания, а путь избавления от страданий – соблюдение восьми
благородных истин и т. д.
Оригинал
благородных истин можете найти в буддийских текстах (Dhammacakkappavattana Sutta).
Если три первые этапа пройдены, первые три
благородные истины уже дают необходимое понимание.
Такова
благородная истина о пути, ведущем к утолению всякой скорби.
Именно этот опыт позволил ему сформулировать свои знаменитые
благородные истины.
Вторая
благородная истина обнаруживает причину страданий.
Четвёртая
благородная истина открывает каждому человеку путь к нирване.
Эти 4
благородные истины очень похожи на медицинский диагноз и путь к излечению, ведь сначала нужно диагностировать болезнь (в данном случае страдание), потом понять, что эта болезнь излечима, и дать схему лечения.
И на этом объяснение первой
благородной истины заканчивается.
Это пятая
благородная истина.
В свете множества свечей и факелов на стенах этого грандиозного помещения позолоченный основатель учения о четырёх
благородных истинах бесстрастно взирал на вошедших в очередной храм.
Ого, это что то новенькое – четыре врага человека знания, вместо четырёх
благородных истин нудизма.
Однако третья и четвёртая
благородные истины дают надежду.
С другой стороны, Будда в одной из своих самых известных проповедей провозглашает четыре
благородные истины, так что это слово всё-таки присутствует в буддистском дискурсе.
Проповедь посвящена четырём
благородным истинам, включающим и благородный восьмеричный путь, ведущий любое существо в состояние пробуждения (бодхи, нирваны и т. п.).
Но то, что было открыто, как он повторил ещё раз, – это четыре
благородные истины.
Первая
благородная истина буддизма гласит: жизнь есть страдание.
Третья
благородная истина – Ниродха (буквально в переводе с санскрита «подавление») – истина о полном прекращении беспокойной неудовлетворённости.
Четвёртая
благородная истина – Марга (буквальный перевод с санскрита – «путь») – истина о среднем пути, о пути прекращения страдания, в которой предложен срединный, Восьмеричный путь достижения нирваны (то есть успокоенности ума).
Первый – праведные взгляды, правильное понимание четырёх
благородных истин.
Вторая
благородная истина – о причине возникновения (санскр. самудая) страдания – утверждает, что буквально всё в этом мире способно породить страдание в силу страстного желания и цепляния.
Итак, первая
благородная истина: всё земное преисполнено страданием.
Вторая
благородная истина заключается в том, что причиной страданий выступает желание, точнее, абсолютная невозможность удовлетворить желание целиком и полностью.
Первая из четырёх
благородных истин буддизма говорит о страдании (дукха).
А в
благородных истинах суть такая: если вы их принимаете, значит, они в вашем мире существуют, если не принимаете, то их попросту нет.
Вторая
благородная истина говорит о причине человеческого страдания.
Например, я читала четыре
благородные истины в буддизме, и там говорится, что человек должен идти путём самодисциплины, избегая в том числе лжи – неправедной речи.
Вторую
благородную истину вы можете принять на веру, можете отрицать, можете спорить и проверять.
Так вот, первая
благородная истина заключается в том, что страдания есть.