Упражняясь по примеру его, научился он цезуре или разделению александрийского
ямбического стиха на две половины.
Какое из них должно было определить место ударной константы в русском
ямбическом триметре?
Если в стихотворении встречается отклонение от законов, которым обязана подчиняться
ямбическая строка, то, с точки зрения математика, это уже не ямб.
Своеобразное положение триметра в системе русских
ямбических размеров объясняется именно тем, что место ударной константы в этом стихе было спорным.
Последняя строфа начинается с восстановления расшатанной
ямбической инерции – даётся три стиха правильного ямба подряд.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: чилибуха — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Русские стихотворцы, пытаясь воспроизвести античный
ямбический триметр, испробовали каждый из этих четырёх возможных случаев.
Однако для многих филологов стихотворение, содержащее не слишком много нарушений, не перестаёт быть
ямбическим – в то время как математик назовёт его всего лишь похожим на ямб, ямбоподобным.
Однако второй стих вводит в
ямбическую упорядоченность элемент, подобный анапесту, что не допускалось поэтическими нормами той эпохи.
Однако развитие этой, чуждой основной конструкции стихотворения, интонации протекает на фоне усиления, а не ослабления
ямбической инерции.
Как известно, в античном триметре двухсложные
ямбические стопы могли заменяться не только двухсложными же стопами (спондеями), но и трёхсложными (трибрахий, дактиль, анапест) и даже четырёхсложной (прокелевсматик).
В том виде, в каком она сейчас лежит передо мной, это скорее набросок, чем законченное произведение; написана она поэтической прозой, местами переходящей в
ямбический ритм, впрочем, схожий и с другими размерами.
Хотелось бы по аналогии предположить, что эволюция
ямбической строфы опирается на естественный ритм фраз языка – синтагм коротких и длинных, насыщенных и не насыщенных ударениями (т. е. необильных и обильных служебными словами) и т. д.
Вопреки рифме, здесь проведена отчётливая кольцевая композиция: в первой и четвёртой строках использованы правильные
ямбические формы (III и IV), но композиционный центр строфы составляют два стиха с вкраплением двух двухсложных метиктовых интервалов, что создаёт уже инерцию интонации анапеста.
Так как античный триметр при всех своих диподических особенностях всё же является прежде всего последовательностью шести
ямбических стоп, то первым русским размером, который напрашивается для перевода, оказывается 6-стопный ямб – стих с константой на шестой стопе.
Ритм конца
ямбической строчки определяется естественной регрессивной диссимиляцией общей ударности (80–60–42–100%); ритм начала строчки определяется естественной прогрессивной диссимиляцией тяжёлой ударности (90–96–94–86 %).
Первичный ритм русского
ямбического триметра не вызывает сомнений: это стих из 12 слогов, в котором чётные слоги могут нести ударение, а нечётные – не могут.
На этот раз опровергнуть психологическое построение автора можно просто фактической ссылкой на то, что стихотворение «Зимняя дорога» написано чистым четырёхстопным хореем, а вовсе не «грустным
ямбическим размером».
Потом следует то же место (о втором явлении собранным ученикам) в эллинских стихах (героическим гекзаметром, как сказано в книжке); третьим идёт
ямбическое греческое переложение того же; дальше – по-«славянорусски» («славороссисти»), потом на новоболгарском языке, дальше по-албански, по-латыни, по-итальянски, по-французски, по-арабски, по-турецки и по-армянски.
Показательно, что если первый стих второй строфы представлен сравнительно редкой III формой (в пушкинской традиции – около 10 %), то четвёртый – самой частой IV, а следующий стих начинается полноударной формой, особенно важной для создания
ямбической инерции.
Во второй половине XIX века складываются относительно устойчивые пропорции употребления стихотворных размеров в русской лирике: около четверти всех стихотворений пишется 4-стопным ямбом, четверть – остальными
ямбическими стихотворными размерами, четверть – хореями, четверть – 3-сложными размерами.
Если в стихотворном тексте свободно чередуются
ямбические строки с хореическими, то его определяют как двусложный размер с переменной анакрусой; если дактилические с амфибрахическими и анапестическими – то как трёхсложный размер с переменной анакрусой.
Разумеется, все эти изменения находятся в прямой связи с изменениями, рассмотренными в предыдущем параграфе: падение ямба и анапеста – прямое следствие падения женской цезуры, которая одна позволяла первому полустишию иметь
ямбическое или анапестическое звучание.
– Нерифмованный
ямбический пентаметр – наиболее трудный вид английского стихосложения, если писать правильно.
– Это действительно стихи, о чём легко догадаться по
ямбическому метру и наличию концевых рифм.
Они любили поупражняться и посостязаться в
ямбической поэзии.
Открытием декабристской поэзии был жанр лирико-ораторского монолога,
ямбического стихотворения на гражданскую тему, опирающегося на одическую традицию XVIII в.
За конкурсом
ямбического четверостишия с перекрёстной рифмой abab и всеми усложнениями и двух пар рифм aabb,таких архаичных, изначальных на вид, конкурс таких оппозиций, как изъяснение / заявление; повествование / называние; линейность / дискретность; музыка / театр; сплошной текст / пауза; речь / молчание (не безмолвие, как отсутствие чего бы то ни было, а именно молчание говорящего) и т. п…
Несколько элегий написано чистым 5-стопным ямбом («Уныние», или «Желание», «Уныние», или «Разлука», «Осеннее утро», «Опять я ваш, о юные друзья», «Не спрашивай, зачем унылой думой» и др.), другие – сочетанием многостопного (5– и 6-стопиого) ямба с более короткими
ямбическими строками («Мечтателю», «Выздоровление», «К ней», «Певец», «Я видел смерть», «Я думал, что любовь угасла навсегда» и др.).
Он называется и теперь
ямбическим (язвительным) потому, что этим метром язвили друг друга.
Антракт не должен, по его мнению, нарушать впечатления от развивающейся перед зрителем драмы: не загромождая действия и отличаясь от него своим лиризмом, он всё же должен идти в тон с
ямбической частью пьесы, с диалогом.
Оно характеризуется прихотливым орнаментом различной длины «отступов» стихотворных строк, не мотивированным параллельной сменой протяжённости разностопных
ямбических строк.
Оказывается, на меня порой находило
ямбическое и хореическое настроение (о существовании дольников, тактовиков и остального я тогда ещё не подозревал).
Хорошо, но зачем же он не следовал своему определению и сам не держался этой свойственной нам версификации, а почти исключительно употреблял
ямбический стих и довольствовался рифмами, иногда и довольно бедными.
Подлинник писан
ямбическим пятистопным стихом древних трагедий.
Важно и то, что метрическая перекличка стихотворной и прозаической части текста поддерживается здесь также на звуковом уровне: в
ямбической фразе, непосредственно предшествующей стихотворной цитате, мы без труда обнаруживаем скопление звука «д», который затем дважды встречается в первой строке цитаты, а также «р» и «ст»; во фразе, подхватывающей ямб стиха, находим повторяющиеся «р» (и «пр»!) и «в».
Наиболее мощным орудием жёлчной сатиры поэта стали стихи написанные различными
ямбическими размерами, где чередовались две строки различной длины.
Примеры
ямбического стиха другой длины мы предоставляем студентам найти самостоятельно.
И русские поэты довольно долго стремились именно к такому построению
ямбического стиха.
Она заглядывает подруге через плечо и видит множество перечёркнутых строк и приписку: «переложить
ямбическим тетраметром».
Триметр – стих из трёх
ямбических диподий.
Неужели ты не понимаешь, сколько глубинного смысла вложено в это
ямбическое двустишье?!
Я мрачно посмотрела на него. Нарочно он шпарит
ямбическим стихом или это случайно вышло?
Возможно, на этой «
ямбической скованности» отразилась наша несчастная эпоха конца 40-х годов, когда любая «формалистическая» поэзия казалась непозволительной экзотикой.
Например, стандартный
ямбический метр является постоянным напоминанием о том, насколько набита рука автора.
Я написал трагедию в ругательствах
ямбическим стихом.
В общем, это был бомбический, пардон,
ямбический спондейный образ, весь в перрихиях, в котором присутствовали и амфибрахий, и дактиль, и в нашем случае ещё и птеродактиль.