В некоторых
хадисах пророк подробно рассказывает о взаимоотношениях соседей.
За это время он тщательно изучил не менее 600 тысяч
хадисов, из которых отобрал для своей книги всего 7563.
Арабский собиратель
хадисов, который подвергся гонениям со стороны халифа аль-Мамуна и стал одним из первых мучеников ислама, основанного на шариате.
Скажем сразу, что о познании самого себя в исламских
хадисах очень много говорится.
Некоторые из них имеются в книгах по фикху (исламскому праву) и сборниках
хадисов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бездождный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Достоверным
хадисом считается только упомянутое нами сообщение.
В одном из комментариев к упомянутым
хадисам сказано: «Если человека будут чрезмерно хвалить, расхваливать, подчёркивать в нём то или иное качество, а на самом деле у него этого качества нет, то он может начать думать, что оно у него есть, а потому возгордится и снизит обороты в духовном росте, развитии и совершении благодеяний, полагая, что достиг высочайших уровней».
Здесь среди множества
хадисов были максимы, призванные растревожить любого, склонного к лёгкой наживе.
Кто-то может сказать, что слабые
хадисы принимаются в качестве доказательства в отношении дополнительных добродетельных действий36.
Неудивительно, что учёные халифата, справедливо подозревая своих правителей в непомерных амбициях и жадности, всеми силами старались подтвердить подлинность
хадисов.
А потому, как говорит
хадис, всякое дело, которое не начинается с бисмилляхи ррахмани ррахим – «абтар», то есть куцое, обрезанное, оскоплённое.
Знатоки
хадисов именовались мухаддис, туллаб ал-хадис.
В этом
хадисе говорится: «Чтобы быть невежественным, человеку достаточно рассказать всё услышанное им (то есть быть легковерным)».
Тут уместно привести следующий
хадис.
Некоторые передатчики
хадисов сообщают, что её лик блистал, подобно солнцу18.
Мужчины чинили сапоги и домашнюю утварь или сидели, молитвенно закрыв лицо руками и читая священные
хадисы, чем испрашивали благополучие грядущего дня.
На эту тему можно привести несколько
хадисов.
Знайте, что три этих
хадиса указывают на то, что подобное свидетельство относится не только исключительно к сподвижникам, но и ко всем верующим после них, которые следовали их пути в вере, знании и искренности.
Соответственно, желая определить, какие из высказываний пророка могут считаться подлинными, а какие следует отбросить, они объехали все земли уммы, собирая
хадисы везде, где только могли их найти, а потом подвергли каждый самому тщательному и строгому анализу.
К тому же, вместо того чтобы поклониться при входе, они, как гласит
хадис, вступали в ворота, «передвигаясь на ягодицах» (то есть вели себя весьма надменно).
Однако в них вошли далеко не все известные
хадисы.
Тем не менее, среди суннитских учёных имеются разногласия относительно того, кто первым начал записывать
хадисы.
В этом плане мы располагаем большим количеством
хадисов.
А кто не знает толкования
хадиса, и оно не дошло до его разума, то за него уже сделали это, он должен лишь уверовать в него и принять его.
А начало этой притчи находим в нижеследующем
хадисе.
Существует знаменитый
хадис, о котором мы говорили в нашей книге «Дастан-и растан» («Сказания о праведных»).
Мы исследовали данный вопрос на основе
хадисов и разъяснили их правовое значение.
Известно, что кадариты приводят в довод
хадисы «Каждый ребёнок рождается на своём врождённом естестве» и «Мои рабы были созданы единобожниками, а шайтаны отвращают их от их религии».
Во всех трёх случаях законовед обнаруживает текст
хадиса, переданный надёжным и заслуживающим доверия передатчиком.
Этот
хадис ясно говорит о достоинстве искателя знания, ведь нет никого лучше, чем тот, на кого ангелы возлагают крылья в знак внимания и уважения к нему и удовлетворения тем, что занят благим делом – поисками знания, ради которого он вышел из дома.
Признаваемая и средневековыми, и современными исламскими учёными проблема, связанная с ха-дисами, заключается в том, что значительная их часть –
хадисы недостоверные, или сочинённые (мавду ‘), либо сомнительные, или слабые (да‘иф).
В этом деле за основу были взяты методы и принципы, использующиеся при толковании смысла
хадисов, ибо любой другой путь оказался бы ошибочным.
Мы изначально хотели перевести полную версию книги, где указаны источники
хадисов, иснады и глубокий научный разбор, но понимания то, что эта информация предназначена больше для крепких требующих знания, которые в принципе и так могут читать её на арабском языке, поэтому мы решили перевести это краткое изложение, дополнив её самостоятельно источниками с полной версии книги, чтобы вы ссылались не просто на слова шейха аль-Альбани из книги, а могли ссылаться на сами источники, которые он приводит.
Как было сказано выше, существует также практика, в соответствии с которой высказывания сахабов (сподвижников) и таби‘инов также называют
хадисами.
Идея равенства прослеживается и в ряде
хадисов.
Аль-Бухари среди учёных своего времени прославляется своими большими и глубокими знаниями в области изучения
хадисов.
Автор свода
хадис ас-Сахих, пользующегося большим авторитетом.
В
хадисе подчёркивается: «Возмездие (смертная казнь) [допускается] только в случае преднамеренных убийств».
Именно в
хадисах имеется первое в мусульманской традиции упоминание о тюрках.
Каждый
хадис состоит из двух частей: собственно информации, называемой матн, и иснада – перечисления людей, передававших друг другу из поколения в поколение текст матна, причём вторая часть не менее важна, чем первая, ибо именно она определяет степень авторитетности того или иного рассказа.
Начав изучать
хадисы с 10-летнего возраста, ал-Бухари проявил незаурядные способности и необыкновенную память.
Это, как в том прекрасном
хадисе.
Мусульманская умма нуждается в учёных, которые анализируя и сопоставляя
хадисы и аяты вынесут правильную фетву по тому или иному вопросу.
Их изучали и продолжают изучать богословы, а знание
хадисов и умение рассказывать их неизменно вызывает глубокое уважение в мусульманском мире.
Они свободно признали, что бесчисленные
хадисы зачастую являлись поддельными, многие из них противоречат друг другу, а халифы, правоведы и еретики создали их волей-неволей для разных целей.
Иными словами, как источник для изучения истоков ислама
хадисы совершенно бесполезны.
В конце концов, как сказал один известный исследователь
хадисов, споры об иснадах стали не только долгими, но и скучными.