Шутки в Исламе

Абу Абдулла Сейд Ибн Ахмед Ибн Хамуда, 2018

Ислам рассматривает шутку расширенно, видя в ней ее созидательную цель. В мусульманском понимании ей присущи правдивость на слове и на деле. Абсолютно исключено, чтобы она сопровождалась моральным унижением или была чрезмерной. Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) шутил, при этом не произнося ничего, кроме правды. Шутку можно сравнить с оазисом, на котором отдыхает верующий, чтобы затем возобновить свой путь. Важно только не забывать, что, если шутки чрезмерно увеличились, то дело принимает характер, противоположный требуемому…

Оглавление

  • Предисловие автора книги

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шутки в Исламе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие автора книги

Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху! Мы восхваляем Его, обращаемся к Нему за помощью, просим у Него прощения и прибегаем к Нему от зла, которое кроется в наших душах, и от плохих последствий наших дел…

Кого поведет Аллах по прямому пути, тому нет заблуждающего! А кого Он оставит без руководства, тому нет ведущего! Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! И я свидетельствую, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) — Его раб и посланник!

«О те, которые уверовали! Устрашитесь Аллаха достойным Его величия страхом и не достигайте конца дней своих, кроме как достигнув покорности (ислама) Ему!»1

«О, люди! Бойтесь вашего Господа, который создал вас из одной души, затем создал из нее пару ей и распространил из них множество мужчин и женщин! Побойтесь же Аллаха, которым вы упрашиваете друг друга, и берегите связи с родственниками! Поистине, Аллах является наблюдателем над вами!»2

«О те, которые уверовали! Побойтесь Аллаха и говорите слова обдуманные! Тогда Он исправит вам ваши дела и простит вам ваши грехи! Тот же, кто послушается Аллаху и Его посланнику, тот уже получил великий успех и победу!»3

Далее…

Мораль — это одна из основ религии, которая обязательно должна преобразовываться в жизни людей в практическую реальность, должна находить свое отражение в их поведении, делая светлым их мирское бытие. Надо учитывать и понимать, что исследование отдельных сторон морали должно проходить в рамках общего целостного духа религии. Стоит напомнить, что умение шутить — это одна из нравственных составляющих исламской личности.

Шутка и веселье — это вещи, любимые человеческой душе, и они приветствуются в нашей религии с тем только условием, что их границы будут уточненными нормами шариата. Если же они соблюдаться не будут, то веселье может стать настоящим горем, добавив на жизненный счет «весельчака» грехов и низких поступков.

Среди тех случаев, когда рамки шариата не соблюдаются, доходя иногда даже до неверия и ереси, можно назвать, например, подшучивание над установлениями религии, издевательство и насмехательство, ложь и запугивание, затрагивание чести и репутации, вмешательство в частную жизнь, злословие и выискивание недостатков.

Кроме того, шутки иногда настолько учащаются, что становятся причиной многочисленных отрицательных последствий, как например, потеря уважения к часто шучащему человеку, пренебрежительное и равнодушное отношение к людям, легкомыслие и халатность.

В результате могут возникнуть даже такие затруднения, решение которых в законодательном порядке будет нелегким. И все это — результат чрезмерности в шутках. Ведь, действительно хорошо сказано, что они — как соль в еде: если добавлена чрезмерно, приводит к противоположному результату.

Таким образом, все сказанное нами выше, надеемся, достаточно прояснило уважаемому читателю важность избранной темы.

Общеизвестно, что завистники и недоброжелатели нашей религии стремятся исказить образ ислама. Они лживо и клеветнически сыпят на него бесчисленные обвинения, среди которых и то, что религия — это сухость, жесткость и суровость. Как сказал Всевышний Аллах: «Тяжки слова, которые они произносят своими устами. Они говорят только явную ложь».4

Но ведь в действительности дело обстоит совсем иначе: наша религия — это радование других людей и умение быть веселым, легким в общении. Веселость — вещь одобряемая, как можно видеть это, например, из хадиса, передаваемого от Абу Зарра (да будет Аллах доволен им!), о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал ему однажды:

–Ни за что не пренебрегай ничем из одобряемых вещей, даже если это будет всего лишь встречание твоего брата с улыбающимся лицом!5

Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) шутил, при этом не произнося ничего, кроме правды. Шутку можно сравнить с оазисом, на котором отдыхает верующий, чтобы затем возобновить свой путь. Важно только не забывать, что, если шутки чрезмерно увеличились, то дело принимает характер, противоположный требуемому…

Ислам рассматривает шутку расширенно, видя в ней ее созидательную цель. В мусульманском понимании ей присущи правдивость на слове и на деле. Абсолютно исключено, чтобы она сопровождалась моральным унижением или была чрезмерной. Описывая великий характер Своего посланника (да благословит его Аллах и приветствует!), Всевышний Аллах говорит:

(Если бы ты был грубым, с черствым сердцем, то они обязательно бы покинули тебя)6

Т.е., если бы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), был бы жестким, сухим в обращении со своими сподвижниками, постоянно приказывающим или запрещающим им что-то, тогда они оставили бы его и его призыв… Но он был тем примером, которому следовали во всем: в его делах и поступках, в его методике установления общественных связей, в личном поведении…

В общем моя работа в этом исследовании сводится к следующему:

1. Приведение описательных примеров того, как шутил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) и различных видов шуток (речевая, шутка-действие, прямая шутка и шутка-намек),

2. Определение языкового и шариатского понятия шутки, а также ее правового

статуса, т.е. ее «хукм»7

3. Приведение примеров того, как шутили сподвижники и их последователи (да будет Аллах доволен ими!), а также другие праведные предшественники,

4. Описание примеров запрещенной шариатом шутки и разъяснение ее видов,

5. Описание некоторых правовых последствий, которые вытекают из вседозволенности в шутках, правовые и моральные ограничения шутки, ее полезные и вредные стороны,

6. Лечение страдающего чрезмерной шутливостью, фатва-постановление Постоянной Палаты по этому вопросу, а затем завершительная часть работы — заключение.

7. Кроме того, по причине немногочисленности материала по данной теме, я самостоятельно пересмотрел и исследовал хадисы, найденные и собранные мною из научных книг по хадисам. Среди этих книг можно назвать, в частности, работу Ибн Аль-Газий. Однако, я нашел в его книге некоторые упущения. Во-первых, она не упорядочена. Во-вторых, некоторые приведенные им хадисы — слабые. В-третьих, автор не исследовал позиции мусульманских ученых: ни из числа праведных предшественников, ни современников.

Я прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал мою работу искренней ради Его благородного лика, чтобы она стала полезной для мусульман и легла бы в чашу моих добрых дел в Судный День…

Завершая, скажу, что то, что было удачным в этой работе — это от Одного Аллаха, Благодетельствующего, Дарующего; а что было из ошибок или упущений, то — от меня и от шайтана, Аллах же и Его посланник чисты от этого… И только у Аллаха можно просить и ждать помощи!

И да благословит Аллах и да приветствует нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников!

Написал:

Абу Абдулла Сейд Ибн Ахмед Ибн Хамуда,

Египет, Восточный Округ, Заказик, Кафр Аль-Хаммам,

Отредактированно 13 мухаррам 1428 г.хиджры.

Определение шутки

Шутка — это вид игры или забавы. В арабском толковом словаре «Мухкам» она определена как «противоположность серьезности».

Сокращая определение шутки в словаре, говорим:

Шутка — это обращение с другими с мягкостью и дружелюбием, без нанесения малейшей обиды, таким образом, что из этого понятия абсолютно исключаются издевательство и насмехательство. Шутливые люди — это те, кто не относятся как к категории людей скучных, так и к категории тех, кого презирают за их насмешки.

Шутник — это добродушный весельчак или тот, кто рассказывает что-либо своим друзьям и смешит их этим.

Синонимами шутить являются такие слова как: забавлять, веселить, сыграть с кем-то шутку, пересыпать речь шутками.

Терминологическое (шариатское) понятие.

1. Шутка — это такое действие со стороны шутящего, которое сближает его с другими людьми; оно происходит по-простому, мягко, тепло и дружелюбно, без причинения малейших обид.

Это — определение шутки в шариатской трактовке. И если бы не последняя фраза — без причинения малейших обид, то данное определение можно было бы относить ко всем видам шуток.

2. Также можно определить шутку как разыгрывание или подшучивание одного человека с кем-то другим. Это подшучивание может быть разрешенным, а может быть и запрещенным шариатом.

Виды шуток

Мусульманский богослов и хадисовед Ибн Хиббан (да помилует его Всевышний Аллах!), описывая шутку, разделил ее на две категории: похвальная и порицаемая.

К первой относятся все те шутки, в которых нет ничего из того, что порицается Всевышним Аллахом, в ней нет никакого греха и она не приводит к разрыву родственных связей.

Ко второй категории относятся те шутки, которые сеют вражду между людьми, приводят к потере достоинства и доброго имени, искореняют правдивость и искренность. В результате таких шуток низкий воодушевляется и наглеет, а благородный становится презираемым среди людей.

Хотелось бы добавить от себя, что описанная Ибн Хиббаном похвальная шутка как раз и есть тот ее вид, который использовал благородный пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) для утешения, вселения радости, удаления стесненности между ним и его сподвижниками (да будет Аллах доволен ими!). И это — использование шуток — одна из красот его нрава и одно из проявлений им скромности и отсутствия возвеличивания над людьми. В дальнейшем мы, иншаАллах, рассмотрим шутки Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) более подробно…

«Хукм» — правовой статус — шутки

Шутка — действие, разрешенное шариатом. Доказательством этого является то, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) шутил со своими сподвижниками. Иногда она бывает похвальной (мустахаб)8, иногда позволительной (мубах)9, порицаемой (макрух) или запретной (харам).

Рассмотрим по очереди каждый из перечисленных выше видов.

Похвальная шутка.

О том, что шутка бывает похвальной (мустахаб), писал имам Ан-Навави (да помилует его Аллах). Подробнее его слова по этому вопросу будут рассмотрены ниже.

Я же, как автор, хочу добавить от себя, что такой можно назвать ту шутку, в результате которой достигается какой-то полезный результат, как например, улучшение настроения, достижение расположения собеседника и проявление дружелюбия к нему.

Образцом данной шутки можно назвать слова благородного пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), сказанные им маленькому мальчику Абу Умайру. Когда у Абу Умайра умерла дорогая для него птичка, посланник спросил его: «О, Абу Умайр! Что случилось с Нугайром?»

Этими словами Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) утешал, успокаивал и веселил мальчика. Это и есть пример похвальной шутки.

Шутка порицаемая и запретная.

Оба этих вида шутки в общем запрещаются, как передается об этом в сообщениях о некоторых праведных предшественников. Так, например, Имам Ибн Абдуль-Бирр сказал в своем труде «Прелесть собраний ученых»: «Некоторые ученые порицают чрезмерство в шутках, т. к. это имеет губительные последствия: часто затрагивается честь других людей, сеются вражда и злоба, наносится вред братским отношениям между верующими».

Примером запретной шутки можно назвать насмехательство над религией. Как сказал Всевышний Аллах: «Не берите аяты Аллаха предметом для насмешек».10

Порицаемой же шутка становится тогда, когда люди чрезмерствуют в позволительных шутках.

Позволительная шутка.

Это такая шутка, которая, хотя и не имеет общих признаков с порицаемой или запретной шутками, но, в то же время, не имеет и никакого явного положительного эффекта, что присуще шутке похвальной. Имам Ан-Навави пишет по этому поводу следующее:

«Ученые говорят, что запрещенная шутка (т.е. как запретная, так и порицаемая) — это та, в которой есть излишество, а также та, которая имеет постоянный характер. Подобные шутки приводят к ожесточению сердец, отвлекают от поминания Аллаха (Велик Он и Прекрасен!), нередко влекут за собой причинение обид, сеют ненависть, приводят к потере уважения и достоинства.

Если же ничего подобного нет, то шутки ни в коем случае не запрещаются. Ведь даже сам Пророк Ислама (да благословит его Аллах и приветствует!) изредка шутил, достигая этим улучшения настроения, успокоения души и проявления дружелюбия.

Совершенно точно, что в такой шутке нет ничего запретного, но и более того, она относится к Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) и желательно ее совершение в тех случаях, когда она обладает положительным эффектом. Заявляя это, мы опираемся на слова признанных ученых.

Мы исследовали данный вопрос на основе хадисов и разъяснили их правовое значение. Поистине, это — то, в чем по-настоящему велика потребность! Успех же — от Аллаха!».

Шутки пророка с его сподвижниками

В общем смысле эта тема раскрывается нами при изучении хадиса, передаваемого от одного из самых известных и уважаемых сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) Абу Хурайры (да будет доволен им Всевышний Аллах!). В нем говорится о том, что однажды люди удивленно сказали Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!): «О, посланник Аллаха! Поистине, ты шутишь с нами!» Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил: «Поистине, я не говорю ничего, кроме правды».

Имам Аль-Хаттабий (да помилует его Аллах!) по этому поводу писал следующее: «Один из праведных предшественников как-то был спрошен о шутках пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Его ответ был таков: «Пророк обладал благородством и достоинством, и располагал к себе людей при помощи шутливого, веселого обхождения с ними».

Интересно, что в передаваемом от Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен им!) предании говорится нечто противоположное данному пророческому хадису, а именно: «Не изображай своего брата и не шути с ним»11.

Стоит упомянуть, что хадис этот слабый. Кроме того, достаточно несложно согласовать значения двух хадисов, что и сделал Аль-Хафиз Ибн Хаджар, сказав: «Согласование значений этих двух хадисов приводит к выводу о том, что запретным в шутках является то, что содержит в себе чрезмерство и постоянство, т. к. это отвлекает от поминания Великого Аллаха, размышления о проблемах и потребностях религии, приводит к огрублению и черствости сердец, нанесению обид, появлению ненависти и презрения, потере уважения и достоинства.

Все же остальное, что не связано с вышеперечисленным, позволительно. А в случае, если это приводит к улучшению душевного состояния собеседника и установлению с ним дружеских отношений, то шутка становится действием желательным и одобряемым».

Комментируя слова пророка («Поистине, я шучу…»), Аль-Манави пишет: «Имеются в виду как слова, так и дела… А то, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) выделил именно словесную форму шутки («не говорю ничего, кроме правды»), не означает, что его дела были другого порядка.

Это потому, что нам достоверно известно, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) был чист как на слове, так и на деле, и был защищен от любых человеческих ошибок.»

Посмотрите же и убедитесь сами: Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) веселился и шутил со своими сподвижниками, да будет Аллах доволен ими! Это было одной из характерных черт его натуры и проявлением его скромности и простоты, ведь он шутил как со взрослыми, так и с детьми, как с богатыми, так и с бедными, не различая между людьми…

Игры Благородного Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, с мальчиками

Один из сподвижников, Анас Ибн Малик, который при жизни пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) был еще маленьким мальчиком, рассказал следующее: «Поистине, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) дружил с нами (имеются в виду — мальчики, дети), и однажды даже успокаивал моего младшего брата, говоря ему: «О, Абу Умайр!12 Что случилось с Нугайром13

Объясняя значение этих пророческих слов, Абу Иса Тирмизи14 сказал: «Этот хадис дает понять, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) шутил, а также то, что он дал почетное второе имя маленькому мальчику, обратившись к нему со словами: «О, Абу Умайр!».

Также можно понять, что нет ничего страшного в том, чтобы дать ребенку птичку для игры с ней. Ведь эти слова («О, Абу Умайр! Что случилось с Нугайром?») благородный пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал по поводу маленькой пташки, с которой играл младший братик Анаса и из-за смерти, которой он очень расстроился. Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) успокоил и утешил мальчика».

В своих комментариях к рассматриваемому нами хадису Аль-Манави (да помилует его Всевышний Аллах!) пишет: «Поистине, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал эти слова потому, что у этого мальчика была птичка, с которой он играл.

Когда же она умерла, мальчик начал скучать по ней, как обычно это происходит, когда ребенок теряет свою игрушку. Тогда благородный пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) облегчил ему его душевную боль, поговорив с ним. Можно представить себе, насколько он обрадовался от того, что с ним заговорил сам Избранник Всевышнего!

После этого разговора мальчик успокоился. Он стал довольным и начал по достоинству гордиться тем, что сам пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) оказал ему такой дружественный знак. Вернувшись домой, мальчик радостно рассказывал своей семье о произошедшем: «Он поговорил со мной! Он спросил меня!..»

Таким образом эта радость отвлекла его от печали. Забылось то, что было. Вся эта история показывает нам, насколько великолепный такт был у нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). Также упоминается и о том, что этот ребенок обладал смышленостью и сообразительностью, поэтому-то Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) и заговорил с ним…»

Рассматривая этот хадис в «Толковании сборника хадисов Муслима» имам Ан-навави пишет:

«В этом хадисе очень много полезных моментов. Важнейший из них — это вывод о разрешенности наречения почетным прозвищем («куньей») того, у кого нет детей, а также позволительности наречения им ребенка и, кроме того, вывод о том, что это не будет считаться ложью.

Из хадиса мы узнаем и о том, что шутка разрешена в том случае, если не содержит в себе ничего греховного; что позволительно придавать именам уменьшенную форму15; что дозволено, чтобы ребенок играл с птичкой, и что его воспитатель может позволить ему это.

Также узнаем и о том, что позволена рифмовка речи без вычурности16; похвально доброе обращение с детьми, дружба с ними. Кроме всего этого, в хадисе содержится разъяснение того, насколько прекрасен был нрав пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), какими благородными достоинствами он обладал и насколько был скромен…»

Али Аль-Карий в своих указаниях к рассматриваемому нами хадису говорит следующее:

«Хадис содержит в себе: увеселение маленького ребенка с целью утешения; уважение и учет его чувств…»

Таким образом, общий вывод из приведенных нами слов ученых по поводу данного хадиса состоит в том, что шутка является делом поощряемым и похвальным, если ее целью является уважение чувств, развлечение и развеивание печали, проявление дружеского отношения…

Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) прысканьем водой

В достоверном хадисе, приведенным как в «Сахихе» Бухари, так и в «Сахихе» Муслима, передаются слова Махмуда ибн Рабиа (да будет доволен им Аллах!), сказавшего: «Я научился от пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) прысканью, когда мне было пять лет: он прыснул мне в лицо водой из ведра».

Ан-Навави (да помилует его Аллах!), комментируя этот хадис в «Толковании Муслима», писал: «Ученые по арабскому языку определяют прысканье как выбрасывание воды изо рта с разбрызгиванием. Так обычно играют с детьми, показывая им свое дружелюбное к ним отношение и оказывая этим знаком внимания почет и уважение их отцам.

В этом хадисе утверждена позволительность шутки в целом. Также нам известно, что некоторые ученые сказали о том, что возможно, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) хотел этим того, чтобы Махмуд запомнил этот момент и затем рассказывал его другим, ведь таким образом он получил достоинство стать передатчиком хадиса от самого благородного пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).

Таким образом, этим хадисом утверждается верность того факта, что Махмуд является из числа сподвижников, даже если к тому времени он достиг всего лишь так называемого возраста «различения»17, т.е. на тот момент ему было пять лет. И некоторые даже сказали, что всего лишь четыре. А Всевышнему Аллаху об этом известно лучше.»

Уже цитируемый нами выше Али Аль-Карий (да помилует его Аллах!) объясняет значение этого хадиса следующим образом: «Из тех шутливых случаев, которые произошли у пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с детьми, тот, когда он прыснул водой в лицо Махмуда ибн Рабиа, которому тогда было пять лет.

В этом действии было божественное благословение, потому что, когда он подрос, то ничего не сохранилось в его памяти, кроме этого единственного момента, который он мог рассказывать другим. По этой передаче им хадиса он считается из числа сподвижников пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) и из числа передатчиков хадисов18, а его возраст — пять лет — был сделан наименьшим возрастом, с которого позволено принимать пророческие хадисы»

Таким образом, в этом хадисе рассказывается о том, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) шутил с Махмудом ибн Рабиа (да будет доволен им Аллах!), когда тот был еще маленьким мальчиком, прыская ему в лицо. Из этого факта можно сделать два полезных вывода:

1 — то, что шутка может быть, как словом, так и действием;

2 — дозволенность игры с детьми прысканьем водой им в лица. А потому распространенная у египтян поговорка «Брызганье водой — это вражда» неверна, т. к. вода брызгается в данном случае с целью посмешить, повеселить и подружиться с тем, с кем шутят. Это делается с использованием небольшого количество воды, так, чтобы ребенок не испугался, не заплакал и не обиделся».

Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с маленькой девочкой

Забавный случай, произошедший в жизни нашего благородного пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), поведала нам великая сподвижница Халид бинт Халид ибн Саид: «Я пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) вместе со своим отцом. На мне была желтая рубаха. (Увидев меня,) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: «Сэнэх! Сэнэх!» (Один из передатчиков хадиса по имени Абдулла добавил, что по-эфиопски это означает «хорошая, красивая»).

Затем я начала играть с кольцом пророчества и отец начал отгонять меня окриками. Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) остановил его, сказав: «Оставь ее». Потом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) начал говорить (мне): «Сноси и износи! Потом опять — сноси и износи! Потом опять — сноси и износи!» (Тот же Абдулла (да помилует его Аллах!), передавая этот хадис, добавил, что она продолжала жить очень долго, точно как было сказано пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!), т. е. по количеству изношенных ею одежд, которое было согласно количеству сказанных пророком слов-пожеланий ей: «Сноси и износи!»)19.

В комментариях к этому хадису Ибн Баттоля (да помилует его Аллах!), которые содержатся в его книге «Толкование Аль-Бухари», говорится: «В этом хадисе содержится правовое положение о том, что разрешается общение мужчины с маленькой девочкой, которая находится в том возрасте, в котором невозможно представить, чтобы она могла вызвать появление желания к ней. Ему позволено с ней шутить, даже если она не находится с ним в родственных отношениях.

Этот вывод делается на основании того, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) играл с Умм Халид (да будет Аллах доволен ею!), когда она была еще маленькой девочкой. При этом он (да благословит его Аллах и да приветствует!) непосредственно касался ее, по крайней мере в месте нахождения его пророческого перстня. Они общались друг с другом на равных, по-дружески…

А если бы это было запретно, то благородный пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) обязательно бы запретил ей, как запретил (своему внуку) Хасану ибн Али (да будет Аллах доволен им!), когда тот был маленьким, съесть упавший финик, так как пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) побоялся, что этот финик мог выпасть из мешка фиников, предназначенных на милостыню, которая была запретна для него и членов его семейства.

Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с мужчиной, имеющим увечье

Как передается от Анаса ибн Малика (да будет Аллах доволен им!), один мужчина из числа жителей пустыни, имя которого было Захир, иногда преподносил пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) дары из того, что обычно бывает в деревне. Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) подготавливал ему вещи в дорогу, когда тот возвращался назад к себе домой. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал о нем: «Поистине, Захир — наша деревня, а мы — его город».

Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) любил его. Он был человеком с увечьем, уродливым. В один из дней пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) пришел к нему, когда тот продавал свои товары на рынке. Тогда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) обнял его сзади в тот момент, когда тот его не видел. Мужчина сказал: «Отпусти меня! Кто это?» Затем он обернулся и узнал пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!).

Тогда он начал изо всех сил стараться прислониться спиной к груди пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), а пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) начал говорить: «Кто купит раба?» Захир сказал: «О, посланник Аллаха! Если так, то ты увидишь, что я не пользуюсь спросом у покупателей!» Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) отвечал ему: «Однако у Аллаха ты — совсем не непользующийся спросом!» Или же он сказал: «Но ведь у Аллаха ты — дорогостоящий!»

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя (да помилует его Аллах!), упомянув этот случай, сказал следующее: «…разве ты не видишь, как пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) говорит бедуину, шутя с ним: «Кто купит у меня раба?», а тот отвечает: «Ты увидишь, что я — дешевый». Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) возражает ему, говоря: «Но ты — раб Аллаха — дорогой». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) имел в виду, что он — раб Аллаха. Использованная им форма предложения была вопросительной, а потому в этой шутке нет ничего страшного, так как он (да благословит его Аллах и да приветствует!) шутил и не говорил ничего, кроме истины».

Итак, мы видим, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), шутил как с детьми, так и со взрослыми. Он общался с людьми дружелюбно, не обращая внимания на неприятную внешность, как это было показано в рассмотренном выше хадисе о Захире ибн Хараме, мужчине из пустыни с врожденным увечьем. Но, несмотря на все это, пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) вел себя с ним приветливо, шутливо, показывая ему то, что он высоко ценит его, словами: «Однако у Аллаха ты — дорогой!»

Так видели ли Вы когда-нибудь человека, подобного пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) из тех, кто несравнимо ниже его по месту и положению? А ведь он — кто же он?! Благородный пророк, посланный от Господина Миров, тот, чье положение было высоко оценено Самим Всевышним Аллахом в ниспосланном Им писании, сказав о нем: «Если бы ты был грубым, с черствым сердцем, то они обязательно бы покинули тебя; будь же мягким, снисходительным с ними, проси для них прощения и советуйся с ними. Когда же ты решишься на какое-либо дело, то (после принятия решения действуй и) положись на Аллаха. Поистине, Аллах любит тех, кто полагается на Него!»

Кроме того, Всевышний сказал: «И, поистине, ты — великого нрава» И, действительно, готов поклясться Аллахом, до чего же отлично сказаны о нашем пророке (да благословит его Аллах и да приветствует!) эти стихи:

Если счастья не дано Вам своими глазами увидеть его,

То хотя бы узнать две черты его — возможность есть:

И в облике внешнем, и в характере — предел совершенства!

Всех же достоинств его нам просто не счесть!

Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах!)

Однажды, обращаясь к своему маленькому слуге Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах!), пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: «О, двуухий!» И, как комментирует это Махмуд, передавая слова Абу Усамы, «имеется в виду, что он пошутил с ним».20

В своей книге «Толкование Достоинств» Аль-Манави (да помилует его Аллах!) дает следующее объяснение этих слов: «О, владелец двух ушей, которые способны слышать, усваивать и понимать смысл услышанного!» Таким образом пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), подчеркнув в нем эту его особенность, оценил и похвалил в нем его сообразительность, проницательность и умение слушать.

И ведь действительно, тот, кому Всевышний Аллах даровал способные слышать уши, у того есть больше возможностей и причин для того, чтобы заучивать и понимать. Поэтому эти слова могли бы быть в основе совсем не шуткой. Но, так как один из передатчиков хадиса Абу Усама сказал: «Это означает, что он (да благословит его Аллах и да приветствует!) шутил», то становится понятно, что это — шутка, содержащая правдивое значение и преследующая определенную полезную цель. В том, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) не назвал Анаса по имени, а обратился к нему со словами «О, двуухий!» видна та простота обращения и то добродушие, которые были присущи его мягкому и легкому характеру»

Объясняя эти же пророческие слова, другой комментатор Али Аль-Карий в книге «Собрание способов толкования «Достоинств»» пишет следующее: «Это означает поощрение и указание на то, что надо внимательно слушать то, что тебе говорят. Ведь способность слышать осуществляется за счет слуховых возможностей ушей, а потому тот, кому Всевышний Аллах создал уши, а он после этого пренебрегает этим, не стараясь усвоить услышанное, тому нет оправдания.

Также от некоторых ученых передается версия о том, что эти слова относятся к тем шутливым выражениям, которые были присущи мягкой натуре посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!). И это, второе, объяснение более чем очевидно, ведь Анас (да будет Аллах доволен им!) в то время был еще маленьким десятилетним слугой достопочтенного пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). Коротко говоря, можно подвести следующие итоги:

1 — Абу Усама (да помилует его Аллах!) является передатчиком хадиса на тему шутливости пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!);

2 — очевидное из контекста значение слов («О, двуухий!») — то, что именно Анас (да будет Аллах доволен им!) отличался от других своим умением слушать. Можно также предположить, что его уши были большими или, наоборот, маленькими, или в них был какой-то изъян. А Всевышнему Аллаху известно об этом лучше.»

А вот другой случай, когда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) пошутил с ним же…

Благородный Анас (да будет Аллах доволен им!) рассказывал следующее:21

«Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) был наилучшим человеком по своему характеру. Однажды он (да благословит его Аллах и да приветствует!) отправил меня с поручением, я же ответил ему: «Клянусь Аллахом! Я не пойду!» А сам про себя решил, что обязательно схожу туда, куда он (да благословит его Аллах и да приветствует!) меня отправляет. И я пошел. Когда же я дошел до мальчишек, играющих на рынке, (то остановился посмотреть), и тут пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) схватил меня сзади за затылок. Я посмотрел на него и увидел, что он (да благословит его Аллах и да приветствует!) смеется. Он спросил меня: «О мой маленький Анас! Ты сходил туда, куда я велел тебе сходить?» Я ответил: «Да, я уже иду, о, посланник Аллаха!»

Посмотрите же — и да будет Вам милость Аллаха! — насколько скромен и великодушен наш пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), который шутит со своим маленьким слугой вместо того, чтобы упрекать его. Сравните это с тем, что можно увидеть сегодня в поведении некоторых знаменитостей и богачей, которые даже не интересуются делами тех, кто живет проще, чем они. Они не приветствуют их, не шутят с ними и даже не улыбаются им, ведя себя надменно и высокомерно… Просим же у Аллаха защиты от подобного!

Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с мужчиной, обратившимся к нему с просьбой

Как-то Анас ибн Малик (да помилует его Аллах!) поведал о том, что некий мужчина обратился к пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!) с просьбой о даче ему верхового животного. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил ему следующими словами: «Я посажу тебя на детеныша верблюдицы». Мужчина спросил: «О, посланник Аллаха! Что же мне делать с детенышем верблюдицы?» Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил: «А разве то, что рождают верблюдицы, это не верблюды?»22

Автор книги «Помощь от Достойного поклонения» прокомментировал это следующим образом: «Словосочетание «детеныш верблюдицы» в его наиболее распространенном и часто используемом значении подразумевает маленького верблюжонка, который не годится для верховой езды. А потому, говоря про нормального верблюда, мужчина не понял смысл ответа. Ведь и правда, верблюды, даже если они уже взрослые особи, в основе — детеныши, рожденные верблюдицей. Поэтому это выражение одинаково правдиво можно сказать как по отношению к маленьким, так и по отношению к взрослым верблюдам.»

Говоря об этом хадисе, Али Аль-Карий (да помилует его Аллах!), пояснил: «Этим пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) желал проявить мягкость и дружелюбие к этому мужчине».

Шутливые слова пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), сказанные им Али (да будет доволен им Аллах!): «Встань, о запылившийся («Абу Тураб»)!»

В обоих достоверных сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится история от Сахля ибн Саада о том, что однажды Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует!) пришел в дом своей дочери Фатимы и, не застав там ее мужа, спросил: «Где же сын твоего дяди?» Она ответила: «Между ним и мной кое-что случилось и он, рассердившись на меня, вышел и не провел у меня времени послеполуденного отдыха».23

Тогда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) попросил какого-то мужчину: «Посмотри, где он». Тот сходил и, вернувшись, сообщил: «О, посланник Аллаха! Он дремлет в мечети». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) отправился в мечеть и застал там Али (да будет доволен им Аллах!) лежащим (на земле). Его верхняя одежда спала с половины его тела, а он сам был покрыт пылью. Тогда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) начал стряхивать с него пыль и песок, говоря: «Вставай, о отец пыли! («Абу Тураб»)! Вставай, о отец пыли!»24

Разъясняя значение этого благородного хадиса, Аль-Хафиз Ибн Хаджар писал: «В этом сообщении, передаваемом от Сахля, содержится множество полезных сведений. Первое из них — это позволительность полуденного сна в мечети. Затем — разрешенность шутки с разгневанным человеком для того, чтобы постараться отвлечь и успокоить его.

Кроме того, позволительность дачи «куньи» не по имени ребенка, а также в том случае, если у него она («кунья») уже имеется. Можно также давать человеку «кунью» и тогда, когда точно известно, что он не разозлится из-за этого, но и более того, будет доволен. Как случилось это с Али (да будет Аллах доволен им!), который в последующем всегда радовался, когда к нему обращались по этому имени («Абу Тураб»). Кроме всего этого, в хадисе говорится также и об общении с зятем и успокаивании его во время гнева»

Шутки пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с его достопочтенными супругами (да будет доволен ими Аллах!)

На эту тему можно привести несколько хадисов. Первый из них, содержащийся в обоих достоверных сборниках Бухари и Муслима, о том, что однажды пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), несмотря на множество тех моментов, которые постоянно занимали его, все же находит время и сидит, разговаривая, со своей женой, достопочтенной Аишей (да будет Аллах доволен ею!), которая рассказывает ему историю Абу Зараа. В основе это достаточно длинный хадис, содержание которого сводится к следующему:

Еще во времена джахилийи (доисламский период) одиннадцать женщин собрались вместе и клятвенно пообещали, что ничего не скроют друг перед другом и расскажут все как есть про своих мужей. Затем каждая из них описала то положительное и отрицательное, что есть в ее муже.

Рассказывая эту историю, Аиша (да будет доволен ею Аллах!) уже в самом конце приводит слова последней, одиннадцатой, женщины по имени Умм Зараа, которая сказала: «Мой муж — Абу Зараа. А кто же он такой — Абу Зараа?» Затем она описала его качества, после чего сказала: «Мать Абу Зараа… Кто же она такая — мать Абу Зараа?» Затем она также описала и ее качества. После этого она продолжила: «Сын Абу Зараа… Кто же он такой — сын Абу Зараа? Рост его равен размеру его ложа, а для сытости ему достаточно его ножен»25 Затем она стала говорить дальше: «Дочь Абу Зараа… Кто же она такая, дочь Абу Зараа? Подчинение отца и подчинение матери, наполненность ее одежд и гнев ее соседки»26 Вслед за всем этим Умм Зараа рассказала о том, что однажды Абу Зараа вышел от нее и встретил красивую женщину. Он женился на ней и развелся с Умм Зараа.

Оканчивая рассказ своей истории, Умм Зараа говорит: «После этого на мне женился другой мужчина. Он одарил меня из его щедрот, дав мне верблюдов и многого-многого другого, сказав: «Вкушай сама, о, Умм Зараа, и пошли в подарок своей семье!» Но, если бы я собрала все то, что он дал мне, то это не заполнило бы и самого малого сосуда из сосудов Абу Зараа!»

Когда Аиша (да будет доволен ею Аллах!) завершила свой рассказ, пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), произнес: «Я для тебя — то же, что Абу Зараа для Умм Зараа»

Говоря о неизменной мягкости и доброте, с которыми пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) обращался с его достопочтенными женами, можно привести в пример следующий случай… Однажды, когда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) был в доме у одной из его жен (да будет доволен ими Аллах!), другая прислала блюдо с угощением. Та же, в доме которой он (да благословит его Аллах и да приветствует!) был, ударила по рукам слуги и блюдо упало, разбившись вдребезги.

Тогда пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) стал собирать разлетевшиеся остатки разбитой посуды и упавшей еды, говоря: «Приревновала ваша матушка». Затем он (да благословит его Аллах и да приветствует!) попросил слугу подождать, пока ему не принесли посуду из дома той, у которой он был. После этого пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) отдал целую посуду вместо разбитой, а разбитую оставил в доме той жены, которая разбила»

Также в этой главе можно упомянуть и хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах!), в котором она рассказывает о первых днях своего замужества: «Я все еще продолжала играть с девочками в доме пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) и у меня были подружки для игры с ними. Когда же пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) приходил домой, то мои подружки отбегали от него (в другую сторону комнаты из страха к нему). Он же (да благословит его Аллах и да приветствует!) собирал их ко мне, (указывая им рукой, чтобы они вернулись ко мне, не разбегались и не боялись), и (сам отходил подальше, давая им возможность продолжить игру)».

Описывая характер пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), Ибн Баттал (да помилует его Аллах!) писал: «Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) был самым высоконравственным человеком среди своей уммы, с самым радушным и приветливым лицом, что Всевышний Аллах описал следующими словами: «И ведь, поистине, ты — великого нрава!» Он (да благословит его Аллах и да приветствует!) веселил женщин, мальчишек, шутя и играя с ними.»27

Следующий хадис на эту тему также передается нам от Аиши (да будет доволен ею Аллах!): «Как-то пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал мне: «Я знаю точно, когда ты довольна мною и когда ты сердишься на меня» Я спросила: «Как же ты понимаешь это?» Он (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил: «Если ты довольна мною, то ты говоришь: «Клянусь Господом Мухаммада». А если ты сердишься на меня, то говоришь: «Клянусь Господом Ибрахима» Тогда я сказала: «Действительно, это так. Но, клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, этим я «покидаю» только твое имя».28

Соревнование в беге пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с Аишей (да будет доволен ею Аллах!)

Супруга пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) благочестивая Аиша (да будет Аллах доволен ею!) рассказывала следующее: «Однажды я отправилась вместе с пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!) в одну из его поездок. В те дни я была еще бестелесной, худой девушкой. И вот пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал шедшим вместе с нами людям: «Идите вперед». Когда они ушли вперед, он (да благословит его Аллах и да приветствует!) обратился ко мне: «Давай, я тебя обгоню!» Я побежала и обогнала его.

Затем некоторое время он (да благословит его Аллах и да приветствует!) ничего не напоминал мне об этом. Когда же я поправилась, оформилась телосложением и совсем забыла про этот случай, то вновь выехала с ним в одну из его поездок. Он (да благословит его Аллах и да приветствует!) снова попросил шедших с нами людей: «Идите вперед!». Затем он (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал мне: «Идем-ка, я тебя обгоню!» Я побежала, и он (да благословит его Аллах и да приветствует!) обогнал меня. Тогда он начал весело смеяться, приговаривая: «Этот раз — за тот!»

По этому поводу можно привести слова известного комментатора Священного Корана Ибн Кясира (да помилует его Аллах!): «В самом характере пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) было умение красиво общаться с другими, все время быть приветливым и веселым. Он шутил с членами своей семьи, мягко обращаясь с ними и проявляя щедрость в расходовании средств на них. Он смешил своих жен (да будет доволен ими Аллах!). И даже как-то бегал наперегонки с матерью верующих Аишей (да будет доволен ею Аллах!), показывая ей этим свою любовь к ней».

Шутка пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с Хузайфой (да будет доволен им Аллах!) словами: «Вставай, о соня!»

Говоря о шутках пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с его сподвижниками можно привести отрывок из хадиса, передаваемого со слов Хузайфы (да будет Аллах доволен им!), где он говорит: «… затем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) укрыл меня частью его добавочных одежд29, которые он одевал, когда совершал молитву. Так я продолжал спать, пока не наступило утро. А когда я проснулся, он (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал мне: «Вставай, о соня!»30

Рассматривая тему обращения по производному имени, имам Аль-Куртуби приводит несколько примеров такого обращения, среди которых и исследуемые нами слова «Вставай, о соня!». Вначале имам, разъясняя слова Всевышнего Аллаха: «О, завернувшийся! (укутавшийся в одежду)»31, говорит: «Из этого обращения Всевышнего (к Его посланнику) можно извлечь два полезных момента. Первое — это мягкость и доброта. Дело в том, что арабы в давние времена, когда хотели показать кому-либо свою доброту и оставить упреки, обращались к нему по имени, производному из его состояния.

Примером этого могут служить слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), с которыми он обратился к Али (да будет Аллах доволен им!), когда тот разгневался на Фатиму (да будет доволен ею Аллах!). Пророк пришел к нему, когда тот спал (на земляном полу в мечети). Когда Али проснулся и встал, на боку у него налипли песок и пыль. Поэтому пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) обратился к нему по производному от его состояния имени: «Вставай, о отец пыли!». Этим он показал Али (да будет Аллах доволен им!), что ни за что его не порицает и по-прежнему мягок с ним.

То же самое можно сказать и об обращении пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) к спящему Хузайфе (да будет доволен им Аллах!): «Вставай, о соня!». Эти слова были проявлением мягкости к нему, указанием на отсутствие какого-либо укора или упрека».

Доброе обращение пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) с Микдадом (да будет доволен им Аллах!

Сподвижник пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) Аль-Микдад поведал о следующем забавном случае32:

«Я и два моих товарища пришли в Медину. Мы так сильно устали в дороге, что уже почти ничего не чувствовали. Мы начали предлагать разным сподвижникам пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) принять нас у себя, но ни один из них не согласился. Тогда мы пришли к пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), и он пошел с нами к себе домой. Предоставив нам трех козочек, он (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: «Доите их молоко и делите его между нами».

Мы стали доить их молоко и каждый из нас пил полагающуюся ему долю. Ту же долю, которая полагалась пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!), мы оставляли ему. Он приходил поздно вечером, приветствовал миром так, что голос его не будил спящего и, одновременно, был слышен бодрствовавшему. Затем он шел в мечеть и совершал там молитву. Потом он подходил к своей доле молока и пил его.

И вот, в одну из ночей, ко мне явился шайтан — а я уже выпил свое молоко — и сказал мне: «Мухаммад ходит к ансарам и они потчуют его. Он наедается у них и ему не нужен этот «глоточек»». И я пошел и выпил остаток. Когда же молоко ушло глубоко в мой желудок, и я почувствовал, что оно там точно не усвоится, шайтан начал запугивать меня, внушая мне чувства горького сожаления и отчаяния и говоря: «Горе тебе! Ты что наделал?! Ты что — выпил долю Мухаммада?! Сейчас он придет и, не найдя ее, призовет на тебя проклятие, и ты погибнешь! Пропадет у тебя и мирская жизнь, и будущая!» На мне был небольшой плащ: если я укрывал им свои ноги, то открывалась голова, а если укрывал голову — то ноги. Сон никак не шел ко мне, в отличие от двух моих приятелей — они спали. Они ведь не натворили того, что я натворил.

И вот появился пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!). Он произнес слова приветствия, как всегда это делал, а затем пошел в мечеть и совершил в ней молитву. Вернувшись из нее, он подошел к своему питью, открыл сосуд и, ничего в нем не обнаружив, воздел руки к небу… Тут я сказал про себя: «Сейчас он призовет на меня проклятие, и я навсегда погибну!» Но пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) произнес: «О, Аллах! Накорми того, кто меня накормил, и напои того, кто меня напоил!» Тогда я взял свой плащ, завязал его на себе покрепче, взял большой нож и пошел к козам, чтобы выбрать самую тучную и зарезать ее для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!). Посмотрел — а ее вымя переполнено молоком! И все остальные козы — то же самое! Тогда я взял сосуд семьи Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует!) — тот, в котором они обычно ждали, чтобы им дали их часть молока, — и начал доить в него, пока не увидел сверху пенку.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие автора книги

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шутки в Исламе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Священный Коран, сура «Семейство Имрана», аят 102.

2

Священный Коран, сура «Женщины», аят 1.

3

Священный Коран, сура «Союзники», аяты 70-71.

4

Священный Коран, сура «Пещера», аят 5.

5

Достоверный хадис. Приведен в сборнике имама Муслима (да помилует его Аллах!)

6

Священный Коран, сура «Семейство Имрана», аят 159.

7

Хукм — это правовой (шариатский) термин, означающий статус, правовую оценку того или иного действия. Например, распитие спиртных напитков — харам — действие, запретное для мусульман; совершение ежедневной пятикратной молитвы — фард — обязательное действие. Прим.пер.

8

Т.е. желательной, поощряемой к ее совершению. — Прим.пер.

9

В смысле — можно ее совершать, а можно оставить. Прим.пер.

10

Священный Коран, Сура «Корова», аят 231.

11

Слабый хадис.

12

Абу Умайр — это так называемая «кунья» (т. е. второе имя, почетное прозвище) мальчика. В обычаях арабов давать человеку «кунью» по имени его ребенка (например, Абу Ахмад — «отец Ахмада», Умм Ахмад — «мать Ахмада»), или по характерной для этого человека черте (например, Абуль-калям — «отец речи»: так именуется разговорчивый человек; Уммуль-хайр — «мама добра»: так именуется добрая, благодетельная женщина), или по вещи, предмету, который всегда с ним и которым он отличается от других (например, Абу Хурайра — «отец котенка»: это почетное второе имя знаменитого сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), которое настолько закрепилось за этим мужчиной, что стало даже более известным, чем его настоящее имя (по-настоящему его звали Абдуррахман); Абу наззора — «отец очков»: так можно назвать любого, кто носит очки, и в этом нет обидного, насмешливого оттенка) — Прим.пер.

13

Нугайр (араб.) — это птица, похожая на воробья, с красным клювом. Некоторые из языковедов говорят также, что так арабы называли птенчика у воробья. Есть и мнение о том, что это название маленькой птички с красной головой. См. «Язык арабов» («Лисан Араб»)

14

Имеется в виду факих и хадисолог Абу Иса Ат-Тирмизи, да помилует его Всевышний Аллах. — Прим.пер.

15

В арабском языке Умайр — это уменьшенно-ласкательная форма для мужского имени Умар, а Нугайр — для слова «нагыр», что примерно можно перевести как «певучий, щебечущий» — прим.пер.

16

Что проявилось в том, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) срифмовал имена «Умайр» и «Нугайр» так, что в оригинале на арабском языке его слова звучат как короткий стишок-шутка. Прим.пер.

17

Возраст «различения» — дословно это возраст, когда ребенок начинает различать суть вещей: что дорого и что дешево, что опасно и что безопасно и т.д. В основе же это — шариатский термин, означающий возраст, по достижении которого ребенок получает некоторые, не влекущие в правовом плане серьезных последствий, права: купля-продажа товаров незначительной стоимости, получение наследства без права распоряжения им до достижения совершеннолетия и т. д. Прим.пер.

18

Сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует!) — это лучшее поколение мусульманской уммы, т. к. они — люди, избранные Всевышним Аллахом для принятия небесного послания и для несения бремени доведения исламского призыва до всего человечества. Благородный пророк сказал о них: «Лучшее поколение моей общины — это мои сподвижники. Затем — те, кто придут после них. Затем — те, кто придут после них.» Быть сподвижником — это честь, достоинство, почет, с которыми ничто не сравнится. Поэтому так важно оценен среди мусульманских ученых факт того, что Махмуд ибн Рабиа получил статус сподвижника за счет этого хадиса. А Аллаху известно лучше. — прим.пер.

19

Стоит упомянуть, что одежда в те времена была крепкой и грубой, носилась долго. Когда владелец одежды изнашивал одну свою одежду, он приобретал себе или сам ткал и шил следующую. Несколько одежд было только у состоятельных людей. Как например, передается, что у Аиши (да будет доволен ею Аллах!) было дорогое праздничное платье, которое занимали у нее женщины всей Медины в знаменательных для них событиях (свадьбы, приезд мужей из далеких поездок и т. д.). Конечно, этим они стремились кроме того еще и получить тот баракат, который исходил от семьи пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!) Люди жили действительно просто и скромно.

А также хотелось бы разъяснить значение указанного словами Абдуллы чуда пророческих слов: они стали просьбой («дуа») для этой девочки, а Аллах Всевышний никогда не отвергал просьбы («дуа») пророка! Повторим, сколько раз пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) произнес: «Сноси и износи!», столько раз она действительно «сносила и износила» свою одежду! Действительно, все, что делал и говорил наш пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) было поддержено и вдохновлено Аллахом! — Прим.пер.

20

Махмуд и Абу Усама — имена передатчиков хадиса. Хадис сахих. Приведен у Тирмизи, Абу Дауда и Ахмада (да помилует их Аллах!). Прим.пер.

21

Хадис сахих. Приведен у Муслима.

22

Хадис сахих. Приведен у Абу Дауда и Тирмизи.

23

Имеется в виду т. н. «кайлюля» — время дневного сна и отдыха, когда солнце находится в зените и люди скрываются от него в своих домах. Прим.пер.

24

Слово «запылившийся» звучит в оригинале этого хадиса на арабском «Абу Тураб» и переводится дословно «Отец пыли (песка)». Т.е. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) дал «кунью» Али (да будет Аллах доволен им). Про «кунью» см. прим.пер. Стр. 11

25

Имеется в виду то, что ему достаточно малого количества еды (того, что может поместится в ножны его меча). В общем эти слова Умм Зараа означают, что сын ее мужа очень маленький и худой. Прим.пер.

26

Имеется в виду, что она послушна родителям, полна так, что ее одежды сидят на ней впору, и ее красота вызывает гнев ее соседки. Прим.пер.

27

То, что благословенный пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) шутил с женщинами нужно правильно понимать. Нет сомнения, что это было в рамках шариата, который запрещает смешение между полами (т. е., если сказать коротко, это означает, что обучение, трудовая деятельность, отдых, лечение и т. д. — все это должно быть раздельным, а то неизбежное, что есть в общении между мужчинами и женщинами, должно проходить в строгих рамках этики, богобоязненности и совести). Здесь же говориться о том, что пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) шутил с женщинами и детьми в те времена, когда нравы были настолько дикие и грубые, что мужчины считали недостойным себя общаться с женщинами наравне. Пророк же (да благословит его Аллах и да приветствует!) никогда не гордился, не возвышал себя над другими созданиями Всевышнего и всегда достойно и по-человечески просто общался со всеми. А Аллаху известно об этом лучше. Прим.пер.

28

Имеется в виду: «Я не оставляю тебя, не меняю к тебе моего отношения, я просто не произношу твое имя» А Аллаху известно лучше. — Прим.пер.

29

Одежда тех времен часто представляла из себя большие куски ткани, которые обматывали вокруг бедер (это нижняя часть одежды — изар), накидывали на плечи.

30

Хадис приведен в сборнике достоверных хадисов имама Муслима (да помилует его Аллах!).

31

Первый аят суры «Муззаммиль» («Завернувшийся») Священного Корана. Аят был ниспослан пророку (да благослосит его Аллах и да приветствует!) в начале его пророческой миссии. Вернувшись домой с горы Хира, где он впервые повстречался с ангелом Джибрилем (мир ему!), пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует!) был потрясен и очень испуган. Он попросил Хадиджу завернуть его во что-нибудь, так как у него начался озноб. Указывая на это взволнованное состояние, Аллах обратился к своему пророку с этими словами: «О, завернувшийся!» С позиции арабоязычного понимания такое обращение было проявлением мягкости, кротости и снисходительности Всевышнего к Своему посланнику. — Прим.пер.

32

Хадис приведен у Муслима (да помилует его Аллах!)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я