Чем больше выражен невротизм старших по сравнению с младшими, тем выше точность оценок старшими
сиблингами невротизма младших.
Я как никто понимаю, как трансформируются семьи со старшими детьми после того, как рождается младший
сиблинг.
Благодаря ей тема
сиблингов заняла достойное по своей значимости место в понимании клиентских историй.
Чем больше матери контролируют своих детей, тем меньше сотрудничества и взаимопомощи наблюдается в отношении
сиблингов друг к другу.
Предпочтение родителями другого
сиблинга сильно влияет на ребёнка.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перегримировываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вторая подсистема – это подсистема
сиблингов, подсистема братьев и сестёр, подсистема детская.
Но даже если ребёнок по характеру спокойный и уравновешенный и у него нет
сиблингов , редкие семьи проживают этот детский возрастной период без слёз и криков.
Статья рассматривает проблему социализации младших школьников в условиях семейного воспитания, где в качестве ведущего фактора такой социализации следует рассматривать влияние
сиблингов.
Автор экспериментально показывает, что субъективно переживаемая связь с
сиблингом выступает фактором, детерминирующим становление механизмов психологической защиты и совладающего поведения.
Во-первых, с ростом занятости среди родителей, много старших
сиблингов присматривают за своими младших братьями и сёстрами.
Рассматривая сиблинговые отношения и причины возникновения конфликтов между
сиблингами нельзя обойти вниманием феномен различающегося родительского отношения.
Всё это может привести к тому, что менее привилегированный
сиблинг не будет вести себя просоциально в процессе сиблингового взаимодействия.
Доминирование старшего
сиблинга отрицательно коррелирует с отцовским позитивным отношением к старшему ребёнку и материнским демократичным стилем воспитания.
Отсутствие привязанности между родителем и ребёнком, авторитарное воспитание приводят к тому, что старший
сиблинг начинает лидировать в сиблинговой паре, подавляя младшего ребёнка.
Таким образом, мы можем говорить о том, что влияние родительско-детских отношений на отношения между
сиблингами может быть очень существенным и приводить либо к конфликтным, либо, наоборот, к позитивным отношениям, основанным на принятии.
Оба
сиблинга в этой ситуации, скорее всего, будут жёстко настаивать на своих требованиях, провоцируя на агрессию, даже если конфликт незначителен [Crick, Dodge, 1994].
Получены самооценки и взаимные оценки (оценки друг друга) экстраверсии и невротизма в парах
сиблингов.
Во-вторых, данные подтверждают, что конфликтные отношения между
сиблингами устойчивы не только в течение детства и юности [Brody et al., 1996], но и сохраняются во взрослой жизни [Brody, 1998].
Если дети имеют опыт позитивного взаимодействия между членами семьи, то это позволяет им понять, как слушать
сиблингов, сочувствовать их проблемам, принимать участие в совместном решении споров [Dubow, Tisak, 1989].
Опросник для
сиблингов три: Позитивное отношение родителя к ребёнку, Контролирующее негативное отношение родителя к ребёнку, Демократичный стиль отношений.
Доверительные отношения между матерью и старшим
сиблингом связаны с низким антагонизмом в отношениях между старшим и младшим ребёнком (r=–0,25).
Чем более экстравертирован
сиблинг (старший или младший) по сравнению с сиблингом-партнером, тем менее точно он оценивает его экстраверсию.
Второй состав
сиблингов – «не сирот» (детей одних родителей) показал, что главный в «клане», а конкретно самый старший, является законодателем желаний всех остальных членов группы.
Такое отношение искажает самовосприятие ребёнка, заставляя ощущать себя "плохим" на фоне успехов
сиблингов.
Например, старшая сестра, которая помогает другим
сиблингам выращивать их потомство.
В налаживании отношений между
сиблингами ключевую роль могут сыграть родители.
Обобщение результатов исследований развития
сиблингов показало, что отношение родителей к детям в семье во многом определяется возрастными потребностями ребёнка, однако младшие и старшие дети не могут правильно оценить этот факт, поскольку находятся в разных «точках» развития [4, с. 588].
В силу возрастной специфики личности в 9–10 лет наличие в семье
сиблинга (брата или сестры) одного с ним пола значимым образом снижает вероятность развития у ребёнка дезадаптивных страхов.
Возможно, в каких-то случах это и просиходит, но и здесь мы не видим существенных отличий от обычной ситуации наличия близкого по возрасту
сиблинга.
А рождение
сиблинга (брата или сестры, дальше будем использовать и этот термин) – это всегда стресс, даже если ребёнок давно мечтал о нём и просил.
Рассмотрим известный пример [3]: «быть братом – то же самое, что быть
сиблингом мужского пола».
В исследованиях определились следующие факторы, которые влияют на стабильность пребывания
сиблингов в замещающей семье: наличие биологических детей в этой семье, количество детей в ней, возраст приёмных и биологических детей, возрастные интервалы между детьми (моложе или старше приёмного ребёнка оказываются биологические дети).
В целом, в период развода и спора об опеке
сиблинги оказывают друг другу огромную эмоциональную поддержку.
Разделение
сиблингов используется судами очень редко и только тогда, когда доказана необходимость такого решения.
По понятным причинам я не буду называть имена детей, но и изменять их тоже не буду, поэтому у старшего или единственного ребёнка буду писать только первую букву имени, а в имени младшего
сиблинга первую, и последнюю буквы.
Этим объясняется часто наблюдаемый феномен психологической непохожести
сиблингов в одной семье.
Вспомнив прочитанное на одной из конференций – делите приёмных и родных
сиблингов, а объединиться они и сами смогут, когда готовы будут – я делила время, которое мы проводили с девчонками: одна у нейропсихолога, со второй несём ноутбук в ремонт.
Но суть дела заключается в том, что в одних обществах группа
сиблингов является структурной единицей, а в других нет.
Универсальный социологический принцип эквивалентности и единства
сиблингов.
Большим подспорьем являются братья и сестры в семье, кто наглядным примером мотивирует младшего
сиблинга двигаться и развиваться в нужном направлении.
Если вновь уподобить сообщество семье, то это странная семья, состоящая из довольно решительных и компетентных
сиблингов (чем такое кончается в антитерапевтической модели, описано в «Повелителе мух» Голдинга).
Матери всё время отслеживают изменения в симптомах и состоянии здоровья больного, влияние болезни на других членов семьи (например,
сиблингов больного ребёнка), а также то, как болезнь затрагивает его социальное функционирование.
– Это может быть злокозненный
сиблинг!
Я их видел зрением
сиблинга, но и то мог понять, что они одеты в кожаные куртки, держат охотничьи стволы и тлеющие факелы.
Объяснение всех этих проявлений истерии требует внимательного изучения
сиблингов.
В этой главе освещается ряд ограничений подхода «
сиблингов высокого риска», которые необходимо будет устранить по мере развития исследований в данной области.
Чувство вины и стыда характерно не только для родителей, но и для
сиблингов хронически больных (Frude, 1992).
Насколько этот акцент может быть этноцентричным, в какой степени такой анализ может служить идеологической установке, игнорирующей то, что всем известно, а именно важность
сиблингов?
Правильное функционирование подсистемы
сиблингов подразумевает отсутствие препятствий для общения ребёнка за пределами семейной системы.