Феноменология страхов. Психологическая коррекция и профилактика

Анна Ивановна Тащёва

Цель учебника заключается в изучении со студентами особенностей возникновения и способов преодоления различных страхов в период жизненного цикла человека. Данные материалы представляют собой анализ литературы по проблеме страха и систему психологической работы по минимизации страхов на примере программы коррекции страхов медицинских процедур. Предназначен для преподавателей и студентов (бакалавров, специалистов и магистров) высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки ВО 32.00.00 «Науки о здоровье и профилактическая медицина», 37.00.00 «Психологические науки», 40.00.00 «Юриспруденция», 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», 44.00.00 «Образование и педагогические науки», 47.00.00 «Философия, этика и религиоведение» и др.

Оглавление

  • Часть 1

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Феноменология страхов. Психологическая коррекция и профилактика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Введение

Психологическая профилактика и коррекция страхов у детей — одно из звеньев целостной системы воспитания самоактуализирующейся личности. Мы назвали эту систему «уроками любви к себе, другим людям и к природе в целом».

Чтобы быть счастливым, человек должен научиться любить, уважать и принимать самого себя. Необходимо уметь понимать свои чувства, поступки и мотивы поведения; любить свое тело, знать его, уметь заботиться о нем.

В данной части учебника приводятся основные сведения о природе, признаках и видах типичных страхов у мальчиков и девочек, о возрастной динамике страхов детей от 3 до 10 лет; даются развернутые представления о психологической помощи детям, испытывающим страхи: о целях и задачах, видах этой помощи; о возможностях, ограничениях, достоинствах и недостатках каждого из этих видов психологической помощи. Особое внимание уделяется анализу психологической терапии самораскрытием ребенка в творчестве как одному из самых естественных, доступному возрастным возможностям детей; анализируются профессиональные требования к личности и деятельности психолога — арт-терапевта.

Модуль 1. Проблема страхов в отечественной и зарубежной литературе

Цель модуля: сформировать базовые профессиональные компетенции у студентов о проблеме страхов у детей.

Тема 1.1. Предпосылки и причины возникновения страхов у детей

Цель: сформировать базовые профессиональные компетенции у студентов о предпосылках и причинах возникновения страхов у детей.

Многие авторы рассматривают страх как элемент некоторых патопсихологических состояний: фобий, неврастений, невроза страха. В настоящее время страх определяется как эмоция, возникающая у здоровых людей в ситуации угрозы их биологическому или социальному существованию и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [48; 52]. Волнение, беспокойство, опасение, ужас понимаются как различные степени выраженности эмоции страха.

В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным воздействием или опасным для существования организма фактором, страх часто возникает при отсутствии реальных, но ожидаемых страданий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями (изменяется артериальное давление, учащается пульс, усиливается выделение желудочного сока и т. д.) [16; 39]. Страх стимулирует выброс адреналина, что способствует усилению энергетики, возрастанию физических возможностей человека, который в страхе способен бежать «со скоростью ветра», драться как «дикий зверь» [49].

Несмотря на то, что чувства, вызываемые страхом, неприятны, страх выполняет важные функции в психической жизни человека: защитно-адаптивную, социализирующую, обучающую и воспитательную [11; 15–17]. Страх предупреждает человека о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике и мобилизовать ресурсы при встрече или поиске путей избегания. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Страх также способствует защите «Я» от чужеродного, неприемлемого влияния извне. Он помогает человеку ощутить границы личностного, безопасного пространства и отношений, в которых сохраняется единство «Я» и уверенность в себе. Страх может мобилизовать «Я» перед лицом опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов [16; 17; 30].

Страх играет важную роль в эволюции человеческого рода, так как он предотвращает слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Он, несомненно, был уже у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям.

В разных культурах дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в раннем детском и дошкольном возрасте — страх отделения от матери, в 7–8 лет — страх смерти и т. д. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько и в какой форме будет выражен тот или иной страх, зависит от индивидуальных особенностей психического развития ребенка и конкретных социокультурных условий, в которых происходит формирование его личности.

Некоторые психологические особенности делают возникновение страхов у детей более вероятным. К такого рода особенностям относятся прежде всего эмоциональная чувствительность и тесно связанная с ней впечатлительность, которые, подобно эмоциональной памяти, приводят к яркому, образному запечатлению травмирующих событий жизни. Инертность, ригидность нервных процессов, а также развитая долговременная память способствуют длительному удержанию и фиксации объекта страха в сознании и затрудняют переключение внимания, что, в свою очередь, закрепляет и усиливает чувство страха [28].

Вопрос о соотношении социальных, психологических и биологических причин возникновения страха у детей теоретически решается следующим образом: биологические факторы выступают в качестве предпосылок формирования страха, внешние условия жизни ребенка (режим, взаимоотношения в семье, воспитательная тактика взрослых) определяют, воплотятся ли эти предпосылки в ту или иную форму страха или найдут свое выражение в умении ребенка реально оценить степень опасности.

Страхи имеют свойство генерализовываться и распространяться. Для некоторых детей испугаться чего-то одного — значит начать бояться в любой новой или незнакомой ситуации. Часто ребенок, который страшится инъекции (укола), боится вида шприца, врача и даже запаха больницы. Смутное ощущение опасности может оказаться источником более серьезных страхов.

По мнению известного психотерапевта А. И. Захарова, необходимо различать переживание страха и состояние тревоги [15–17]. Разведение указанных понятий позволяет лучше определить состояние страха и дифференцировать его от других состояний и переживаний. Условно различия между страхом и тревогой можно представить в виде сравнительной таблицы (табл. 1) [5; 11; 17; 38; 43; 59]. Данные различия отражают два гипотетических полюса эмоций и не учитывают переходных состояний.

В отечественной психологии принято считать, что испуг есть неожидаемый страх. Испуг всегда присутствует при резком громком звуке, яркой вспышке света, неожиданном появлении объекта и других раздражителях большой интенсивности [14; 16]. Боязнью называют зафиксировавшийся страх. В медицинской литературе навязчивый страх как невротический симптом носит название фобии [11; 22; 23; 71].

Таблица 1

Различия эмоций страха и тревоги

З. Фрейд назвал тревогу «беспредметным страхом» [64]. В своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» исследователь замечает, что испуг (Schreck), страх (Angst) и боязнь (Furcht) неправильно употребляют как синонимы [64]. В отношении к опасности эти состояния легко разграничить. Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к последней, если она даже и неизвестна. Боязнь предполагает определенный объект, которого боятся. Испуг имеет в виду состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней не подготовлен, и подчеркивает момент неожиданности.

Мы отмечаем следующие причины возникновения страхов у детей [13]:

1. Наличие страхов у родителей (главным образом у матери): тревожность в отношениях с ребенком, избыточное ограждение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками. Наиболее подвержены этому виду страха единственные дети в семье, которые нередко становятся эпицентром родительских забот и тревог. Гиперопекающее поведение (чрезмерное оберегание, «сдувание пылинок» с ребенка) формирует в маленьком человеке ощущение неуверенности, беззащитности перед окружающим миром, наполненным опасностями.

2. Ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной требовательностью родителей к ребенку или их эмоциональным отвержением детей.

3. Большое количество запретов со стороны родителя своего пола или, напротив, предоставление полной свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные и нереализуемые угрозы со стороны близких взрослых.

4. Отсутствие условий для ролевой идентификации с родителем своего пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность себе.

5. Конфликтные отношения между родителями. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Особенно ранимы этом смысле девочки в силу их большей восприимчивости по сравнению с мальчиками.

6. Психические травмы, обостряющие возрастную чувствительность детей, приводящие к возникновению ощущения опасности.

7. Страх может возникать у детей из-за их сомнений в своих способностях к эффективному преодолению проблемных ситуаций.

8. Психическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми [16; 17; 31; 41; 51; 53; 54; 56; 58–60; 69; 71].

9. В 9–10 лет страх может стать разновидностью пассивной копинг-стратегии, привлекающей внимание окружающих с целью интенсификации их общения с ребенком для восполнения дефицита во внешнем, социально-психологическом ресурсе преодоления трудных ситуаций [13].

10. У мальчиков страхи чаще имеют дезадаптивный характер в случае отсутствия в семье отца, у девочек же — в случае отсутствия в семье дедушки. В силу возрастной специфики личности в 9–10 лет наличие в семье сиблинга (брата или сестры) одного с ним пола значимым образом снижает вероятность развития у ребенка дезадаптивных страхов.

11. Дети с выраженными страхами более чувствительны к социальным страхам, содержание которых связано с их опасениями, что окружающие не примут участия в оказании им помощи во фрустрирующих (сложных жизненных) ситуациях. Они развернутыми, обобщенными категориями описывают свои страхи; у детей же с невыраженными страхами последние, как правило, более конкретны.

12. Школьное обучение обостряет восприятие ребенком наиболее уязвимой в этом возрасте стороны личности — системы социальных связей и отношений, составляющей основу внешнего ресурса совладания с трудными жизненными ситуациями.

13. В личностной структуре детей с выраженными страхами преобладает «невротическая триада» факторов. Образ «Я» этих детей отличается доминированием отрицательных оценок и характеристикой себя в качестве слабых и социально некомпетентных личностей. Эти дети не уверены в своих силах, социально некомпетентны, замкнуты, робки, обидчивы, чрезмерно осторожны, поскольку из-за нарушенных социальных связей им больше приходится рассчитывать на свои слабые возможности.

14. У детей с выраженными страхами недостаточность внешнего личностного ресурса преодоления страхов (близкие взрослые — родители, прародители, тети и дяди) сопровождается несформированностью внутреннего (личностного) ресурса для совладания: они менее развиты в когнитивном (познавательном) плане, у них слабее психофизиологические возможности совладания со стрессом, они чаще имеют нарушения соматического здоровья, что может быть объяснено как «бегство в болезнь». В большей мере эти характеристики свойственны мальчикам, которые в силу культурных ожиданий не могут открыто проявлять свою слабость перед лицом трудных жизненных ситуаций.

15. Сниженная социально-психологическая компетентность личности ребенка, когнитивная простота восприятия ситуаций общения, выраженная ориентация на значимость других людей в оценке своей личности, заниженная самооценка, затруднения в поддержании позитивного образа «Я» и в самовыражении, повышенная эмоциональная возбудимость, детерминированная фрустрацией социальных потребностей, острое восприятие своей инакости (отличительности) и обидчивость предопределяют сферу проявления страхов и уровень их выраженности. Есть четыре критические сферы, в которых выраженность страхов у детей с описанным личностным комплексом выходит за пределы «нормального» уровня: а) ситуации проверки учебных знаний, б) самовыражение, в) отношения с педагогами, г) несоответствие социальным ожиданиям. Наиболее сильную тревогу дети с деструктивными страхами переживают в ситуациях оценки их знаний, достижений и возможностей [13].

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что в первую очередь родители (особенно мать), их деструктивное поведение по отношению к ребенку на ранней стадии его развития являются причиной, по которой возникает страх. Не последнюю роль в зарождении страхов человека играют наследственные, биологические признаки и личностные особенности. Рассмотрению признаков страхов будет посвящена следующая тема.

Тема 1.2. Признаки страхов у детей

Цель: сформировать базовые профессиональные компетенции у студентов о признаках страхов у детей.

Биологические проявления страха описаны физиологом И. П. Павловым и психологом К. Изардом, наблюдавшими изменения мимических мышц при страхе [20]. При страхе брови становятся почти прямыми и кажутся несколько приподнятыми, появляются горизонтальные морщины, занимающие 2/3 или 3/4 лба. Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в нормальном состоянии, нижнее веко напряжено, верхнее слегка поднято. Рот при страхе открыт, губы напряжены и немного растянуты.

Обычно интенсивность страха, которая меняется от предчувствия чего-то неприятного до ужаса, коррелирует с напряжением различных мышц в области бровей, глаз и рта, участвующих в мимических реакциях страха. Одним из наиболее ярких показателей интенсивности страха является степень оттянутости назад уголков рта, натягивающих губы над зубами.

Иногда (ужас, оцепенение, растерянность, плач) выражение страха так очевидно, что не нуждается в комментариях. Другими проявлениями страха могут быть косвенные признаки: стремление избежать посещения определенных мест или разговоров на травмирующую тему, смущение и застенчивость при общении. Страху предшествует чувство беспокойства. Поэтому ряд исследователей рассматривает именно это чувство как отправную точку появления страха.

При остро возникающем беспокойстве человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, дрожащим, невнятным от волнения голосом или совсем замолкает. Взгляд у него отсутствующий, выражение лица испуганное. У человека может появиться ощущение внутреннего холода, тело становится тяжелым, ноги «ватными», отмечается сухость во рту, сбивается дыхание, «сосет под ложечкой», щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет и тело «обливается холодным потом».

Одновременно человек совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или, наоборот, становится неподвижным и скованным.

Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма [16].

Таким образом, признаками страха служат физиологические проявления организма и поведенческие характеристики личности.

Для более детального изучения особенностей феномена страха в следующей теме будут рассмотрены виды страхов, их классификация и динамика.

Тема 1.3. Виды страхов и их динамика у детей

Цель: сформировать базовые профессиональные компетенции у студентов о видах страхов и их динамике у детей.

Теоретически все конкретные страхи можно разделить на три группы. Страхи первой группы обращены к человеку как биологическому существу, несут угрозу телу и физическому «Я». Этот страх можно назвать «быть ничем», т. е. не жить, не существовать, быть мертвым, — страх смерти. Вторая группа страхов отражает угрозу отношениям — лишение общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем» [13; 15].

Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи условно можно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», т. е. не соответствовать «Я-идеальному».

В табл. 2 приведены примеры конкретных страхов каждой группы.

Таблица 2

Три группы страхов

Каждый ребенок переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. Именно в это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие страха подразумевает определенный уровень интеллекта, обусловленный развитием критичности и осознанием опасности, а также развитием самоконтроля. Каждый вид страха обычно появляется в определенном возрасте и со временем исчезает.

Рассмотрим подробнее страхи, типичные для каждого возрастного периода развития ребенка, и обусловленность этих страхов [15–17].

1-й год жизни. В первые два месяца появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженные признаки непостоянного беспокойства при отсутствии матери в относительно непродолжительный период бодрствования и нахождения в новой обстановке. Беспокойство чаще всего выражается двигательным возбуждением и учащением дыхания, реже криком, и служит одним из показателей развития эмоциональной чувствительности. Оно быстро прекращается при появлении матери, ее ласковом голосе и улыбке. Беспокойство в новой обстановке уменьшается ко второму полугодию жизни благодаря развитию познавательной активности и любознательности. Несмотря на уменьшение беспокойства при уходе матери, заметно нарастает беспокойство при появлении незнакомых лиц. Беспокойство в отсутствие матери достигает своего апогея в семь, а страх чужих — в восемь месяцев, что указывает на привязанность к матери и способность выделять ее, потребность в чувстве безопасности.

В восемь месяцев у ребенка повышается чувствительность к интонациям голоса матери. Ребенок может испугаться появления в голосе матери непривычных и неприятных ноток раздражения, беспокойства и угрозы, не говоря уже о повышенном тоне и громко произносимом «нельзя». Он чутко улавливает фальшь и неестественность в голосе другого человека. Чем больше в таких случаях взрослый пытается вступить в контакт с ребенком, изображая заинтересованность и ласку, тем больше малыш испытывает раздражение и страх.

Возраст семи-девяти месяцев — это период повышенной чувствительности к тревожности и страху. Начиная с девятого месяца жизни у детей наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически прекращается страх посторонних людей. Дети этого возраста начинают как бы «осмысливать» происходящее вокруг, приглядываться к поведению общающихся с ними людей.

Итак, в первый год жизни ребенок в отсутствие матери, как правило, боится всего нового и неизвестного. У маленьких детей все реально, и только постепенно складывается объективированный характер представлений, в результате чего они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами.

От 1 до 3 лет. В этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения. К трем годам происходит осознание ребенком собственной личности, своего «Я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей этого возраста, которая выполняет одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «Я» и своеобразного ритуала предохранения от чувства беспокойства (тревоги), возникающего в ситуациях неопределенности, непредсказуемости, изменения отношений с близкими людьми.

Несмотря на большую потребность в самостоятельности, боязнь потерять мать все еще велика. Если до двух лет и мальчики, и девочки больше реагируют на отсутствие матери, что обусловлено ярко выраженной привязанностью к ней, а также эмоциональной и физической зависимостью, то после трех лет дети больше реагируют на разлуку с родителем противоположного пола. Именно в этом возрасте у малышей возникает страх темноты. Хотя в нем и есть элементы конкретных страхов, тем не менее этот страх уже довольно абстрактен. Боязнь темноты появляется не обязательно в результате каких-то ошибок в воспитании, но и в том случае, когда ребенок испытывает внутренние или внешние конфликты со своим окружением. Им кажется, что они всеми покинуты, к тому же во всех углах, по их мнению, могут скрываться страшные чудовища. В этом возрасте возможно появление и ночных страхов. Главным персонажем сновидений чаще всего оказывается сказочный волк. Волк нередко снится детям, которые боятся наказания родителей, особенно отца. Кроме того, волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей дошкольного возраста страх уколов и боли, связанный с болезненным опытом вакцинации.

К трем годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, являющаяся проекцией проблем ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, часто грозящей наказаниями. Перенесенный и неосознаваемый ребенком ужас или страдание, который он не может заявить днем, превращает ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, фактически порождаемыми родителями. Волк и Баба Яга символизируют также угрозу для жизни — физическое уничтожение, прекращение жизни, что предваряет появление психологически мотивированного страха смерти, возникающего у детей в 6–7 лет [16].

Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости — все это укрепляет волевую сферу детей и значительно уменьшает вероятность появления страхов.

От 3 до 7 лет. В возрасте от трех до пяти лет формируются такие чувства, как любовь, нежность, жалость и сострадание. Особую важность для развития ребенка имеет безусловная родительская любовь, поэтому такие высказывания, как: «Я не люблю тебя», «Я не хочу с тобой дружить», крайне болезненно воспринимаются детьми этого возраста и приводят к возникновению у них тревоги и беспокойства [8; 16; 17].

Это возраст дальнейшего формирования «Я» ребенка, когда формируется и чувство общности — понятие «мы», под которым ребенок понимает себя и родителей, а потом себя и сверстников. Интенсивно развивается и воображение. А раз так, то дети могут представить ожидающую их опасность и выразить ее словами. В то же время увеличивается вероятность появления воображаемых страхов. Психологическая структура страхов усложняется вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других.

В шесть-семь лет мальчики могут бояться страшных снов и смерти во сне. Часто именно в этом возрасте детям может предвидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. В старшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. По мнению А. И. Захарова, страх смерти появляется в данном возрасте, потому что именно в эти годы дети начинают осознавать, что человеческая жизнь не бесконечна [16].

Страхи могут усиливаться в результате неправильного педагогического воздействия родителей (ребенка в наказание запирают в темной комнате, оставляют дома одного), либо в результате каких-то непредвиденных обстоятельств (ребенок застрял в лифте, стал свидетелем автомобильной катастрофы), либо тогда, когда ребенок изолирован от сверстников.

И, напротив, возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности ослабевают в том случае, если родители спокойны, уверены в себе, если они принимают и поддерживают индивидуальные особенности своего ребенка.

От 7 до 11 лет. Ведущий страх в данном возрасте — страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения: школы, сверстников и семьи. Конкретные формы страхов «быть не тем» — это боязнь не успеть, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастании социальной активности, о формировании чувства долга, ответственности, обязанности, т. е. внутренней инстанции, что объединено в понятие «совесть», которая является центральным психологическим образованием данного возраста [13; 16; 17]. Для детей данного возраста характерны страхи, связанные со школой. Причин для этого множество. Иногда родители сами пережили дидактогенный страх и внушают этот страх детям, когда выполняют за них задания или излишне контролируют их. В результате у детей появляется чувство неуверенности в себе, сомнение в своих силах и знаниях, а также привычка жить чужим трудом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть 1

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Феноменология страхов. Психологическая коррекция и профилактика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я