Автор книги, опытный психолог с многолетним стажем, делится в ней глубокими психологическими знаниями о том, как повысить самооценку и уверенность в себе и научиться любить и ценить самого себя.В книге вы найдете множество ценных рекомендаций и лайфхаков о том, как обрести гармонию с собой и раскрыть свой внутренний потенциал. Автор подробно анализирует причины нездоровой самооценки и дает пошаговые инструкции того, как можно повысить ее в разных жизненных сферах – в карьере, отношениях, творчестве, финансах.Книга изобилует практическими советами и упражнениями, которые можно выполнять самостоятельно. Читая ее, вы сможете лучше разобраться в себе, избавиться от деструктивных установок, полюбить себя и раскрыть личностный потенциал! Это кладезь мудрости для тех, кто стремится к внутренней гармонии и самосовершенствованию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самооценка. Как повысить самооценку и уверенность в себе. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Самооценка на разных этапах жизни
Основным периоды жизни человека и их психологические характеристики
Дорогие читатели! На протяжении своей психологической практики я не раз убеждался в том, что работа над самооценкой требует обязательного учета возрастных особенностей. Ведь на каждом этапе жизни перед человеком встают свои уникальные задачи, которые влияют на самовосприятие и отношение к себе.
Давайте кратко пройдемся по основным периодам жизни человека и их психологическим характеристикам.
Первый большой этап — детство, которое принято делить на младенчество, раннее, дошкольное и школьное детство. Это время формирования базового доверия к миру, развития самосознания, получения первых навыков взаимодействия со сверстниками.
Далее наступает сложный подростковый возраст, сопровождающийся бурными физиологическими и психологическими изменениями. Его главные задачи — поиск идентичности и автономии от взрослых.
Юность и молодость — пора активного жизненного старта, выбора профессионального пути, создания семьи и карьерных достижений. А зрелость приносит пик профессиональной самореализации и переосмысление жизненных целей.
И, наконец, пожилой возраст с новыми вызовами, связанными со сменой социальных ролей, ухудшением здоровья и подведением жизненных итогов.
Как видите, задачи и психологические особенности каждого периода во многом уникальны. Поэтому при работе над самооценкой так важно учитывать возраст человека и выбирать подходящие именно для него стратегии.
Давайте подробно разберем это на конкретных примерах.
Детство
Первые годы жизни имеют колоссальное значение для формирования самооценки ребенка. В этот период базовое ощущение собственной ценности закладывается под влиянием родителей и других значимых взрослых.
Ребенок полностью зависит от того, насколько чутко и заботливо родители откликаются на его потребности, радуются его достижениям. При достаточном внимании, любви и поддержке у малыша складывается ощущение, что он достоин быть любимым просто за то, что он есть. Это критически важная основа будущей здоровой самооценки.
К сожалению, далеко не все дети получают нужное количество родительской заботы и принятия. Распространенные риски:
Гиперопека, когда родители полностью оберегают ребенка от любых трудностей, не давая возможности проявить самостоятельность.
Завышенные требования к способностям и достижениям ребенка, критика малейших неудач.
Холодность, эмоциональная отстраненность, игнорирование потребностей ребенка в ласке и привязанности.
В таких условиях у малыша формируется установка, что он недостаточно хорош для того, чтобы быть любимым. Это подрывает веру в собственную ценность и закладывает риски для самооценки в будущем.
В дошкольном возрасте на первый план выходит общение со сверстниками в детском саду или на детской площадке. Малыши активно сравнивают себя с другими, ориентируясь на реакцию окружающих. Здесь важно, чтобы родители и педагоги поощряли детей, а не провоцировали соперничество.
Я нередко консультирую родителей по поводу заниженной самооценки ребенка. И зачастую корень проблемы — в неосознанном сравнении с братьями и сестрами."Посмотри, какую картинку нарисовала твоя сестра, а ты опять такой мазней страдаешь". Такое отношение искажает самовосприятие ребенка, заставляя ощущать себя"плохим"на фоне успехов сиблингов.
На этапе школьного обучения самооценка также очень чутко реагирует на оценки учителей, одноклассников, авторитетных взрослых. Я помню мальчика Андрея из неблагополучной семьи, которого все считали безнадежным лентяем и хулиганом. Постоянные насмешки учителя и одноклассников над его внешностью и способностями сформировали у ребенка стойкую убежденность в собственной никчемности. К счастью, благодаря поддержке школьного психолога удалось повернуть ситуацию в лучшую сторону.
Итак, что же я как психолог рекомендую для укрепления самооценки детей?
Принимать ребенка безусловно, независимо от его достижений. Щедро дарите ласку и тепло.
Хвалить за старания, а не только за итоговый результат. Акцентировать внимание на прогрессе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самооценка. Как повысить самооценку и уверенность в себе. Книга-тренинг предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других