Только благодаря такому разделению сохраняется
экзогамия, предотвращающая кровосмесительные браки.
С другой стороны, трудно назвать беспорядочным половым сожитием то строгое соблюдение начал
экзогамии, при котором члены одного и того же братства лишены права взаимного супружества.
Антрополог резонно назовёт эту одержимость элементарным принципом
экзогамии, часто встречающимся в традиционных обществах табу, способствующим сохранению здорового генофонда деревни или племени.
С тех пор эта тенденция распространяется всё шире, поскольку тюрки привержены
экзогамии и женятся на женщинах не тюркского происхождения.
В этом правиле выступает и то преимущественное значение, какое пшавы придают родству по матери, и то ближайшее соотношение, в каком
экзогамия стоит к материнству.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: проскопия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Проппприводит пример того, как герой ищет себе невесту за тридевять земель, в тридесятом царстве, а не в своём царстве, считая, что здесь могли отразиться явления
экзогамии: невесту почему-то нельзя брать из своей среды.
В эпоху полного сложения агнатических союзов культ предков, мифическое представление об общем родоначальнике и требование соблюдать в браках начало
экзогамии являются для родов таким же прочным общественным цементом, как и нераздельность земельного владения родов, участие в общих сходах с равным для всех правом голоса и подчинение общему предводительству – обыкновенно старшего члена той династии, к которой народное представление относит основателя самого сообщества или славнейшего из его умерших членов.
Приверженцы
экзогамии, тюрки смешивались со всеми этническими группами, встречавшимися на пути, потому так часто они заканчивали тем, что ассимилировали в покорённых массах.
Экзогамия вообще считается одним из признаков тотемизма, хотя, конечно же, это признак чисто социальный.
Однако оно существует уже миллионы лет в значительной мере благодаря действующей во всех известных обществах системе брачных запретов, называемой
экзогамией.
У наших далёких предков и не имевших устойчивой социальной организации, обычай
экзогамии, едва ли не самый древний в истории человечества, возник, по-видимому, в процессе постепенного обуздания животных инстинктов.
Одним из показателей распада рода была утрата им не только классических, но и позднейших поколенных форм
экзогамии.
Из-за обычаев похищения жён, использования людей в качестве товара для торговли и обмена, а также по причине строгих правил
экзогамии и многоженства тюрко-монгольские племена оставались религиозно, лингвистически и этнически разобщёнными.
Вследствие этого они не имели характерных для обществ родового строя родовых названий и не знали родовой
экзогамии.
Существует немало гипотез о причинах появления
экзогамии, но несомненно, что данное явление способствовало уменьшению конфликтов внутри коллектива, содействовало подчинению личных интересов общественным.
Это явление принято называть
экзогамией (от греческого экзо – вне, гамос – брак) или агамией (от греческого а – не, гамос – брак).
Основной общественной ячейкой является материнский род, связанный с другим родом посредством дуальной
экзогамии (обязательное заключение браков только между членами этих двух родов).
Этносы по сути полифилетичны, и более того, внутри его постоянно происходит метизация в результате
экзогамии.
И хотя его же собственное исследование
экзогамии прямо-таки носом наталкивает его на тот факт, что эта противоположность во многих случаях, если не в большинстве или даже во всех, существует лишь в его воображении, он всё же кладёт её в основу всей своей теории.
Эндогамия и
экзогамия вовсе не составляют противоположности; существование экзогамных «племён» до сих пор нигде не доказано.
Главное же отличие от биологических систем состоит в том, что здесь прежде всего основным результатом снижения
экзогамии будет не генетическая изоляция, а что гораздо важнее – культурная – это прежде всего язык, национальная культура и внутриэтнические нормы поведения.
С введением
экзогамии (запрещения брачных отношений внутри кровнородственных объединений) происходят глубокие изменения в социальной организации.
Герой богатырской сказки легко пересекает границы мира людей и царства смерти; он сражается с реальными врагами, осуществляя отмщение за убийство сородича, и с выходцами из иного мира (чудовищами, злыми духами и божествами); его суженой может стать как земная девушка, так и чудесная дева из преисподней (мотив, отразивший традицию
экзогамии, предписывающей искать жену вне коллектива – в «ином мире»).
До этого община состояла, как правило, из представителей двух-трёх матрилинейных тотемических родов, связанных брачными отношениями своих членов и вытекающими из этого взаимными обязательствами (совместная коллективная охота, взаимопомощь, кровная месть, нормы
экзогамии).
Как бы там ни было, соединение тотемизма с
экзогамией существует и оказывается очень прочным.
Утверждение
экзогамии привело к революционным изменениям в структуре человеческого общества.
Это и составляет связанную с тотемом
экзогамию.
Антропологи называют такой порядок
экзогамией, или требованием искать половых партнёров вне рода. Внутри рода царит агамия (от гр. а – нет, гамос – брак).
Итак, особенность исходной дуально-групповой формы
экзогамии заключается в том, что здесь вообще отсутствует понятие отцовства в кровнородственном смысле этого слова.
Этим-то способом из одного источника, коммунального брака, развились две совершенно противоположные формы: полиандрия, сопровождаемая обыкновенно эндогамией (брак с соплеменницею) и полигамия, сопровождаемая обыкновенно
экзогамией.
Экзогамия имела существенное преимущество перед другими формами отношений, поскольку резко снижала вероятность возникновения инбредных потомков, то есть характеризующихся одинаковыми аллелями генов, расположенных на хромосомах, пришедших от разных родителей.
Вопрос о причинах
экзогамии чрезвычайно сложен и учёные далеко ещё не пришли в отношении него к единой точке зрения.
На
экзогамию смотрят косо.
Именно поэтому базовый принцип
экзогамии рано или поздно принимается любым обществом в качестве своеобразного закона обмена женщинами между группами – обмена жизнью, поскольку женщины рожают детей и поддерживают плодовитость как своего, так и чужого рода.
Поэтому и жену сказочные герои ищут непременно вдали: это отголосок
экзогамии – запрета жениться внутри рода.
Этот фактор объясняет, почему практика
экзогамии, присутствующая в двух третях всех культур, при которой новобрачная после замужества уходит жить в клан мужа, ставит женщин в невыгодное положение.
Основа восходит к эпохе
экзогамии, к языческим временам умыкания и покупки невесты.
Обмен возможен только как дарообмен или обмен людьми (поскольку обмен женщинами является непременным условием
экзогамии) [5].
Так или иначе, соединение тотемизма с
экзогамией налицо, и узы между ними очень прочные.
Но очевидно, что эти распределения направлены к той же (если не к более значимой) цели, что и тотемная
экзогамия.
Именно это я и имел в виду, говоря, что родоплеменная община, вводя
экзогамию, руководствуется не столько интересами своих членов, сколько необходимостью обеспечить сохранность расширившегося сообщества, однако, несколько ограничивая при этом выбор объекта любви, она фактически увеличивает их количество и разнообразие.
Именно таким, естественным путём, формируются первые социальные нормы:
экзогамия группы, превращающейся в род со сменой поколений, и традиции, регламентирующие отношения в первой социальной организации, совпадающей с социальным организмом, способным осуществлять не только общественное производство, но и воспроизводство поколений – знаменитая дуально-родовая организация.
Теперь они зависели от других женщин; так возникла
экзогамия, которая была тесно связана с тотемизмом.
Архетипические отношения, возникающие во время переноса, служат компенсацией неограниченной
экзогамии нашей культуры, осуществляя и воплощая бессознательную склонность к эндогамии.
Между прочим, только этим способом вводится и сохраняется
экзогамия, предотвращающая кровосмесительные браки.
Итак, в основанных на начале
экзогамии и сохранивших ещё следы коммунального брака тлеухах черкесов следует видеть пережиток тех порядков, которые современная этнология относит к периоду зачинающейся общественности.
Из-за строгого соблюдения правил
экзогамии и широко распространённой практики похищения невест из враждебных племён классификация племён по этническим, религиозным или даже лингвистическим группам представляет серьёзную проблему.
Половой инстинкт был окончательно поставлен под социальный контроль с появлением
экзогамии, рода и группового дуально-родового брака…
На мой взгляд, именно в этом стремлении следует искать глубинную причину знаменитого обычая
экзогамии, столь распространённого в обществах с матрилинейным родством.
Его суть составляет примитивно-дуальная форма
экзогамии в виде запрета брачных отношений между членами родственного (род, фратрия) коллектива в эпоху первобытнообщинного строя.