Описанные изменения, разумеется, были вызваны утратой веры в неизбежность прогресса и нарастающим беспокойством относительно незыблемости категорий
просвещенческой мысли.
Для
просвещенческой культуры XVIII в. это было уже невозможной жертвой.
Социалистическое движение бросало всё больший вызов единству
просвещенческого разума и привносило в модернизм классовое измерение.
Однако эстетические изыскания возникли также и в связи с масштабными затруднениями в переводе
просвещенческих принципов рационального и научного понимания в моральные и политические принципы, подходящие для действия.
Несмотря на свою симпатию к уединению, он приветствовал
просвещенческую установку на социальный обмен – двигатель культурного и интеллектуального прогресса.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: расцветный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Фальшивая и пассивная трактовка таких
просвещенческих ценностей, как толерантность и человеческое братство, в конечном счёте тоже оборачивается соблазном несвободы.
Такое понимание настоящего сопрягалось с
просвещенческими идеями социального и научно-технического прогресса и надеждами на освобождение от традиционных феодальных структур и институтов.
Искусство, архитектура, литература и т. д. высокого модернизма сами становились искусством и практиками истеблишмента в обществе, в котором корпоративная капиталистическая версия
просвещенческого проекта развития ради прогресса и освобождения человека задавала тон в качестве политико-экономической доминанты.
Однако с распространением
просвещенческих концепций о том, что знания и разум ведут человека к совершенству, эта «культура без игрушки» коренным образом изменилась.
Пусть даже в рамках тривиальной
просвещенческой идеологии: «литература – это отражение (зеркало) жизни».
Общество, напитанное непереваренными новыми европейскими идеями и мнениями, то, где мысль десятилетней давности считалась уже отжившей, недостойной рассмотрения, встретилось с первоклассным интеллектуалом, европейской знаменитостью, чьи суждения шли вразрез со всем, что привыкли считать за «последнее слово», но в то же время и само претендовало быть этим самым «последним словом», который говорил совершенно непривычные для
просвещенческого сознания вещи, и в то же время проповедуемое им оказывалось нередко тем, что желали услышать его влиятельные собеседники – он давал интеллектуальный аргумент в ситуации, когда казалось, что все аргументы подобного рода в руках противника.
Просвещенческий дискурс подаёт равноправие (liberation) как устранение различий: отныне ни к одному человеку не будут относиться как к представителю конкретной расы, пола, класса или этнической группы.
Есть ли у постмодернизма революционный потенциал в силу того, что он противостоит всем формам метанарративов (включая марксизм, фрейдизм и все формы
просвещенческого разума) и обращает пристальное внимание на «другие миры» и «другие голоса», которых так долго не было слышно (женщины, геи, чернокожие, колонизированные народы с их собственными историями)?
Американцы вооружились
просвещенческой философией, чтобы создать то, что они видели как novus ordo saeculorum – новый ряд веков.
Это образ жизни души, противопоставляемый
просвещенческим идеалам разума.
При этом в колониях активно заимствовали
просвещенческие представления о сопротивлении тирании, естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете и праве на сопротивление угнетению.
Итак, в
просвещенческой политической мысли существовал определённый консенсус по вопросу о постоянных армиях.
Казалось, что
просвещенческая парадигма оказалась отброшенной.
Это создавало широчайшие возможности для распространения
просвещенческих идей.
Революционный процесс рассматривается как неразрывно связанный с
просвещенческим образом будущего.
Насколько были знакомы с основными
просвещенческими концепциями рядовые участники антианглийского сопротивления?
Именно в таком ключе создаётся значительное количество «нравоописаний», которые продолжают ещё
просвещенческую традицию трактовки «нравов».
Вторым пунктом в становлении конкурентоспособной альтернативы зарубежным сектантским течениям является
просвещенческая работа.
Для
просвещенческой исторической традиции характерно использование терминов, которые не являлись аутентичными, но были знакомы авторам и читателям.
Близкая к предыдущей цели
просвещенческая деятельность.
Здесь, помимо слабой доступности информации, свою роль сыграли особенности
просвещенческой ментальности.
В частности, он ссылается на представителей теологического движения «радикальная ортодоксия», которые вполне справедливо отрицают дихотомию веры и разума, отрицают
просвещенческое понимание секулярного как иллюзию и притязают на то, чтобы помыслить иную современность.
Тематика естественного права и общественного договора, видимо, уже казалась тривиальной; повторять уже пройденное не было смысла, и рецепция
просвещенческой политической философии выходила на новый уровень.
Идеалистический подход к истории и созданные на его основе концепции сформированы в рамках европейской
просвещенческой традиции, продолжают и развивает её.
Кроме того, в период формирования наук они все еще находились под значительным влиянием
просвещенческих и романтических взглядов на культуру и историю.
Сама концепция «слияния» восходила к ещё
просвещенческой доктрине поглощения более развитыми народами «отсталых», но с середины столетия её понимают в значении русификации.
Категорически отрицая
просвещенческую доктрину «разумного», рационального действительного, противопоставляя плоской и однозначной картине сущего многомерный мир души, истины, красоты, немецкие романтики возвратили права мистическому познанию, созерцанию, «схватыванию», художественному провидению.
Рационализация педагогики в контексте
просвещенческих идей породила идею свободного развития ребёнка и невмешательства в его жизнь, однако личность, как известно, не развивается «сама из себя», она должна быть связана с миром ценностей, то есть с сверхэмпирической реальностью, где должны быть «образцы», согласно которым осуществляется процесс воспитания.
Симптоматично другое: само сохранение дискурса о жертвах в сколь угодно светском политическом, публичном контексте может свидетельствовать о том, что, несмотря на всю
просвещенческую критику и декларируемые рациональные установки, десакрализованная власть по-прежнему испытывает кризис обоснования, а за различиями аффектов вокруг архаической жертвы (энтузиазм и восхищение) и жертвы современной (жалость и сострадание) стоит различие диспозитивов власти.
В этом смысле я призывал университет вернуться к своей
просвещенческой миссии и перестать отдавать предпочтение исследовательской деятельности, которая, видимо, составляет основу для поиска ренты путём закрепления прав первенства в научной литературе и в патентном бюро.
Процесс был стимулирован в данном случае особенностями
просвещенческой ментальности.
Семья как метафора общества, а также как зародыш будущего государства – традиционная часть
просвещенческого дискурса.
Не говоря уже о том, что практически любая философия власти, неизменно начинаясь с гуманистических установок или
просвещенческого пафоса на стадии практических выводов, если доводить все импликации до конца, непременно даст повод усомниться в этической (или даже психической) вменяемости ее автора.
Она также говорит о важности этики в общей структуре
просвещенческого идейного универсума и о значении естественно-правового критерия при трактовке просветителями любых общественно-политических проблем; оптимистическую веру в прогресс и критицизм по отношению к прошлому и настоящему.
По его мнению, «при помощи
просвещенческого либерализма революционные лидеры пытались упорядочить, формализовать, систематизировать то, что до этого было лишь частично осознанным, путанным и спорным положением вещей».
Фокусирование на процессе (само)освобождения индивидов, больших социальных групп и всего человечества размывало грань между субъектом и объектом
просвещенческой эмансипации.
Модель
просвещенческого образования себя исчерпала.
Любая классификация – сама по себе признак
просвещенческого подхода.
Класс профессиональных говорунов раздражает идея прогресса –
просвещенческое убеждение, что путём понимания мира мы можем сделать человеческую судьбу лучше.
Затем движение
просвещенческих идей, научные открытия, распространение контрацепции.
В сфере онтологии и гносеологии постмодернизм проявляет себя как отказ от интерпретации мира с позиций объект-субъектной парадигмы, от
просвещенческой трактовки знания, разума и истины.
Парадоксальным образом его дискурс иногда бывает близок
просвещенческому скептицизму и гуманизму.
Каким жанром пометить то, что делали
просвещенческий оккультизм, новорождённый роман в своих социально-психологических штудиях, теоретический месмеризм, физиогномика, филантропическая публицистика?
Да, в советской идеологии сочеталось несочетаемое – революционное улучшательство людей и
просвещенческий консерватизм.