Сегодня я, привилегированный горожанин эпохи
постмодерна, могу пользоваться результатами этого безудержного накопления механических устройств, применяя машинную энергию где бы и когда бы мне это ни понадобилось.
Актуальность исследования маргинальных аспектов труда и досуга обусловлена тем, что в обществе
постмодерна эти две формы человеческого бытия не только тесно переплетены, но и находятся в состоянии смешения.
От нас, живущих в современном пространстве культуры
постмодерна, требуется совершенно новый способ взаимодействия с информацией.
Мир
постмодерна создал мир массовой информации, где постоянно возникающие формы смыслов конкурируют друг с другом.
Однако, возможно, с социальной жизнью происходит нечто иное, на что и указывали социологи, предпочитавшие не соблазняться идеей
постмодерна и предлагавшие понятия иного модерна, высокого, или позднего.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: безик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ведь мы живём в интересное время, которое часто называют
постмодерном.
Кроме того, конец моды имеет решающее значение в период, когда современное искусство наследует явлению, известному как искусство
постмодерна, то есть приблизительно в начале нового тысячелетия.
Собственно, разрушение модернистских догматов – суть
постмодерна, явления в целом крайне отрицательного и в какой-то степени даже демонического.
Поэтому, как мне представляется, философия
постмодерна и полипарадигмальность методологии особенно созвучны современной ситуации, непредсказуемость и вариативность которой волей‐неволей приводят к необходимости создания «коллажа», отражающего разные аспекты ситуации и нашего присутствия в ней.
Необычно, «не как у всех», «чтобы все ахнули» – таким критериям должен отвечать дом, выстроенный в стиле
постмодерн.
Человек
постмодерна стремится остановить время в чрезвычайно быстро меняющейся социокультурной реальности, обрести идентичность, получить признание за счёт причастности к тайне [1, с. 61].
Я не специалист по теории
постмодерна, я всего лишь продвинутый пользователь.
Впрочем, предложенное им в 1971 г. понятие
постмодерна включало куда более широкий спектр тенденций, либо радикализировавших основные черты модернизма, либо отрицавших их: эта конфигурация распространялась на изобразительное искусство, музыку, технологию и эстетику в самом широком смысле.
Бодрийар, один из главных теоретиков
постмодерна считал именно массовое копирование – порождение «симулякров» – центральным феноменом индустриального и культурного опыта, характерного для новой эпохи.
Если в парадигме модерна идеалом развития было достижение стабильности (положения, статуса, нормы, акме, т. е. некой определённой и предвосхищаемой стадии), то парадигма
постмодерна принесла осознание неизбежности изменений, где сама по себе стабильность поддерживается потоком изменений.
Прежде всего следует отметить, что в целом на место модернистского рационального понимания сущности мироздания и места человека в нём с единственностью искомой истины и стремлением к познанию однозначных и логичных законов бытия приходит обладающее многими чертами
постмодерна осознание возможности множественности истин и уход от ориентации на единственность «правильных и истинных» представлений о реальности.
Таким образом, именно здесь были впервые сформулированы элементы положительной концепции
постмодерна.
Таким образом, внутреннее пространство
постмодерна осталось, так сказать, вакантным.
Контекст
постмодерна отодвинул позитивизм на второй план.
Подробнее о
постмодерне ещё пойдёт речь ниже.
Отличительной чертой эпохи
постмодерна стал мультикультурализм и ценностный релятивизм.
Репутации пока было очень мало, да и время
постмодерна ещё явно не настало.
Это относится, например, к открытому богоборчеству многих художественных явлений 1920-1930-х годов, или к антихристианским мотивам в литературе, живописи и театре
постмодерна начала XXI века.
Теорию выживания эпохи
постмодерна можно определить как явление и идеологию археоавангарда.
В
постмодерне нет единого центра культуры, господствует хаос и тотальное развлечение, шоу.
Второе понятие обозначает философские и литературные практики в эру
постмодерна в соответствии с новыми веяниями эпохи.
Первым из искусств как форм культуры, важным с точки зрения
постмодерна, является архитектура.
После чего социолог, видимо, навсегда закрыл для себя тему
постмодерна, объявив, что мы живём в мире современности, направляющей нас в будущее.
Перформативный театр в соответствии с законами
постмодерна отказался от позиции демиурга или автора, а также от вертикальных построений, разного рода иерархий.
Давно не новость – описывать современную эпоху в категориях
постмодерна.
Эта работа обратила на себя внимание скорее эффектным приложением идеологии
постмодерна и методологических принципов социологии знания к современной социальной психологии.
Упрощённо можно сказать, что состояние
постмодерна обнаруживает два типа людей: тех, чьё бытие – общественная культура, придающая им форму и наполняющая содержанием; и тех, чьё бытие, содержание и форма принадлежит им самим.
Из эпштейновской концепции русского
постмодерна вытекают и его типологии русской культуры (поиски тернарной модели), и его философские исследования (прежде всего философия возможного), и его растущий с годами интерес к технопоэтике, и его собственные писательские практики.
Неопределённость, вообще присущая социальному миру, в эпоху
постмодерна является следствием нашего нахождения в растянувшейся «точке» бифуркации, когда направление дальнейшего развития принципиально непредсказуемо.
В искусстве, философии, политике влияние
постмодерна уже довольно заметно, но вот разглядеть его очертания в повседневной жизни подчас довольно сложно.
По этой причине важны будут, в первую очередь, интерпретации философами
постмодерна их предшественников.
Но с другой стороны,
постмодерн оказывается человеческим противопоставлением себя культуре и цивилизации, открытием мнимости и иллюзорности собственного бытия в качестве нарративного, функционального человека.
Период
постмодерна практически совпал с развитием процессов глобализации в мире.
Обычно о вызовах
постмодерна говорят во множественном числе, причисляя к ним угрозы термоядерной катастрофы, растущее отчуждение личности, экологический кризис, деконструкцию ценностных оснований модерна.
Если следовать логике
постмодерна, оно будет погружено в хаотическую мозаичность мультикультурности, за которой ничего не будет стоять кроме полного смыслового релятивизма и опрокинутости культуры в контекст технологий приспособления, напоминающих, несмотря на высокий уровень такой адаптации, примитивные формы магии и мифа при доминирующей сфере обыденности.
Такую возможность даёт появление в последних десятилетиях XX века
постмодерна.
Во-первых, реальность
постмодерна представляет собой виртуальный поток симулякров, которым можно манипулировать в любом направлении, конструируя виртуальную реальность, симулируя её.
Мы можем однозначно говорить о каналах появления этой разрушительной рецепции в отношении русского самосознания и русской культуры, потому что появление российского
постмодерна целиком укладывается в понятие «русофобия».
Наша эпоха
постмодерна характеризуется, помимо прочего, неопределённостью.
Мне кажется, что в проекте
постмодерна российская интеллигенция нашла уникальную возможность в очередной раз увернуться от тяжкой необходимости взять на себя ответственность за собственную интеллектуальную деятельность ради сохранения дорогого сердцу интеллигента дилетантизма.
Вместе с тем фундаментальные проблемы мировоззрения человека начала XXI века закладывались именно тогда, когда никто не мог даже подумать, что модерн – эпоху между первыми буржуазными революциями и возникновением общества потребления, между началом трансформации этики протестантизма в «дух капитализма» и болезненно переживавшимся кризисом, – назовут завершённым и провозгласят старт «сверхновой», всё реже называемой
постмодерном.
Характерной особенностью советского
постмодерна было утаивание от советских граждан постмодернистской сущности советской культуры.
А оно, как было показано при анализе дискурса
постмодерна, уже не может быть до конца онтологически прояснено.